РОЛЬ ЗАНЯТИЙ В ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Бржезинская Наталья Алексеевна
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
педагог дополнительного образования высшей категории

Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования личности ребенка через изучение фольклора на примере работы образцового фольклорного ансамбля «Феникс» и его экспериментальной деятельности.

Ключевые слова: личность, образование, развитие, фольклор


THE ROLE OF TRAINING IN THE FOLK ENSEMBLE FOR THE FORMATION OF THE CHILD'S PERSONALITY

Brzezinskaya Natalia Alekseevna
MBOU DOD Palace of Children and Youth in Rostov-on-Don
teacher of additional education of the highest category

Abstract
The article discusses the features of the formation of the child's personality through the study of folklore as an example of a model of the folk ensemble "Phoenix" and its experimental activity.

Рубрика: Педагогика, Этнография

Библиографическая ссылка на статью:
Бржезинская Н.А. Роль занятий в фольклорном ансамбле для формирования личности ребенка // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/06/3422 (дата обращения: 24.02.2024).

Постулатом в области психологии является утверждение, что личность человека, формируется в результате усвоения различной социальной информации. Культурно-образовательная и ценностно-смысловая среды являются ключевыми факторами духовно-нравственного становления личности, в частности, получающей образование. Как отмечают ряд авторов [1, 2, 5] Ценность творчества, и прежде всего, его развивающие функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества, в овладении новыми способами деятельности. В свою очередь творческая самореализация, как отмечает М.А. Васильев [3], представляет собой реализацию творческого потенциала личности в продуктивной деятельности, которая осуществляется новыми эффективными способами решения творческих задач и заканчивается достижением оригинальных результатов. В свою очередь Фольклор это источник знаний о мире, о человеке, и, в тоже время, средство формирования важнейших народных понятий/представлений о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.

В обращении президента России Дмитрия Анатольевича Медведева (2010) Федеральному Собранию говорится «…При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда – вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще – таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией» [цит. по 4]. Наибольшую остроту проблема приобщения населения Российской Федерации к истокам русской национальной культуры приобретает, когда речь идёт о содержании представлений, в первую очередь, детей и молодежи о том, что, значит, быть представителем определённой национальности, в какой мере доступно школьникам освоение культуры и понимание её самобытности, а также каковы пути и средства приобщения детей к национальной культуре своего народа. Современная наука и практика стоят на позициях высокой оценки роли собственной активности ребёнка в познании окружающего мира.

Занятия в творческом объединении «Феникс» строятся на всестороннем развитии ребенка и формировании духовно-нравственных ценностей через такие категории как дом, отчизна, родина, край, семья. В рамках занятий ребята не только учат песни, но и изучают историю России и Донского края, изучают особенности пошива костюмов, ведения быта. Благодаря активной работе с родителями, мастер-классы для детей проводят и их родители. Как отмечают воспитанники ансамбля, такая включенность в жизнь детей коренным образом меняет отношение в семье, формирует более тесные семейные связи.

В рамках экспериментальной площадки, в 2011-2012 и 2012-2013 уч. годах участникам образцового фольклорного ансамбля «Феникс» было предложено подготовить исторические справки по различным интересующих их тематикам, провести научно-исследовательскую, экспедиционную работу, разучить песни, танцы и подготовить доклады на фестивали и конференции. Данная деятельность с одной стороны не является основной задачей деятельности фольклорного ансамбля, однако с другой стороны можно отметить творческий и профессиональный рост воспитанников. За время работы экспериментальной площадки в 2011-2012 учебном году, участники ансамбля подготовили 9 концертных программ. Воспитанники самостоятельно осуществляли поиск информации по заданной теме, готовили атрибуты;  совместно с педагогом подбирали репертуар и обучались игре на различных народных инструментах (шумовых, духовых, струнных). В рамках подготовки к мероприятиям были организованы встречи с фольклористами и музыкантами, которые обучили воспитанников азам игры на народных инструментах: Валентин Шкандыбин (г. Ростов-на-Дону) рассказал воспитанникам об особенностях изготовления и игре на музыкальных инструментах из глины, провел мастер-класс, в рамках которого, каждый воспитанник изготовил себе окарину, которые были использованы в посиделках, посвященных духовым инструментах.

При разработке программ посвященных шумовым, духовым и струнным инструментам, участниками было приобретено несколько мастеровых музыкальных инструментов (пищик, жалейка, сельефлет, калюка, свирель, дудук, зурна, шви, дульсимер, бойран, трещотки), гостями посиделок были подарены ансамблю мандалина, висл, пан-флейта, кугиклы, варган и кена.

В рамках педагогического наблюдения можно отметить, что за год активного участия в подготовке и проведении мероприятий экспериментальной площадки, у частников ансамбля повысился уровень артистизма, воспитанники больше времени уделяют самообразованию и более подробно изучают те вопросы, которые остались за рамками программы экспериментальной площадки. Более 10 участников проявили заинтересованность в подготовке научно исследовательских работ. Также, воспитанники ансамбля приняли участие в городском этноархеологическом фестивале «Этническая культура народов Дона и Приазовья» (12.05.2012), в рамках которого было подготовлено два доклада. Победителем секции «Духовная культура в обрядах, играх, танцах и песнях» стала солистка ансамбля «Феникс», ученица 10-го класса Нищенко Дарина с докладом на тему «Протяжные донские песни». Грамоту также получила ученица 9-го класса Томилина Екатерина, которая подготовила проект на тему «Детские народные игры». Кроме того воспитанниками были освоены новые музыкальные инструменты Дона, Кубани и средней полосы России: свирель, шви, калюка, сельефлет, флейта-пана, кугиклы, окарина, свисток, пищик, жалейка, различные шумовые инструменты, дульсимер, балалайка и др.

В качестве результата можно также отметить, что в новом 2012-2013 учебном году воспитанники творческого объединения проявляют инициативу, не только в подготовке докладов и сообщений, но и получают навыки экспедиционной работы. Так ансамбль посетил традиционные казачьи соревнования «Шермиции» (х. Пухляковский, Ростовская область). В рамках фестиваля донской культуры «Нет вольнее Дона тихого» (ст. Старочеркасская, Ростовская область) воспитанники провели запись этнографических ансамблей Ростовской области. Разделившись на группы, опросили и записали песни в исполнении участников мужского ансамбля «Казаки» (ст. Гниловская), ансамбля хутора Ёлкино (х. Ёлкино, Багаевский район, Ростовская область), Сливовица (г.Ростов-на-Дону), а также солиста ансамбля «Ятрышник» (г. Новороссийск, Краснодарский край). Так солисты ансамбля «Красно солнце» (Сергей Кобельков и Ульяна Кобелькова) из Санкт-Петербурга записали для  участников ансамбля «Феникс» потерянные куплеты некоторых песен, которые, дополняя текст, помогают точнее датировать время написания песни. Рассказали об особенностях ведения экспедиционных записей. А также научили участников ансамбля «Феникс» некоторым приемам игры на шумовых и духовых народных инструментах. Также фольклорный ансамбль «Феникс» совершил экскурсию в самый древний город Донского края – в Азов. По дороге в Азов ребята узнали об истории города от участниц ансамбля, которые подготовили сообщения о различных исторических периодах и культурно-исторических памятниках. В Азове участники ансамбля посетили Азовский историко-археологический и палеонтологический музей заповедник.

В 2012-2013 году, воспитанники ансамбля предложили освоить экспедиционную деятельность по записи и расшифровки фольклорных текстов, данная деятельность пополнила арсенал ансамбля записями более 50 песен, что составило более 3 часов аудио-материала, все тексты песен были расшифрованы, готовится к изданию сборник песен. В рамках экспериментальной деятельности воспитанники подготовили 4 доклада – на региональную научную конференцию ДАНЮИ им. Ю.А.Жданова (секции «Этнография и фольклор» и «Искусствоведение»); один доклад в рамках междисциплинарной секции МИГО ЮФУ, а также доклады на первые открытые образовательные молодежные литературные Славянские чтения, посвященные Дню славянской письменности и культуры. Таким образом, экспедиционные и теоретические знания оформляются в научные работы, презентации, вербализируются и представляются как законченный материал.

Однако важно отметить обратную сторону данной ситуации, а именно оценку фольклорной деятельности ровесниками воспитанников, их одноклассниками и друзьями. По оценкам самих воспитанников, первая реакция молодежи на факт участия в «фольклорном ансамбле» вызывает пренебрежительно-негативную оценку, однако после посещения концертов, мастер-классов и репетиционных занятий отношение школьников, не посещающих такие занятия, изменяется. Воспитанники ансамбля оцениваются как эрудированные, подкованные, знающие историю, обладающими уникальными знаниями. Все это оказывает благоприятное влияние на самооценку воспитанников, формирует мотивацию к занятиям, побуждает совершать новые самостоятельные поиски интересных песен, игр ит.д.

В тоже время, важно понимать, что только пение учебно-тренировочного материала не может привести к таким результатам. Необходима программа, которая будет включать различные мероприятия (экскурсии, мастер-классы, посещение концертов классической и современной музыки, поездки в экспедиции и на фестивали), которые смогут формировать определенное отношение к истории и представление о фольклоре, как об историческом материале. В современном обществе, и особенно среди молодежи, представление о «народной культуре» имеет искаженный вид, основанный на опыте анализа СМИ и рекламы, в которых высмеивается все, что связано с жизнью за пределами мегаполиса. Таким образом, мы можем отметить, что фольклор, это тот столп, на котором базируются нравственные социокультурные ценности общества, способны оказать благотворное влияние на развитие личности воспитанников, однако только использование инновационных методов образования может сформировать представление о фольклоре, как о культурном наследии страны, и сформировать у подростков адекватно высокую самооценку.


Библиографический список
  1. Абраухова В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. – Ростов-на-Дону: Fondation, 2011.-166 с.
  2. Абраухова В.В. Развитие творческой направленности как фактора становления и личностного роста ребенка в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования // Российский психологический журнал. – 2010. – №3. -Т.7. – С.9-17
  3. Васильев М.А. Музыкальное народное творчество как средство творческой самореализации личности в дополнительном образовании //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 4. С. 453-460.
  4. Погонцева Д.В. Бржезинская Н.А. Патриотическое воспитание ребенка через изучение фольклора// Психология и социальная педагогика в системе гуманитарного знания // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под. ред. к.п.н. доцента Асильдеровой М.М. – 3 декабря 2012 г. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2012. – С. 112-116.
  5. Погонцева Д.В., Наседкина Ю.В. Влияние религиозных убеждений молодежи на формирование отношения к представителям различных религиозных конфессий // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5. С. 24.


Все статьи автора «Бржезинская Наталья Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: