За период с 2016 года по сегодняшний день в сфере энергетики было создано более 40 блокчейн-проектов, над стартапами по использованию смарт-контрактов работает 120 энергетических компаний во многих странах мира. Это обуславливает повышенный интерес и актуальность исследуемой темы.
Несмотря на активный и идейный, быстро развивающийся рынок электроэнергетических стартапов, все же существуют некоторые проблемы по внедрению блокчейна в жизнь потребителей.
Цель работы – определить, насколько применение блокчейна обеспечивает безопасность деятельности ФАС и ее взаимодействие с органами и организациями.
Задачи работы:
1) изучение понятия «блокчейн»;
2) изучение текущего состояния блокчейна в деятельности ФАС;
3) определение целесообразности внедрения блокчейна в деятельности ФАС.
В Российской Федерации идет постоянное совершенствование информационных технологий, улучшение законодательной базы в области межведомственного информационного взаимодействия, внедряются новые технологии и Федеральная антимонопольная служба РФ здесь не исключение.
Для реализации указанного процесса требуется оптимизация и быстрота, однако существует ряд проблемных вопросов.
Одним из наиболее значимых препятствий является недостаточность технического обеспечения в ведомствах. Действительно, технологии постоянно развиваются и совершенствуются, но эти показатели не являются достаточными для осуществления бесперебойного эффективного взаимодействия. В Российской Федерации (далее – РФ) технологическая платформа для налаживания взаимодействия по согласованию и контролю посредством «единого окна» наиболее развита, хотя все же еще не подготовлена до конца.
Следующий наиболее явный барьер при осуществлении указанного информационного взаимодействия посредством технологии “единое окно” – нормативная несогласованность.
Наиболее целесообразной отправной точкой на пути такого совершенствования может стать построение технологии “единого окна” на актуальной сегодня платформе «блокчейн» (Blockchain).
Блокчейн (транслитерация от англ. blockchain – цепочка блоков) представляет собой одну из наиболее обсуждаемых технологий последних лет. Причем дискуссии о перспективах ее применения уже вышли за рамки технических и коммерческих кругов и стали предметом рассмотрения на государственном уровне. Так, Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев поручил Минкомсвязи и Минэкономразвития России рассмотреть возможность применения технологии блокчейн при разработке программы «Цифровая экономика». Банк России инициировал создание консорциума для изучения и продвижения блокчейна на банковском рынке. Весьма пристальное внимание проблематике блокчейна уделяется и на различных дискуссионных площадках, среди которых следует особо выделить Петербургский международный юридический форум, где данная тема уже второй год подряд рассматривается в рамках различных круглых столов. Все это обусловливает необходимость в более пристальном рассмотрении перспектив применения данной технологии в контексте действующего российского законодательства, в том числе в разрезе использования так называемых смарт-контрактов, которые являются одним из наиболее перспективных и в то же время противоречивых с правовой точки зрения направлений применения данной технологии[4].
В самом общем виде блокчейн представляет собой децентрализованную распределенную базу данных (“учетную книгу”) обо всех подтвержденных трансакциях, совершенных в отношении определенного актива, в основе функционирования которой лежат криптографические алгоритмы. Преимуществами блокчейна выступают его: 1) децентрализация, которая минимизирует риски отказа работы в случае выхода из строя отдельной системы; 2) повышенная степень безопасности за счет использования средств криптографии при осуществлении каждой трансакции; 3) невозможность изменения данных блокчейна задним числом; 4) оперативность за счет автоматизированного обмена данными, в котором отсутствует человеческий фактор; 5) прозрачность, поскольку все действия в рамках блокчейна документируются и доступны для ознакомления всем участникам системы. Все это создает беспрецедентные условия для высокого уровня доверия к данным блокчейна со стороны заинтересованных лиц. Во многом оно обеспечивается за счет используемых криптографических алгоритмов и системы консенсуса.
Распределенная природа баз данных blockchain особенна тем, что она делает взлом хакерами практически невозможным, поскольку для этого нужно было бы одновременно получить доступ к копиям базы данных на всех компьютерах в сети. Технология также позволяет обезопасить личные данные, так как процесс хеширования необратим. Если даже оригинальный документ или транзакция будут в дальнейшем изменены, то в результате они получат другую цифровую подпись, что сигнализирует о несоответствии в системе.
Блокчейн позволит управлять энергосистемой, заключать “умные” контракты и вести финансовые расчеты, но сама технология будет работоспособна только при наличии интеллектуальных приборов коммерческого учета (ИПУ, сейчас их доля в сетевом комплексе, по данным Минэнерго РФ, составляет не более десяти процентов), объединенных через Интернет и позволяющих использовать информацию, получаемую в реальном времени, говорит директор по электроэнергетике VYGON Consulting Алексей Жихарев.
С июля следующего года в России планируется постепенно переходить на интеллектуальные приборы учета, причем для потребителей, у которых старый счетчик вышел из строя или закончился срок годности прибора, это будет бесплатно. Это предполагает законопроект правительства о развитии интеллектуальной системы учета электроэнергии. За счет нее можно будет расширить границы «обычного» почасового коммерческого учета. Кроме того, правительство намерено стимулировать микрогенерацию (объемы мощностью до 15 киловатт) на основе ВИЭ – план мероприятий могут озвучить во второй половине следующего года. Использование блокчейна сделает реализацию таких проектов максимально эффективной и поможет сетям эффективно управлять этим процессом[5].
В октябре 2016 года ФАС совместно со Сбербанком запустила проект по обмену документами, основываясь на технологиях blockchain. Эта система получила название Digital Ecosystem. Помимо Сбербанка, участие в проекте приняли такие организации, как Аэрофлот, “Русский Уголь”, “ФортеИнвест”. Как утверждают представители ФАС, внедрение Digital Ecosystem позволит ускорить процесс передачи информации и документов между организациями, сократить количество дублируемой информации, сократить затраты человеческих ресурсов и временные затраты, а также повысить открытость передаваемой информации. Эти функции на данный момент активно выполняются с помощью облачных средств хранения и распространения данных. Главным недостатком облачного подхода является то, что вся информация централизована у одного провайдера. Преимущество Digital Ecosystem в данном вопросе – факт того, что информация хранится у всех партнеров, что позволяет достичь доверия не только к системе, но и между бизнесом и государством.
По словам Андрея Цариковского, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, организация может ослабить контроль за компаниями и учреждениями по мере внедрения технологии блокчейна.
В итоге не удивительно, что первое слово после стартовой дискуссии было предоставлено представителю государственной структуры – Федеральной антимонопольной службы – в лице ее статс-секретаря, заместителя руководителя ФАС Андрея Цариковского, который сравнил хранилище на базе блокчейн со «стеклянным сейфом». Видно, что именно там находится, кто к этому всему прикасается, но изъять или изменить документы без огласки невозможно.
Трудность в работе ФАС, по его словам, кроется «во взаимном недоверии: часто куда-то все пропадает, теряется информация, поэтому мы стали создавать многоступенчатую систему, основываясь на нескольких стадиях. Первый этап – это электронный документооборот между ФАС, Сбербанком и хозяйствующими субъектами, второй – создающий этот самый документооборот блокчейн».
В итоге ведомство просто выбрало ту технологию, которая существует на данный момент, достаточно хорошо разработана и наиболее ему подходит по эффективности.
Заместитель руководителя ФАС считает, что для внедрения и дальнейшего применения технологии блокчейна внесения кардинальных изменений в действующее законодательство не требуется[6].
Технология «блокчейн» позволит усовершенствовать организацию построения технологии «единое окно».
Во-первых, это сокращение затрат на бюрократический аппарат. Распределенный реестр для государственных функций позволит уйти от ведомственной монополии на информационные ресурсы и реализовать механизм «единого окна».
Во-вторых, это снижение коррупции. Блокчейн позволит обеспечить достоверность данных.
В-третьих, это обеспечение безопасности. На блокчейне возможно обеспечить механизм прослеживаемости. С одной стороны, это, конечно, даст возможность контроля товарных потоков и, соответственно, реализации различных государственных политик, но, с другой стороны, это даст потребителям уверенность в качестве и безопасности товаров, а бизнесу – возможность равной конкуренции.
Таким образом, рассмотрев инструмент «блокчейн», можно сделать вывод, что эта технология может стать весьма благоприятной почвой для построения технологии «единого окна» с целью налаживания межведомственного информационно-технического взаимодействия.
Заключение
Глобальный спрос на энергию находится на рекордно высоком уровне, и стареющие энергосистемы постоянно борются за удовлетворение спроса. К счастью, технология блокчейн в энергетике способна помочь в решении данной проблемы, напрямую ставшей перед лицом современного общества в 21 веке.
В частности, для повышения эффективности сетевой инфраструктуры до конца 2018 года постановлением Правительства РФ будут созданы условия для реализации эксперимента по внедрению в практику технологии распределенных реестров (блокчейн) на основе сбора и обработки данных по энергопотреблению на розничных рынках, а к февралю 2019 года – пилотного проекта по повышению качества электроснабжения потребителей за счет внедрения новых технологий и оптимизации деятельности сетевых организаций. В целях развития рынка интеллектуальной распределенной энергетики к сентябрю 2018 году будут отобраны площадки для реализации пилотных проектов по интеграции в общую энергосистему активных энергетических комплексов и агрегаторов энергоресурсов. Таковы основные особенности использования технологии Блокчейн в деятельности Федеральной Антимонопольной службы.
Библиографический список
- Бачило, И. Л. Информационное право: учебник для академического бакалавриата / И. Л. Бачило. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 419 с.
- Приказ ФАС России от 26.06.2012 N 416 (ред. от 10.04.2013) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, включая контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, установленных законодательством Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2012 N 24965)//«Российская газета», N 189, 17.08.2012.
- Власов, А.В. Современные проблемы региональной экономической интеграции (на примере Европейского союза и Евразийского экономического союза) / А.В. Власов, А.А. Галушкин, В.Ю. Дианова, О.А. Дмитриева – М.: Юстиция, 2016. – 268 с.
- Савельев А.И. Некоторые правовые аспекты использования смарт-контрактов и блокчейн-технологий по российскому праву / А.И. Савельев//Закон. – 2017. – № 8. – С. 94 – 117.
- Садчиков А.С. Блокчейн не то, что кажется [Интервью с К. Корищенко] /А.С. Садчиков//Банковское обозрение. – 2018. – № 2. – С. 25 – 27.
- Ференец В. Блокчейн: кому нужен «стеклянный сейф»?/В. Ференец//Банковское обозрение. – 2017. – № 3. – С. 88 – 89.