Семью часто называют колыбелью человеческой личности. Именно в семье человек рождается и возрастает не только физически, но и нравственно. Учится различать лица и имена своих родных и близких, видеть и понимать явления природы и мира людей, а через них узнавать о прошлом и настоящем своей Родины.
И главный помощник ребенку в этом непростом деле – язык, вернее, живая родная речь.
Об этой удивительной способности человека познавать «живую плоть предметов и явлений, даруя ей имена» (А. Тарковский) упоминается еще в Библии. Ветхозаветный Адам получает от Бога право назвать своими именами все Его творения. Таким образом, через этот дар слова человек становится со-работником Всевышнего. Когда же, выполнив волю Творца, первый человек оглядывается вокруг, то он искренне удивляется красоте и величию мира, в котором ему предстоит жить.
Возможно, близкий к этому дар словотворчества мы можем наблюдать в раннем детском возрасте. Поэтому так важно в этот период научить ребенка не только словарному разнообразию языка, полному наименований окружающих предметов и явлений, состояний человека и природы, но – главное – научить его различать семантическое значение слов и выражений, то есть умению отличить доброе высказывание от дурного.
Ведь одной из психологических особенностей дошкольного возраста как раз и является чуткое до максимализма отношение к речи, особенно к ласковым или обидным словам, высказанным не только в адрес самого ребенка, но и узнаваемым им в разговорах взрослых людей.
Поэтому так важно родителям в домашнем кругу и в общественной среде избегать грубых негативных высказываний, унизительных обращений и сравнений, несущих скрытую или явную угрозу.
Проводившиеся исследования в области лингвистической психологии убедительно показывают, что маленькие дети, слыша негативно окрашенную лексику из уст взрослых, подсознательно догадываются об отрицательном значении подобных слов и выражений, но часто принимают их за языковую норму.
Более того, часто сквернословие ребенка, являясь отражением взаимоотношений в семье, становится своеобразным способом подражания взрослым или привлечения их внимания, если родители слишком заняты своими делами, заботами и конфликтами и по этой причине не уделяют своим детям должного внимания [1].
Научно обоснованным фактом является и то обстоятельство, что чувство тревожности и недоверие к миру у детей из семей, в которых регулярно используются бранные грубые выражения (даже если эти семьи внешне вполне благополучны) выше, нежели у их сверстников, в семьях которых таких негативных слов стараются не употреблять [2].
Анализируя данные обстоятельства, следует обратить внимание на проблему определяющего влияния семьи на формирование речевой культуры ребенка.
Следует отметить, что речевая культура неразрывно связана с таким явлением как речевой этикет(термин В.Г. Костомарова) – одним из направлений языкознания, изучающим национальную специфику речевой вежливости. «Смысл речевого этикета, – пишет Т.В. Матвеева, – сводится к поддержанию гармонии общения в соответствии с требованием речевой ситуации и национально-культурной традицией» [3, с. 289].
Как отмечает автор «Словаря русского речевого этикета» А.Г. Балакай: «Отличительная особенность семантики этикетных слов и выражений заключается в том, что они являются не столько знаками, называющими понятия, сколько знаками-перформативами (словами-поступками)» [4, с. 4].
Таким образом, речевой этикет понимается нами как важнейшая часть культуры, в которой заложена созидательная сила народа. Ведь это не только и не столько слова-формулы, закосневшие в языке, а по своей сути высказывания, с ярко выраженной положительной семантикой.
Исходя из этого, в русском речевом этикете можно выделить особую группу высказываний, близких по коммуникативному намерению к перформативам – словам-поступкам, и обозначить ее как традиционные благопожелательные высказывания.
«Под традиционным высказыванием понимается традиционный способ выражения в языке какого-либо речевого намерения, – читаем в статье В.В. Плешаковой «Традиционные формы русской речи как национальное достояние» [5, с. 32].
Характерными примерами таких традиционных высказываний могут служить благопожелания, благословения, благообращения, молитвенные прошения, наставления, советы, благодарения, приветствия и просьбы.
Изучение благопожелательных высказываний свидетельствует о высоких духовно-нравственных традициях народа. Как правило, по своему коммуникативному намерению такие выражения предназначены для пожеланий в чей-либо адрес осуществления какого-либо блага, причем часто это благо для собеседника испрашивается у Бога:
– благопожелания: «дай Бог тебе здоровья», «храни тебя Господь», «будь счастлив», «да будет тебе день в радость», «желаем вам мира и здоровья», «в час вам добрый»; «ешьте на здоровье и другие;
– благословения (дар родителям по отношению к детям и священству по отношению к пастве): «мир вам», «благословен будь», «Бог благословит доброе творить»;
– благообращения: «радость моя», «голубушка», «милый мой», «солнышко ясное»;
– молитвенные прошения: «Господи, спаси и помилуй»;
– наставления: «береги платье снову, а честь смолоду», «так и поступай … не обижай никогда людей»;
– советы: «мой совет тебе: живи, смекая себя, а за другими не тянись»;
– благодарения: «спасибо», «благодарю вас»;
– приветствия: «здравствуйте», «доброго здоровья», «с добрым утром»;
– просьбы: «помоги мне, пожалуйста», «извините меня», «простите за беспокойство».
Безусловно, использование таких благопожелательных высказываний в речи способно оказать существенное влияние на формирование положительно окрашенной речевой культуры личности. Ведь исходя из лингво-философского осмысления данного понятия, речевая культура антропологична по своей сути, представляя собой результат взаимодействия системы ценностей человека с его жизненными целями и проявляясь в текстах, создаваемых данным человеком.
Поэтому обучение детей основам русских традиционных благопожелательных высказываний является важнейшей воспитательной задачей, стоящей перед современной семьей.
Такое воспитание можно осуществлять и на материале устного народного творчества, которые пронизано национальным духов и традициями [6].
И речь идет не только о частично устаревших выражениях, а о самом стремлении пожелать благо собеседнику. Таким образом, ребенок научится понимать, что другому человеку можно подарить доброе слово и доброе дело.
Возможно, именно с этого пожелания блага другому и начинается нравственное воспитание личности в семье.
Способов такого обучения семейным речевым традициям можно рассматривать множество, но мы остановимся на трех самых распространенных.
Первым и наиболее существенным может считаться прямое обучение детей основам речевого этикета и традиционных высказываний, беседы родителей, проводимые на эту тему, рассказы о значении слов с благопожелательной семантикой и т. д.
Вторым не менее значимым способом является использование взрослыми в собственной бытовой и официальной речи таких благо-высказываний по отношению к окружающим людям и самому ребенку.
И, наконец, третьим способом обучения речевым традициям может стать домашнее чтение. Ведь при внимательном изучении произведений русской классической литературы, в том числе рассказов и повестей, обращенных к детям, становится понятно, что они хранят в себе настоящие сокровища традиционных благопожелательных высказываний.
Таким образом, речевые традиции семьи могут помочь родителям не только в воспитании положительно окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат маленького человека, только вступающего в жизнь, бережно относится к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.
Библиографический список
- Лосева А. «Плохие» слова. Как отучить ребенка ругаться // Мама и малыш. 2006. № 2 // http://www.2mm.ru/vospitanie/516/
- Нодель Ф.А. Отношение детей к нецензурной лексике // Русский язык. Я иду на урок русского языка // rus.1september.ru/articlef.php?ID=200502411
- Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М. : Флинта, 2003. 432 с.
- Балакай, А.Г. Словарь русского речевого этикета. М.: Аст-пресс, 2001. 672 с.
- Плешакова, В.В. Традиционные формы русской речи как национальное достояние // Русский язык: прошлое и настоящее: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 22–25 мая 2000 года / РГПУ им. С.А. Есенина. Рязань, 2000. – 60 с.
- Грицай Л.А. Идеалы родительского воспитания в русской традиционной культуре (на материале изучения устного народного творчества) // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 4. С. 53-62.