В настоящее время ключевой задачей воспитательной деятельности техникумов должно стать создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, то есть формирование и развитие у студентов техникумов качества правосознания. В связи с этим возрастает роль педагога, его личности, его правовых знаний и культуры мышления, системы ценностей и профессионализма. Именно педагогу принадлежит главенствующая роль правовом воспитании студентов техникумов [3].
Важно то, что педагог в образовательной организации необходим не просто как носитель знаний в определённой области, а как профессионал, имеющий непосредственный набор умений и навыков и обладающий определенным нравственно-правовым мировоззрением, особенностями профессионального поведения. Педагог не только несет ответственность за профессионально выполняемые обязанности, но и за то, каким образом он воспитывает студентов, в частности, это касается и правового воспитания.
Проблема взаимоотношений педагога и обучающихся, воспитателя и воспитанников рассматривалась как классиками, так и исследуется современными педагогами. По их мнению, роль личности педагога в воспитании считается первостепенной, в частности, речь идёт и о правовом воспитании. Роль педагога в данной связи основывается на том, что суть его авторитета составляет его деятельность и поведение, которые и должны стать примером для подражания. В аспекте поведения в данном случае имеется в виду степень его собственного правопослушного поведения.
Необходимо помнить тот факт, что эффективность воспитания достигается лишь тогда, когда сам педагог-воспитатель внимательно относится к своей деятельности, постоянно анализирует воспитательный процесс, делает правильные выводы.
Н.Ф. Крицкая отмечает, что педагог права обязан знать, как и где будут трудиться выпускники, а также о трудностях, с какими они столкнутся. Тогда у педагога появится возможность сориентировать обучающихся, а также понять при помощи каких средств их трудности могут быть решены [2].
В.Н. Баранов считает, что правовое воспитание, осуществляемое педагогом в техникумах, представляет собой целенаправленную специально организованную деятельность, направленную на студентов с целью формирования у них правосознания. Предполагаемый педагогом результат правового воспитания студентов – это их активная правовая деятельность, которая является формой утверждения ценностных правовых установок [1].
Педагогическое воздействие преподавателя при осуществлении правового воспитания заключается также в понимании социального портрета учебной группы, а также индивидуального портрета каждого обучающегося. Педагог должен осознавать, что у каждого обучающегося есть свои личностные качества и нравственные ориентиры.
Наиболее эффективным методом правового воспитания выступает диалог, являющийся ключевой формой учебного взаимодействия. Данный метод является одной из форм организации образовательного процесса гуманистической направленности.
Таким образом, роль педагога в правовом воспитании студентов техникумов крайне велика. Конечный воспитательный результат достигается при помощи деятельности педагога, направленной на формирование правового сознания у обучающихся. Нужно понимать, что формирование и развитие правового сознания у студентов может проходить в течение всей жизни, но педагог в техникуме может заложить крепкий фундамент в глубине личности. Именно поэтому роль педагога в данной связи так значительна.
Библиографический список
- Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В. Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В. К. Бабаева. – М.: изд. «Лань», 2013. – С.301-319.
- Крицкая, Н.Ф. Современные тенденции развития гражданского образования // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, апрель 2005. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.
- Чикаева, Т.А. Особенности российского правосознания и проблемы построения правового государства в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 12 (38): в 3-х ч. Ч. 1. С. 211-213.