СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ В 20-Х – 90-Х ГГ.XX ВЕКА

Понер Людмила Викторовна
Томский государственный педагогический университет
ассистент кафедры лингвистики аспирант кафедры общей педагогики и психологии

Аннотация
Статья посвящена исследованию специфике организации процесса обучения в сельской школе в 20-х – 90-х гг. XX века: окончательное оформление начальной, средней и высшей школ на селе, унификация моделей организации обучения в общеобразовательных учреждениях, создание условий для индивидуализации обучения в сельских школах по формированию элементов профильного обучения и допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.

Ключевые слова: индивидуализация обучения, модель обучения, сельская школа, унификация обучения


SPECIFICS OF PROCESS OF TRAINING AT RURAL SCHOOL IN THE 20TH – 90TH OF THE XX CENTURY

Poner Lyudmila Viktorovna
Tomsk State Pedagogical University
Assistant of department of linguistics Graduate student of department of general pedagogy and psychology

Abstract
Article is devoted to research to specifics of the organization of process of training at rural school in the 20th – the 90th of the XX century: final registration of initial, average and highest schools in the village, unification of models of the organization of training in educational institutions, creation of conditions for a training individualization at rural schools on formation of elements of profile training and pre-professional and initial vocational training.

Keywords: rural school, training individualization, training model, training unification


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Понер Л.В. Специфика процесса обучения в сельской школе в 20-х – 90-х гг.XX века // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/05/3166 (дата обращения: 21.02.2024).

Советский период (20-е –90-е гг. XX в.) характеризуется коренным изменением всех сфер жизни общества. В это время активно формируются новые идеалы советского государства, поэтому большое внимание уделяется вопросам обучения и воспитания в частности и педагогической науке в целом. Вопросы, связанные с сельским образованием, были наиболее актуальны, так как сельские школы были самыми распространенными учебные заведениями. Образовательная сеть образовательных учреждений, существовавшая в дореволюционной России, была полностью разрушена.

В данный временной промежуток начинают формироваться характерные особенности и тенденции процесса обучения в сельских школах: окончательное оформление начальной, средней и высшей школы, унификация моделей организации обучения, создание условий для индивидуализации обучения.

Рассмотрим их подробнее. Период становления советского государства (1917-1930) совпал с появлением новой образовательной системы, отвечающей идеалам и ценностям того времени. Были приняты ряд декретов, формирующих советское народное образование, – «Обращение народного комиссара по просвещению» (1917), «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (1918), «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.) [1, с. 9-13, 2, с. 74, 3]. Таким образом, можно констатировать то, что образование становится приоритетным направлением в целом и сельским образованием в частности.

За короткий период была сформирована нормативно-правовая база, основными документами которой стали положение «О единой трудовой школе РСФСР» [4] и декрет, предписывающий всеобщее обучение для населения от 8 до 50 лет, не владеющего навыками элементарной грамотности [5]. К 1920 году, согласно переписи населения, было обучено около 42 % населения в возрасте старше 8 лет [6]. Однако данные переписи не включали ряд регионов, таких как Дальний Восток, Белоруссия, Крым, Закавказье и ряд губерний [7].

Таким образом, можно констатировать кардинальное изменение образовательной системы, выражавшееся в запрете функционирования частных школ и церковного (религиозного) обучения, введении бесплатного и совместного обучения для всех национальностей на родном языке, разделения школы, церкви и государства.

И как результат такой политики в 1919 появляется еще один документ «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» [8], согласно которому образование на русском или родном языках могли получить все в возрасте от 8 до 50 лет [9].

Для борьбы с безграмотностью создавались различные общественные организации, например, общество «Долой неграмотность», направленное на культурный подъем в сельской местности. В этот период времени происходит усиление работы пригородных школьных помещений, где основными участниками образовательного процесса были беспризорники, которых насчитывалось около 7 миллионов человек. Несмотря на все действия, количество школ не достигло уровня предвоенного времени (1914г.) и составляло 83 % [10].

К середине 1920-х годов всеобщее обязательное обучение для детей распространялось достаточно динамично (УССР, 1924 г.,
БССР, 1926 г., ЗСФСР) через деятельность местных органов самоуправления. К началу 1930 г. можно сделать вывод о том, что фактически всеобщее обучение на начальной ступени было введено по стране повсеместно [10].

Сельской школе ставились не только образовательные цели и задачи, но и распространение коммунистической идеологии, так как была большая потребность в образованном и правильно политически ориентированном населении, поэтому вся школьная система, начиная от содержания образования и заканчивая внеурочной деятельностью, была направлена на решение этих задач.

В этот период происходит сращивание обучения в сельских школах и практической работой в колхозах, совхозах и пр., что послужило, в свою очередь, поводом для появления специальных образовательных программ, разработанных для сельских школ.

С приходом большевиков к власти и созданием Наркомпроса все образовательные учреждения, в том числе и разнообразие сельских школ (школ ыс сельскохозяйственным уклоном, школы крестьянской (колхозной) молодежи, сельские начальные училища, традиционные школы I и II ступени, школы-комунны интернатного типа, опытно-показательные учреждения Наркомпроса) [11], кроме ВУЗов, были объединены в единую трудовую школу, обучение в которой состояло из нескольких ступеней: первая ступень – с 8 до 13 лет и вторая – с 14 до 17 лет. Позднее к единой трудовой школе добавился детский сад для детей 4-8 лет.

Основной проблемой для сельской школы в период становления советского государства – невозможность ее финансового обеспечения. Это выражалось в отсутствие продовольственного обеспечения сельских педагогов. С начала 20-х гг. XX века происходит «переложение» финансового обеспечения с государства на местные советы, поэтому жителям приходилось финансировать не только образование детей, но и содержание всей школы в целом.

К 1930-м годам намечается тенденция появления политехнического образования в трудовую школу. В этот период на базе школ, в том числе и сельских, возникают различные трудовые мастерские и шефское руководство школ предприятий. Кроме того, в этот период начинаются социальные «чистки», связанные с раскулачиванием сельского населения, как результат, существенное уменьшение количества учащихся в сельских школах [12].

Таким образом, первая половина XX века характеризовалась становлением современно педагогической системы – стремительным ростом количеством городских и сельских ОУ, изменения условий подготовки кадрового обеспечения и пр. Необходимо отметить, что кроме окончательного оформления начальной, средней и высшей школ, также динамично начинают создаваться условия для индивидуализации обучения в сельской школе по двум направлениям: созданию элементов профильного обучения и допрофессиональной и начальной профессиональной подготовке [13].

Становление народного (сельского) образования стала формироваться после прихода к власти большевиков в 1917 года. Ряд документов «Обращение народного комиссара по просвещению» (1917 г.) [14, с.9-13] и «Основные принципы Единой трудовой школы» (1918 г.) [15, с.74] сформировали новые цели и задачи новой образовательной системы. Основой этой системы стали гуманизм, демократизм и светский характер обучения, поэтому все церковные школы были переданы Наркомпросу, который разработал для сельских школьников новые учебные планы и программы, направленные на формирование и развитие трудовых
навыков в практическом сельскохозяйственном труде и предлагал сельским школьникам участвовать в сезонных сельскохозяйственных работах [16].

В 30-е годы XX века начинается унификация образовательной системы в целом, которая напрямую затронула сельские школы, упразднив ее многочисленные вариации (агрогородки, национальная школа, школы-коммуны, опытные станции и др.). Унификация образовательных учреждений отразилась и на подготовке педагогических кадров, которая, в свою очередь, тоже
унифицировалась и привела к тому, что для сельских школ кадровый состав не готовился [17].

В сельских ОУ, также как и в городских, была проведена унификация различных типов сельских учебных заведений, согласно постановлению «О структуре начальной и средней школы в СССР» [18, с.167], предполагающего ликвидацию различных школ и получение знаний одинакового объема на начальной и средней ступени обучения. Такая ситуация не способствовала поддержке и развитию сельского образования, потому что в новых условиях сельская школа теряла практическую сельскохозяйственную направленность своего обучения и связь с народом. Теперь сельская школа становится инструментом пропаганды коммунистической пропаганды.

Педагогическая система народного просвещения складывалась в условиях разрушения экономики и социальной структуры в ходе революций и гражданской войны. Теоретическая модель сельской школы на практике оказалась не совместима с рядом ОУ, например, с сельскими начальными училищами I ступени из-за невозможности адаптации учебных планов и программ, неподготовленности учащихся к пятому классу средней образовательной школы, недостаточной финансовой поддержки и слабой подготовки педагогического состава.

Как результат, идея 5-летнего обучения в школах I ступени в современных условиях была практически невозможна, Наркмпрос перенес пятый класс в среднюю школу (II ступень). Однако это было сделано не сразу, поэтому оставался большой разрыв между сельскими школами I и II ступени и невозможность войти в единую систему трудовой школы [19].

На базе сельских школах I ступени, ориентированных на воспитание работников сельскохозяйственного труда, стали появляться школы крестьянской молодежи со сроком обучения 3 года, направленные на подготовки земледельцев и общественников. Это было сделано с целью сформировать и привить интерес к сельскому хозяйству и труду в целом, а также осознание значимости такой работы.

Полноценное финансирование новой образовательной системы и ее доступность населению в виде ее бесплатности оказалось невозможным. Расходы на образование за период 1920-1922 гг. сократилось в 2 раза с 10 % до 3,5 % [20], что, в первую очередь, сказалось на сельской школе и сельском учителе. Резкое уменьшение финансирования привело сельского учителя к состоянию нищеты, так как педагог больше не получал казенного пайка. Сельские школы также лишаются государственной финансовой поддержки и переходят на местное финансирование, что явилось причиной закрытия ряда сельских школ.

Итак, создание новой сельской школы в рамках единой трудовой школы не получилось, так как сельская школа, как и раньше, сочетала в себе не только возможности для обеспечения навыками элементарной грамотности сельское население, но и обучение практическому сельскохозяйственному труду. Согласно данным 1932 года, сельских школ I ступени насчитывалось около 13 тысяч, неполных средних школ – 22, 5 тысяч, средних школ – 123. Сельских педагогов насчитывалось около 450 тысяч человек [21].

Таким образом, можно констатировать, что в период с 1917 по 1950-е годы XX века главной отличительной особенностью сельской школа была ее унификация, что в свою очередь, отразилось на сокращении вариативных форм образовательных учреждений, содержании образования, главного проводника коммунистической доктрины, подготовки педагогического состава, не имевшего специальных навыков и знания для работы в сельских школах и тенденции сращивания обучения и сельского производственного
труда.

В 1950-е годы оформляются направления профильного (дифференцированного) обучения: гуманитарному и социально-экономическому, техническому и физико-математическому и биолого-агрономическому, которые были зафиксированы документально в 1958 году законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» [22, с.53-61]. Академия педагогических наук в течение 1958-1959 учебного года была создана экспериментальная площадка на базе средней школы № 710 г. Москвы, в рамках которой реализовывались четыре направления дифференцированного (профильного) обучения: гуманитарному, химико-техническому, биолого-агрономическому и физико-техническому.

Но подобные эксперименты создания системы профильного обучения были характерны не только для центральных районов СССР, но и для Сибирского региона, например, в 1962-1963 учебном году была создана в Новосибирске специализированная школа-интернат с двумя профилями: химико-биологический и физико-математический. При этой спец. школе на протяжении всего обучения постоянно функционировали научные кружки под руководством ученых, а выпускники имели возможность работы в НИИ в качестве лаборанта [23].

Содержание образования позволяло выпускникам специализированных школ быть принятыми на второй курс университета с возможностью перезачета школьных дисциплин. Позднее от такой практики отказались, заменив приемом экзаменов по программе вуза экстерном.
Однако и эта практика не была результативной. В итоге все действия сводились к усиленной подготовке к сдаче вступительных университетских экзаменов [24].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в первой половине XX века в СССР сложилась система специализированных (профильных) школ, готовящих одаренных детей к поступлению в профильные университеты. Профильные школы были статусные, чем обеспечивался постоянный поток учеников и создавались условия для конкурсного основания. Однако содержание образования кардинально не менялось в зависимости от профильной направленности, дифференциация обучения осуществлялась через дополнительные профильные часы.

Если обратиться к истории модернизации сельской школы (по М.П. Гурьяновой), то можно отметить целевую направленность сельских ОУ на практическую (трудовую) подготовку, с помощью которой школьники организовывали различные трудовые объединения, например, производственные звенья и бригады, как основные формы взаимодействия школы и предприятия [25].

Идея интеграции трудового воспитания и обучения в образовательный процесс с целью обеспечения профессиональной подготовки, особенно сельского населения, была закреплена в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.) [26, с.53-61]. Положительные результаты данного закона выражались в значительном увеличении количества сельских школ, улучшения материально-технического обеспечения (МТО) из-за массового распространения школьных мастерских для детей обоего пола.

Еще одним важным итогом закона 1958 года было понимание необходимости существования различных типов и видов сельских школ, так как даже соседствующие территории отличались сильно друг от друга. Примерно в это время начинает оформляться сетевое взаимодействие между сельскими школами, выражавшееся в создании школ с продленным днем, школ-интернатов, организации подвоза детей из отдаленных сельских поселений [27].

60-е годы XX века стали временем, когда правительство СССР было вынуждено заняться сельским образованием из-за массового оттока в город сельских жителей, поэтому в сельских поселениях практически не осталось специалистов, способных работать на земле.

Период 70-х годов охарактеризовался ориентацией профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. Известен образовательный опыт педагогического центра п. Зеленый Бор Кокчетавской области, в котором реализовывалось профильное разновозрастное обучение (РВО), созданное с учетом интересов учащихся с одной стороны, и индивидуальными образовательными планами с другой. Таким образом, стало возможным освоение учащимися теоретических и практических начал для более точного профессионального определения в будущем [28].

Профилизация образования присутствовала практически во всех ОУ, но носило скрытый характер и реализовывалась на базе качественно проводимых факультативов.

В 80-е годы XX века, подводя итоги работы специализированных школ, можно сделать вывод о том, что в специализированных школах с углубленным обучением назрел ряд проблем, необходимых к немедленному решению. Самой сложной проблемой было отсутствие преемственности образовательных программ образовательных школ и университетов. Также не была четко отработана система отбора и приема учащихся. К тому же накопленный научный и методический материал требовал обработки и научного осмысления. Стало понятно, что все образовательные школы невозможно переделать в специализированные, потому что «переделывание» учебного плана средних школ приводило к перегрузкам учеников и сложностям контроля со стороны управления на всех уровнях.

Таким образом, можно обозначить итоги развития сельской школы как части единой трудовой школы. К положительным итогам
можно отнести постоянный рост сельских ОУ и их государственную поддержку, улучшение МТО и педагогического состава. Отрицательные результаты выражались в утрачивании самобытности, основной характеристики, показывающей связь с сельской культурой и народом.

Одной из важных характеристик сельской школы была сельскохозяйственная практическая направленность обучения. Кроме того такая особенность четко соответствовала правительственному курсу по созданию нового общества в рамках коммунистической доктрины. Искусственно созданная связь сельских ОУ с различными сельскохозяйственными предприятиями и ограниченная рабочая подготовка не способствовала формированию адекватной психологической готовности у школьников. Кроме того, унификация сельских школ привела к невозможности стать базой для социализации сельского общества.

Образовательная политика СССР по отношению к сельской школе с самого начала носила принудительный и искусственный характер, выражавшийся в вытеснении многоукладности сельской жизни. Как результат, была утрачена уникальность всего сельского общества и всех сфер его жизни.

На основании историко-педагогического анализа, мы можем выделить условия успешной социализации сельской школы. Первое условие: функционирование сельской школы как социального института. Для этого необходимо быть доступной и открытой системой воспитания и обучения, которой свойственно индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс. Следующее условие – вариативность и многообразие не только сельских школ, но и содержания образования, опирающегося на многоукладность сельского социума.


Библиографический список
  1. О народном просвещении: Обращение Народного комиссара по просвещению от 29 октября (ст. стиля) 1917 г. // Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства о народном образовании. Сб. докум. За 1917-1947 гг.: Приложение к журналу «Советская педагогика». – Вып. 1 [Сост. канд. пед. наук Н. И. Болдырев]. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. – С. 9-13.
  2. Основные принципы единой трудовой школы. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Под ред.чл.- корр. АПН СССР, д-ра пед. наук, проф. А.Н. Алексеева и канд. пед наук, доцента Н.П. Щербова. Сост. и авт. вводных очерков канд. пед. наук, доцент М.И. Анисов/ Учеб.пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение. С. 74
  3. Хрестоматия по истории советской педагогики [Текст]. – М., 1978. 297 с.
  4. Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. [Режим доступа] URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page95.html (дата обращения 05.02.2013)
  5. Грамотность // Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969-1978
  6. Грамотность // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. [Режим доступа] URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page95.html. (дата обращения 15.10.2012)
  7. История переписи (часть 3) // Территориальный орган Федеральной службы государственной политики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. [Режим доступа] URL: http://www.petrostat.gsk.ru?default/aspx (дата обращения 20.11.2012)
  8. Ленин В. И.  Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. М.: б.и., 1919.
  9. Крупская Н. К. Методические записки. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин [Текст] / Н.К. Крупская // Избр. пед. произв. М., 1957. 450 с.
  10. Школы взрослых // Большая Советская Энциклопедия. Режим доступа URL: slovari.yandex.ru/книги/БСЭ/Школы%20взрослых
  11. Байгулова Н. В. Разработка и реализация модели разновозрастной сельской малокомплектной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск 2011.
  12. Крупская Н. К. указ.соч.
  13. Горский В.А. Развитие технической самодеятельности учащихся в России в период с 1900 по 1990 гг.: дисс. … канд. ист. Наук. М., 1994. 205 с.
  14. О народном просвещении. указ соч. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. – С. 9-13.
  15. Основные принципы единой трудовой школы. указ.соч. М.: Просвещение. С. 74
  16. Гурьянова М.П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. … д-ра пед. Наук. М., 2001. 412 с.: илл.
  17. Королёв Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921—1931, М., 1961.
  18. Постановление СНK Союза СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» – 15 мая 1934 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. С. 167.
  19. Прокофьев М.А. Послевоенная школа России. М.,1997.
  20. Миронов Б. Н. История в цифрах. Л.: НАУКА, 1991.
  21. Организация образования в сельской местности России: (Исторический очерк) / О.Е. Кошелева, П.В. Мошкова, М.В. Богуславский, A.M. Цирульников. – М: Педагогика, 1993. 185 с.
  22. Закон СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» – 24
    декабря 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – С. 53-61.
  23. Физматшколе – полвека. // Навигатор. № 3 от 25.01.2013
  24. Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917—2004.: Аспект-Пресс, М., 2005.
  25. Гурьянова М.П. указ.соч.
  26. Закон СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» – 24 декабря 1958 г. указ.соч. М.: Педагогика, 1974. – С. 53-61.
  27. Нарядкина Л.А. Школьная реформа 1958 г. и национальное образование // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4 – с. 35-36 [Режим доступа] URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7780072 (дата обращения: 10.04.2013).
  28. http://www.pavlodar.gov.kz/page.php?lang=2


Все статьи автора «Lusi»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: