ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СЧАСТЬЯ У САРАТОВСКИХ ЖИТЕЛЕЙ. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОЩУЩЕНИЕ СЧАСТЬЯ

Лазарева Оксана Александровна
Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
Студент социологического факультета

Аннотация
Данная статья содержит в себе результаты исследования счастья в сознании жителей г. Саратов. Были выявлены рейтинг понимания счастья через ценности, основные ценности саратовского жителя, влияние дохода и семьи на понимание и частоту восприятие счастья, признаки счастливого человека. Исследование является авторской работой Лазаревой Оксаны Александровны, студентки 4 курса специальности Социология (040100) СГУ им. Чернышевского.

Ключевые слова: анализ, влияние на счастье, гипотеза, понимание счастья, признаки счастья, рейтинг, счастье, ценности


HAPPINESS INTERPRETATION AT THE SARATOV INHABITANTS. THE CORRELATION ANALYSIS OF THE FACTORS INFLUENCING FEELING OF HAPPINESS

Lazareva Oksana Aleksandrovna
Saratov State University of N.G. Chernyshevsky
Student of sociological faculty

Abstract
This article comprises results of research of happiness in consciousness of inhabitantsSaratov. The perception of happiness, signs of the happy person were revealed a rating of understanding of happiness through values, the main values of theSaratovinhabitant, influence of the income and a family on understanding and frequency. Research is a handiwork of Lazareva Oksana Aleksandrovna, the student 4 courses of the specialty SGU Sociologyм (040100) of Chernyshevsky.

Keywords: analysis, happiness, happiness signs, hypothesis, influence fortunately, rating, understanding of happiness, value


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Лазарева О.А. Интерпретация счастья у саратовских жителей. Корреляционный анализ факторов, влияющих на ощущение счастья // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/03/2457 (дата обращения: 22.02.2024).

Счастье – одна из основных человеческих ценностей. Стремление к счастью заложено в каждом человеке и составляет неотъемлемую часть его природы. Представления человека о счастье входят в смысложизненную систему его ценностей и выражают его сущностное отношение к миру [5, с. 25]. Чем раньше человек определит для себя, что для него самое важное в жизни и к чему ему надо стремиться, тем яснее у него будет жизненная цель, и тем лучше уровень жизни.

Так как основными компонентами категории «счастье» являются удовлётворённость жизнью, эмоции и, самое главное, совокупность ценностей, то именно последний компонент напрямую связан с социализацией личности. Те знания, которые есть и которые человек накапливает, те стремления и желания, а также совокупность возможностей – это и определяет счастье. Совпадение желаний и возможностей делает человека счастливым и довольным своей жизнью, а если же наоборот – то это приводит к появлению плохих эмоций и даже отклоняющегося поведения. Вот почему изучение проблемы счастья важно сегодня как для отдельного человека, так для общества и для исследователей [1, с. 14].

С момента возникновения исследуемой категории проблема человеческого счастья рассматривалась сначала в философии, затем в психологии, и уже последнюю очередь – в социологии. Счастье как цель, как высшее благо, как возможное и достижимое состояние человеческого существования изучалось в большей степени западными исследователями, такими как: М. Аргайл [1], Э. Диннер [3], и др. Однако и в России в рамках социологии эту тему раскрывали М.В. Бахтин [2, т. 1], О.Е. Кошелева [4], В.О. Татаркевич [6] и др.

Отсутствие широкой степени изученности приводит к необходимости дополнительного изучения данной темы, а также к проведению исследований в данной области.

    Объектом данной работы выступает население г. Саратов (в возрасте от 14 до 84 лет).

Предметом исследования является отражение счастья в сознании современного человека.

Цель работы является выявление общественного мнения о счастье среди саратовских жителей.

В связи с поставленной целью необходимо чётко сформулировать  задачи данного исследования:

  1. Определить интерпретацию счастья у современного человека
  2. Определить ценности, которые являются самыми важными в жизни людей
  3. Выявить влияние гендерной характеристики на интерпретацию определения счастья, а также на наличие и на  поводы этого ощущения
  4. Выявить влияние возрастной характеристики на интерпретацию определения счастья.
  5. Определить отличительные признаки счастливого человека

Теоретико – методологической базой исследования является ценностный подход, разработанный М.Вебером,  и  структурно – функциональный, сформулированный Э.Дюркгеймом и развитый Р.Мертоном с элементами системного анализа, что позволило рассмотреть особенности представления счастья жителей г. Саратов.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты авторского социологического исследования, проведённого  в июле 2011 года.

Инструментарий исследования: метод раздаточного анкетирования с использованием квотно-территориального типа выборки (N=200 человек).

Полученные данные говорят о том, что жители г. Саратов по разному определяют счастье. Для большинства респондентов – счастье есть семья (это подтвердил и анализ контрольного вопроса), чуть меньше видят счастье в наличие друзей и в жизни, её ощущениях. На 4 месте в отражении понимания счастья стоит здоровье и благополучие близких людей, а  на 5 месте -  дети и любовь. Материальное благополучие и ценности есть счастье у 6% респондентов, хотя при ответе на контрольный вопрос респонденты выбрали из предложенных вариант «Счастье – это благоприятные условия жизни» намного больше – 11%. «Счастье есть здоровье» – так видят счастье в основном люди преклонного возраста (от 50 и старше). Самореализацию, Религию, совершение греха и свободу за счастье принимают наименьшее количество опрошенных.

Также, следует отметить, что полученные  в ходе исследования данные частично совпали с гипотезой по первой задаче, а именно в рейтинговом ряде понимания счастья. В гипотезе, как и выводе, на первом месте стоит семья (11%), на втором – друзья (8%) (вместо планируемых 30% и 20% соответственно).  А вот по дальнейшие позиции рейтинга и проценты и вовсе не  совпадают: под счастьем понимают материальное благополучие не предполагаемые 25%, а всего лишь 6%. Любовь как счастье воспринимают 6,5%, а предполагалось 5%, самореализацию и свободу как счастье понимают не ожидаемые 10%  и 10% соответственно, а лишь 1% и 0,5%  соответственно.

Разброс процентных чисел в обоих вопросах и сравнительно большое количество затруднившихся в ответе говорит о нежелании респондента давать полные развёрнутые ответы. Вполне возможно, что многие сочли эти вопросы  слишком личными и потому отказались отвечать. Однако подсчёт дисперсии  (0,89 и 0,91) показал, что разброс представлений и мнений о счастье в обоих вопросах почти одинаковый, что говорит о стабильности ответов (то есть, если на первый вопрос респондент ответил «Затрудняюсь ответить», то и на контрольный вопрос он ответил тот же вариант). Различие лишь в том, что к ответу на второй вопрос жители г.Саратов не так подходили и не так долго раздумывали при выборе ответа.

Анализ рейтинга ценностей, целей в жизни и главной ценности в жизни саратовских жителей показал, что подавляющее большинство ценят свою семью, детей, любовь, а также хотят достичь именно семейного благополучия. Те, кто уже имеют семью – очень бояться потерять её. Друзья и материальное благополучие занимают 5, 6 и  7 места в рейтинге ценностей.  Такие ценности, как творчество, религия и вера, мир во всём мире и всемирная известность вообще стоят на последних местах в рейтинге ценностей.

Итак, детерминирующим фактором в определении счастья является возраст (H=0,4, сила связи слабая), гендерная характеристика же практически не оказывает существенного влияния на представление саратовских жителей о счастье, на поводы, а также на наличие ощущения счастья.

Чем старше возраст, тем большую значимость приобретают  духовные и смысложизненные ценности  в понимании счастья. Саратовская молодёжь в возрасте (от 14 до 34 лет) задумываются о счастье и видят его в большинстве (75,5%) как наличие семьи и детей, они только начинают планировать создание и обеспечение своей семьи. Для среднего поколения (от 35 до 59) счастье определяется через семейные и смысложизненные ценности (для одной трети респондентов среднего поколения). Это значит, что либо они на первых этапах реализации своей жизни, либо уже подходят к её среднему состоянию, когда у них не так много поводов для счастья. Респонденты старшего поколения ( от 60 до 85 лет и старше) находятся в таком возрасте, когда их уже не столько волнует семья как факт (дети выросли, разъехались), сколько внимание к себе, забота, состояние здоровья, т.к. большинство людей старше 61 года живут парами (или совсем одни) и нуждаются в обыкновенном общении и внимании.

Среди вывяленных факторов сильное влияние на наличие ощущения счастья оказывает доход респондента (сила связи – сильная) и семейное положение (сила связи между этими переменными – средняя). Это можно связать с тем, наличие материальных ценностей способствует появлению большего количества поводов для ощущения счастья, несмотря на то, что в определении счастья материальные ценности играют небольшую роль у саратовских жителей. С увеличением дохода увеличивается количество опрошенных,  которые испытывали счастье несколько раз, и уменьшается количество тех, кто испытывал счастье один раз. Т.е., чем больше уровень дохода респондента, тем больше возможностей и, следовательно, больше  поводов у него для возникновения ощущения счастья (причем, чем выше доход, тем больше частота этого ощущения).

Среди тех, кто испытывал счастье, доминирующее число (83,3% и 71% соответственно)  респондентов, не состоящих в браке или же женатых (замужних).

Несколько раз за год ощущение счастье чаще других испытывали свободные от брака саратовские жители. Полученные данные можно объяснить следующим образом: это, предположительно, говорит о том, что хоть и семейные ценности  чаще всего является для них определяющими счастье, однако, они находят возможности и другие поводы для достижения счастья. Пока они не создали свою семью (но, возможно, очень хотят), у них достаточно поводов, чтобы ощутить себя счастливыми.

Среди респондентов, у которых уже есть семья – чаще всего встречаются также те, кто испытывали счастье несколько или хотя бы один раз. Это может говорить о том, что семейные ценности этими респондентами были реализованы, они являлись определяющими счастье – и потому столь высокий процент счастливых женатых (замужних) респондентов.  Или же у людей, состоящих в браке, реализуются и другие ценности (духовные, рекреационные), что также становится поводом для частых ощущений счастья.

Результаты анализа вопроса о внешних признаках счастливого человека свидетельствуют о практически полном совпадении результатов анкетирования с  выдвинутыми ранее гипотезами, а именно: отличительными признаками счастливого человека являются положительные эмоции, улыбка, смех, быстрый темп работы и доброжелательное отношение к окружающим, а также повышенная общительность. Причём среди эмоций, которые ассоциируются участниками исследования с явлением счастья, безоговорочно лидирует радость, а вторую позицию по ассоциациям занимает восхищение.

Небольшое количество респондентов считают, что внешних признаков проявления счастья нет. Но, не смотря на такое большое количество вариантов ответов, четверть всех опрошенных не смогли дать ответ на этот вопрос.


Библиографический список
  1. Аргайл М. Психология счастья. Спб., 2003. С. 14
  2. Бахтин М.В. . Вечные ориентиры счастья. Полное собрание сочинений. М., 2001—2003.  Том 1.
  3. Диннер Э. Поговорим и счастье. М., 2003.
  4. Кошелева О.Е. Ракурсы шастья в России // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. 2002. № 4.
  5. Мишутина Е.А. Философия счастья. // Социальная философия. 2009. №4. С. 23
  6. Татаркевич В.О. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.


Все статьи автора «Титовская Оксана Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: