Новое содержание образования, в которое включены компоненты деятельности, требует построения учебного предмета в виде системы задач: учебных, проектных, исследовательских, формирующих субъекта собственной учебной деятельности, способного не только реализовывать деятельность, но и строить ее, преобразовывать, проектировать, управлять ею.
В основу построения принципиально новых форм учебных занятий была положена базовая схема проектирования (по В.И. Слободчикову) и структура проектной деятельности, т.к. именно в подростковом возрасте ученик подготовлен предшествующим освоением основ рефлексивного мышления, а также опытом «проживания» учебной деятельности, предметом которой являются научные понятия и опирающиеся на них общие способы решения некоторого класса конкретно-практических задач.
Основная идея нового содержания в развивающем образовании, обеспечивающего развитие проектного сознания и проектных способностей, состоит в выдвижении учениками понятийно-мыслительных схем действия и затем в реализации этих схем с последующим анализом основных особенностей и условий их реализации. Обучающийся должен попытаться создать схему организации собственного действия, а затем попробовать его реализовать, анализируя условия, возможность и невозможность этой реализации [1].
Для того чтобы увидеть и понять специфику новой типологии учебных занятий проектного типа, необходимо знать содержание цикла проектной деятельности, включающей мотивационный, концептуальный, модельный, рефлексивно-экспертный этапы, которые в свою очередь содержат ряд приемов и процедур проектирования (рисунок 1).
Рисунок 1 – Содержание цикла проектной деятельности по В.В. Красновой
В структуре проектной деятельности выделяются такие компоненты как проектная задача, проектные действия и рефлексия (рисунок 3). Понятие «проектная задача» обозначает обобщенную цель проектной деятельности, сформулированную в виде обобщенного проектного задания, позволяющего каждому участнику образовательного процесса выделять и анализировать проблемную ситуацию, понимать ее, осуществлять постановку и планировать решение задачи, оформлять и транслировать полученный новый образовательный и проектный продукт деятельности. Проектная задача, с точки зрения целеполагания, представляется следующим образом (рисунок 2):
Рисунок 2 – Проектная задача с точки зрения целеполагания по Колотовкиной С.Г.
Проектные действия представляют собой специфические акты взаимодействия субъектов образования с окружающей действительностью, заключающиеся в мыслительном и практическом преобразовании образовательной ситуации с целью создания и реализации нового образовательного продукта (проекта). В составе проектной деятельности выделяют следующие проектные действия, которые соответствуют базовым проектным шагам [20]:
- Диагностика наличной ситуации (выделение и анализ ситуации);
- Актуализация и проблематизация (осмысление ситуации и постановка проблемы);
- Целеполагание (постановка проектной задачи как обобщенной цели проектной деятельности);
- Концептуализация (выдвижение креативной идеи или оформление комплекса идей преобразования);
- Прогнозирование и моделирование (разработка модели);
- Конструирование (построение кооперации и коммуникации для реализации замысла, программирование и планирование хода проектных работ и др.);
Рисунок 3 – Структура проектной деятельности по Колотовкиной С.Г.
Таким образом, анализ научных подходов к организации проектной деятельности на уроках экономики позволил выделить содержание цикла проектной деятельности, описать проектно-деятельностное пространство учебного занятия, которое состоит из зон мышления, мыследеятельности и деятельности.
Библиографический список
-
Эрдешбаева Л.М. Проектная деятельность на уроках истории // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-istorii (дата обращения: 22.12.2020).
-
Абдулшехидова Х.Э. Проектный метод как инструмент формирования познавательного интереса младших школьников // МНКО. 2018. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-metod-kak-instrument-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 22.12.2020).