ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Филимонова Ирина Владимировна1, Наталенко Александр Анатольевич2
1Филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова в г. Пятигорске, кандидат юридических наук
2Филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова в г. Пятигорске, магистрант группы IIIМ-Ю (з)

Аннотация
В статье рассматривается важный дискуссионный вопрос о сущности понятия «государственный финансовый контроль». Авторами проведен обзорный анализ действующего законодательства в данной сфере, отечественной экономической и юридической литературы, посвященной исследованию указанного феномена. Рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию государственного финансового контроля, выявлены их достоинства и недостатки. Методология исследования представлена всеобщим диалектическим методом, логическим (анализ, синтез, сравнение, индукция и дедукция), общенаучными – системно-структурным, функциональным, а также частнонаучными – формально-юридическим и правоинтерпретационным - методами. В результате исследования предложено оригинальное определение понятия «государственный финансовый контроль».

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Филимонова И.В., Наталенко А.А. Понятие, сущность и значение государственного финансового контроля // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24697 (дата обращения: 21.02.2024).

Государственный финансовый контроль – один из важнейших видов государственного контроля. Законодательная реформа в данной сфере началась в 2013 г. Предполагалось, что законодателем будет уточнен соответствующий понятийно-категориальный аппарат, который, наконец, должен был стать единообразным; дано целостное представление о видах, формах и методах государственного финансового контроля; четко определены внешние и внутренние контролирующие органы, разграничены их полномочия; установлен порядок проведения контрольных мероприятий с целью повышения их эффективности. Однако реформа проводилась в спешке, под девизом неотлагательной борьбы с коррупцией, которая в России приняла размах, угрожающий дальнейшему существованию российской государственности. Как следствие, качество вновь принятых нормативных правовых актов и изменений, внесенных в ранее принятые, по-прежнему оставляет желать лучшего. Налицо недостатки применяемой законодателем терминологии; неполная разработанность методологии государственного финансового контроля и проч.

Несмотря на то, что серьезные изменения в законодательство о государственном финансовом контроле были внесены в 2013 г., сама реформа, безусловно, стартовала раньше. В частности, в 2011 г. был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»[1]. До принятия данного закона соответствующие вопросы на федеральном уровне не регулировались.

Реформа 2013 г. коснулась и внешнего, и внутреннего государственного финансового контроля.

5 апреля 2013 г. был принят новый Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» [2], в результате чего полномочия данного контрольного органа были существенно расширены. Также в данном законе были определены механизмы правового воздействия на участников финансово-контрольных отношений.

7 мая 2013 г. был принят Федеральный закон «О парламентском контроле» [3]. В данном нормативном правовом акте Счетная палата именуется субъектом парламентского контроля.

Обширные изменения были внесены в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее: БК РФ) в раздел 9 «Государственный (муниципальный) финансовый контроль», гл. 26 «Основы государственного (муниципального) финансового контроля» [4]. Новшества установлены в области организации бюджетного контроля, полномочий финансовых органов субъектов Российской Федерации по внутреннему финансовому контролю в бюджетной сфере и проч.

В отечественной юридической литературе широко используются такие понятия, как «контроль», «надзор», «государственный финансовый контроль». При этом они понимаются неоднозначно.

В этом отношении нам наиболее близка позиция Д. В. Пожарского, который полагает, что под государственным контролем следует понимать деятельность государства по обеспечению нормального, эффективного, целесообразного функционирования социально-политических институтов посредством установления фактического выполнения социальных (прежде всего, правовых) норм и сдерживания выявляемых отклонений. Контроль, как отмечает ученый, нельзя понимать узко как установление законности в реализации нормативных установлений. Субъекты государственного контроля проверяют также эффективность и целесообразность деятельности контролируемого.  Что касается государственного надзора, то он направлен исключительно на обеспечение законности. Государственный надзор – это особая деятельность специальных (юридических) государственных учреждений по обеспечению законности посредством реагирования на ее нарушения. Как подчеркивает Д. В. Пожарский, понимаемый подобным образом государственный надзор является юридически концентрированным выражением государственного контроля, его «сердцевиной» [5].

Таким образом, понятие «государственный контроль» шире понятия «государственный надзор». Если при осуществлении государственного контроля проверяется «нормальность, эффективность и целесообразность» деятельности контролируемого, то при осуществлении государственного надзора – только ее «нормальность», т. е. соответствие требованиям законодательства. Отметим, что понятие «целесообразность» оценочное, и четких критериев целесообразности не выработано. Поэтому вряд ли стоит вводить этот признак в понятие государственного контроля. Напротив, особое значение должно придаваться «прозрачности» деятельности контролируемого субъекта.

Обратимся к определениям понятия «государственный финансовый контроль», которые предлагаются в экономической литературе. Следует отметить, что экономисты издавна интересовались данным феноменом, и по-прежнему его исследованию уделяется значительное внимание. В частности, свои диссертационные исследования феномену государственного финансового контроля посвятили такие ученые-экономисты как А. А. Абросимов, Т. В. Бинкевич, А. В. Бликанов, В. В. Бурцев, М. В. Васильева, О. В. Глазунова, Д. В. Дементьев, Г. П. Енц, Н. П. Ефимова, С. И. Жуков, Х. Н. Замбаев, В. А. Капля, О. И. Карепина, О. Ю. Куприянов, Д. О. Лебедев, М. А. Мамий, В. В. Мизинцева, М. Э. Пашнанов, В. В. Сидоренко, Н. В. Степанова, П. Тхи, О. В. Цеханов, И. Ц. Цыренова, Ю. В. Чиханчин и др.

И. А. Аветисян определяет государственный финансовый контроль как проверку деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов) [6, с. 20].

Данное определение страдает рядом недостатков. Во-первых, И. А. Аветисян пишет, что государственный финансовый контроль – это проверка. Однако проверка – это один из методов государственного финансового контроля. Помимо данного метода БК РФ и Федеральный закон «О Счетной палате в Российской Федерации» упоминают о таких методах государственного финансового контроля как ревизия, обследование, санкционирование операций и мониторинг. Также автор сводит понимание государственного финансового контроля к бюджетному контролю, поскольку с его точки зрения проверке подлежит только деятельность участников бюджетного процесса, что не совсем верно. Удачным следует признать положение о том, что деятельность контролируемых субъектов оценивается с точки зрения ее законности, эффективности и прозрачности. В целом же предлагаемое И. А. Аветисяном определение следует признать слишком узким.

Л. А. Ахмедова под государственным финансовым контролем понимает проверку соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов[7, с. 17].

Во многих чертах данное определение сходно с предыдущим – и в отношении понимания государственного финансового контроля как проверки, и в части перечисления субъектов соответствующих правоотношений (правда, Л. А. Ахмедова использует юридическую терминологию, именуя их органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами). Как и И. А. Аветисян, ученый полагает, что финансово-хозяйственная деятельность контролируемых субъектов оценивается с точки зрения ее законности и эффективности, но о требованиях к ее прозрачности не упоминает ничего. Данное требование подменяется требованием рациональности данной деятельности по аналогии с требованием целесообразности у Д. И. Пожарского, однако, как и в ранее проанализированном случае, конкретных критериев рациональности деятельности не существует. Новое в данном определении также то, что требование законности деятельности контролируемых субъектов получает конкретизацию: эта деятельность проверяется на соответствие финансовому законодательству РФ и ее субъектов. В целом же данное определение также является узким.

В. В. Бурцев пишет, что государственный финансовый контроль – это установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц), а также подразделений внутреннего контроля государственных организаций по выявлению, предупреждению и пресечению следующих нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов:

1) несоблюдения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организаций (выполнении финансово-хозяйственных операций), в ходе бюджетного процесса, а также при выполнении любых иных процедур управления государственными финансовыми потоками (в том числе при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности);

2) недостатков в различных областях  финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства (в этом плане осуществляется контроль на предмет эффективности и целесообразности финансово-хозяйственной деятельности, вызывающей изменения имущества и обязательств, т. е. государственные финансовые потоки);

3) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности (государственными имущественными правами и др.), влекущими прямой или косвенный финансовый (материальный) ущерб государству;

4) действий, обусловивших возникновение угроз финансовой безопасности государства» [8, с. 12].

Сам автор полагает, что данное определение понятия «государственный финансовый контроль» предполагает широкий подход к его пониманию. Следует отметить, что оно очень громоздкое, что нельзя отнести к достоинствам определений, которые, как известно, должны содержать только существенные признаки (свойства) определяемого феномена.

В. В. Бурцев делает указание на то, кто является субъектами государственного финансового контроля (как правило, в определениях других авторов об этом умалчивается). Это органы государственной власти и управления, соответствующие должностные лица, а также подразделения внутреннего контроля государственных организаций. В то же время контролируемых лиц ученый называет «экономическими субъектами», без какой-либо конкретизации. Положительным является то, что государственный финансовый контроль определяется именно как деятельность, а не как проверка. Однако автор, вопреки ожиданиям, суживает сферу государственного финансового контроля тем, что речь в его определении идет о выявлении, предупреждении и пресечении различного рода нарушений в области финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта, т. е. о ее оценке на предмет законности. С другой стороны, при перечислении отдельных групп указанных нарушений В. В. Бурцев упоминает, что деятельность контролируемых субъектов оценивается не только на предмет законности, но и целесообразности и эффективности.

По мнению Л. А. Дробозиной, государственный финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов, и что он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов[9, с. 38].

Во многом данное определение повторяет предыдущие, уже проанализированными нами. Оригинальность предлагаемого Л. А. Дробозиной определения состоит в том, что она упоминает о применении в ходе государственного финансового контроля «особых методов», но не говорит о том, в чем их особенности. В целом же определение тавтологично («государственный финансовый контроль – это контроль…», и предполагает оценку финансово-хозяйственной деятельности контролируемых субъектов на предмет ее законности, эффективности и целесообразности.

Ю. М. Иткин полагает, что государственный финансовый контроль – это деятельность, направленная на проверку исполнения законов государства и указов Президента Российской Федерации, законности, правильности и целесообразности направления выделенных бюджетных средств, эффективности деятельности правительственных органов, эффективного и экономного расходования государственных средств на всех уровнях управления финансовыми и материальными ресурсами[10, с. 16].

Данное определение нельзя признать удачным, так как из него нельзя получить представление о том, кто является контролирующими субъектами, а кто – контролируемыми. К тому же, исходя из определения Ю. М. Иткина, можно сделать вывод о том, что финансово-хозяйственная деятельность контролируемых субъектов оценивается исходя из ее законности, правильности, целесообразности, эффективности и экономности. Как уже отмечалось, четких критериев целесообразности не существует. «Правильность» – вообще не экономический и не юридический термин. Понятие экономности уже заложено в понятие эффективности.

По мнению Д. В. Французова, государственный финансовый контроль – это институт общественного (государственного) сектора, обеспечивающий контроль за процессом формирования и использования государственных (включая муниципальные) финансовых и материальных средств, осуществляющий анализ эффективности использования государственных ресурсов всех видов, способный законными путями защищать финансовые интересы своего государства и его граждан, стимулирования более эффективного использования государственных и муниципальных средств[11, с. 47].

Оригинальность определения в том, что автор определяет его через институт (впрочем, без конкретизации). Действительно, государственный финансовый контроль можно рассматривать как комплексный правовой институт (и тогда это совокупность норм различных отраслей права, регулирующих деятельность контролирующих субъектов по оценке деятельности контролируемых субъектов в финансово-хозяйственной сфере), и как государственный и в определенном ракурсе – социальный (не случайно ученый ввел в свое определение упоминание о финансовых интересах государства и его граждан). Полагаем, автору не нужно было включать в понимание государственного финансового контроля муниципальный (во-первых, в Конституции Российской Федерации говорится о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти[12]; во-вторых, потому, что он обладает своей спецификой. Д. В. Французов, как и другие авторы, говорит об оценке финансово-хозяйственной деятельности контролируемых субъектов на предмет ее законности и эффективности.

С. О. Шохин пишет, что «под финансовым контролем следует понимать многоаспектную, межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, определения законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета» [13, с. 34].

Данное определение не отличается оригинальностью. Главным его недостатком является то, что система органов государственного контроля смешивается с системой надзорных органов, так как для автора контроль – это надзор.

Обратимся к определениям государственного финансового контроля, которые предлагаются в юридической литературе. Свои диссертационные исследования исследованию государственного финансового контроля посвятили такие ученые-юристы как В. В. Бутько, О. В. Владимирова, О. Г. Геймур, Е. Ю. Грачева, Д. В. Демидов, В. В. Замятин, И. Б. Лагутин, Э. С. Карпов, С. А. Кодинцев, С. Г. Моняк, М. С. Першин, А. Т. Тлипиев, Е. Е. Фролова, М. В. Чадин, В. В. Чхиквадзе и др. Также отдельные аспекты государственного финансового контроля исследуются в работах А. Е. Алехина, А. Ю. Ильина, А. Н. Козырина, Н. А. Курц, М. А. Лапиной. Д. А. Максимовой, А. Ю. Мигачева, В. И. Прасолова, А. В. Реут, С. В. Рыбаковой, А. А. Саттаровой, Е. А. Сафроновой и др. Тем не менее, авторские определения понятия «государственный финансовый контроль» у юристов встречаются нечасто.

О. Г. Геймур считает, что государственный финансовый контроль – функция управления и система наблюдения и проверки функционирования контролируемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений, выявления степени их реализации, обнаружения и предупреждения отклонений, а также выявления резервов по повышению эффективности управления контролируемыми финансовыми потоками[14, с. 13].

Следует отметить, что данное определение не совсем точное. Государственный финансовый контроль рассматривается автором не как институт или деятельность, а как «функция управления и система наблюдения и проверки». Таким образом, автор использует размытую терминологию, что не добавляет четкости и ясности определению. К тому же государственный финансовый контроль не сводится к управлению, наблюдению и проверке, на что уже указывалось в работе. Спорно использование О. Г. Геймур словосочетания «контролируемый объект», так как все-таки речь идет о контролируемом субъекте. Наконец, определение не носит юридического характера, так как ученый говорит не о нарушениях (правонарушениях), а об «отклонениях», «управленческих решениях», «финансовых потоках».

Е. Ю. Грачева считает, что государственный финансовый контроль – это контроль со стороны уполномоченных государством органов и организаций за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан[15, с. 18-19].

В данном определении государственный финансовый контроль определяется через понятие «контроль», что недопустимо. Неясно, кого контролируют уполномоченные государством органы и организации. Наконец, фактически государственный финансовый контроль отождествляется автором с надзором, поскольку речь идет об оценке финансово-хозяйственной деятельности контролируемых субъектов на предмет ее законности. О требованиях по ее эффективности и прозрачности ничего не говорится. Кроме того, в понятие государственного финансового контроля автор включает понятие муниципального финансового контроля, что неверно.

А. Н. Козырин пишет, что государственный финансовый контроль – это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных, наделенных законом соответствующими полномочиями, в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности[16].

Данное определение страдает рядом недостатков, которые уже анализировались ранее. Кроме того, в нем объединены функции и  методы государственных и негосударственных органов финансового контроля, а также результаты их деятельности, что нельзя признать правильным. Кроме того, автор говорит об оценке законности, достоверности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности, в то время как необходимо говорить не о ее достоверности, а о прозрачности таковой.

О. В. Кулажин определяет государственный финансовый контроль как осуществляемую в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативно-правовым актами деятельность специально уполномоченных на то государственных органов по проверке законности, целесообразности и эффективности образования, распределения и использования национального достояния с целью предупреждения и пресечения нарушений в этой сфере, а также предоставления гражданам как налогоплательщикам объективной информации о расходовании государственных средств[17, с. 10].

На сегодняшний день данное определение является одним из самых удачных, предлагаемых в юридической литературе. Автор указал на нормативно-правовую базу деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, подчеркнул ее комплексность (так как она действительно не ограничивается нормами финансового законодательства). Хотя ученый прямо и не говорит о требовании прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, однако упоминает о такой цели государственного финансового контроля как предоставление гражданам объективной информации о расходовании государственных средств. Также О. В. Кулажин  не забыл указать на то, что финансово-хозяйственная деятельность оценивается на предмет ее законности, целесообразности и эффективности. Недостатком определения является то, что автор использует термин «национальное достояние» вместо уже устоявшихся терминов «финансовые и материальные ресурсы».

По итогам анализа определений понятия «государственный финансовый контроль», предлагаемым в экономической и юридической литературе, полагаем возможным определить его следующим образом.

Государственный финансовый контроль – это осуществляемая в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами деятельность специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц по оценке законности, прозрачности и эффективности образования, распределения и использования финансовых и материальных ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами с целями выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в этой сфере, а также защиты финансовых интересов государства и общества.


Библиографический список
  1. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110266/ Дата обращения: 12.12.2017.
  2. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 14. – Ст. 1649.
  3. О парламентском контроле: Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145996/ Дата обращения: 12.12.2017.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.
  5. Пожарский Д. В. Контрольно-надзорная функция современного государства: автореф. дис. …канд. юрид. наук / Д. В. Пожарский. – М., 2004 // [Электронный ресурс]: http://lawtheses.com/kontrolno-nadzornaya-funktsiya-sovremennogo-gosudarstva Дата обращения: 12.12.2017.
  6. Аветисян И. А. О государственном финансовом контроле в современной России / И. А. Аветисян // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2006. Вып. 34. // [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/o-gosudarstvennom-finansovom-kontrole-v-sovremennoy-rossii Дата обращения: 12.12.2017.
  7. Ахмедова Л. А. К вопросу о государственном финансовом контроле и аудите в Российской Федерации / Л. А. Ахмедова // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. – 2015. – № 1. – С. 15-21.
  8. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика / В. В. Бурцев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 494 с.
  9. Дробозина Л. А. Финансы / Л. А. Дробозина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 360 с.
  10. Иткин Ю. М. Организация финансового контроля в переходный период к рыночной экономике / Ю. М. Иткин. – М. Финансы и статистика, 1991. – 160 с.
  11. Французов Д. В. Государственный финансовый контроль и его специализированное направление – налоговый контроль / Д. В. Французов // Финансы и кредит. 2008. № 2 // [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-i-ego-spetsializirovannoe-napravlenie-nalogovyy-kontrol Дата обращения: 12.12.2017.
  12. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
  13. Шохин С. О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. Научно-методическое пособие / С. О. Шохин, Л. И. Воронина. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 238 с.
  14. Геймур О. Г. Государственный финансовый контроль в бюджетной сфере России: организационно-правовое регулирование: автореф. дис. …канд. юрид. наук / О. Г. Геймур. – Тюмень, 2011. – 26 с.
  15. Грачева Е. Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы законодательного обеспечения / Е. Ю. Грачева // Концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции «Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации». – М., 2002. – С. 17-23.
  16. Козырин А. Н. Финансовый контроль / А. Н. Козырин // Финансовое право/ Под ред. проф. О. Н. Горбуновой. – М.: Юристъ, 1996. – 399 с. // [Электронный ресурс]: https://lawbook.online/page/finpravo/ist/ist-27–idz-ax318–nf-11.html Дата обращения: 12.12.2017.
  17. Кулажин О. В. Конституционно-правовое регулирование государственного финансового контроля в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук / О. В. Кулажин. – М., 2006. – 24 с.


Все статьи автора «Филимонова Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: