ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И МЕТОД ЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Чикунова Вероника Сергеевна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Философская антропология в ХХI веке по-прежнему нацелена на решение проблем, оставшихся ей в наследство от исторического прошлого философско-антропологической рефлексии. В частности, неразрешённой остаётся одна из центральных проблем антропологии – построение целостного образа человека. В своё время М. Шелер систематизировал концептуальные представления о человеке, выделив пять образов человека, из которых контекстно исходят все прочие «профильные» и «непрофильные» идеи, а Х. Плеснер обратил внимание на методологию конструирования целостного образа человека, косвенно содержащую посылку о возможной невозможности «окончательного» его построения.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Образ человека в философской антропологии и метод его конструирования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/10/24466 (дата обращения: 23.02.2024).

Философская антропология как одна из фундаментальных философских дисциплин оформилась в тот момент, когда, говоря словами М. Шелера, «человек стал проблемой для самого себя».

Фактически в ХХ веке человечество не может обойтись без фундаментального представления о самом себе, что в максимальной степени интенсифицирует философско-антропологические исследования [1]: казалось бы, «расколотая» на узкоспециализированные подходы (в ХХ веке наблюдается пёстрая картина различных антропологий) антропологическая проблематика «собирается» воедино вокруг фундаментальных философско-антропологических вопросов – о сущности и природе человека, о сущностной структуре и генезисе, об основаниях и смыслах его бытия… – вопросов, до сих пор остающихся «открытыми».

М. Шелер выделил пять основополагающих концептуальных образов человека, исходя из которых выстраивается любое антропологическое знание.

Одной из наиболее влиятельных концепций человека является христианская: её неиссякаемое «пролонгированное» могущество обусловлено спецификой религиозного мировоззрения, а именно – способом его существования – верой, укореняющей в ментальности «христианина» (как представителя западноевропейской цивилизации) данный образ человека, эмоциональной «социализацией» индивида в исторических формах жизни западноевропейского общества, «пропитанного» христианством.

«Основы… православной мысли были заложены Оригеном (185 – 254), попытавшимся истолковать библейские образы человека в русле платоновской традиции. Он выдвигает 4 тезиса касательно природы человека: 1. суть человека – его душа, одинаковая по природе у всех людей; 2. душа разнится с телом по существу и по способу существования, являясь самостоятельной жизнью; 3. душа несёт ответственность за деяния человека, обладая свободой самоопределения; 4. душа не зависит от внешне-телесной реальности и способна противостоять всякому воздействию.

Эти тезисы и их разработка были признаны неканоническими из-за явной зависимости от платоновской эйдетической психологии, но послужили базой для дальнейшего развития проблемы человека» [2, с. 52 – 53].

Образ человека, рождённого античным миром (идеи Платона, Аристотеля, Анаксагора), – это человек, наделённый существенным качеством, позволившим ему не только выделиться из животного мира, но и заново всё время его обустраивать, подобно Богу.

Разум человеческий даёт иное, отличное от животного, качество жизни: познавая онтологически родственную природу, разум способен находить адекватное знание о последней (истина как соответствующее действительности знание (Аристотель)) и идеально (сообразно открытых разумом сущностей) перестраивать её.

Подавляющий отрезок исторического времени философская антропологическая мысль имплицитно включала в себя именно этот образ человека.

Следующая идея человека – идея человека, отрицающая разум как главный антропологический признак: человек – лишь следующая ступень развития животного мира, различия коренятся в степени выраженности и утончённости психических функций. Так, дух здесь – эпифеномен присутствующих в животном мире начал, рассматривается в качестве дальнейшего развития и усовершенствования высших психических функций, наличествующих уже у приматов.

Представители разных философских течений разделяли данный образ человека – и прагматики, и сенсуалисты, и позитивисты, а также – дарвинисты.

Христианской антропологии идейно противостоит антропология атеистическая (например, Ф. Ницше, Н. Гартман), в которой человеческий бунт против Бога – это бунт против объективно присущего миру ограничений на свободное проявление человеческой природы, это само раскрытие заложенных в человеке сущностных характеристик: посредством бунта (выдающаяся) личность проявляет максимум воли, ответственности, цельности, ума, чистоты помыслов; преодолевая конечность единичного существования, человек, таким образом, подходит к границам целостности мира.

Ещё один образ человека, отрицающий роль разума в его претензиях на особое место, – это идея о декадансе человека в ходе тысячелетнего исторического развития (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, А. Портман). Человек здесь представлен как своего рода «дезертир жизни». Дезертирство его проявляется в том, что он не развил свою природу, сближающую его со всем остальным миром (органы и чувства у него недостаточно развиты), а развил исключительно разум как отрицательное качество (отрицающее сам факт отключения органов чувств).

Могущественное проявление человеческого разума выглядит как болезненное проявление самой жизни в своём отрицании: инстинктуальная база человеческого существа беспомощна, разум берёт на себя доминирующие функции. Создавая духовные/разумные образования (государство, цивилизация, право…), дух предстаёт как принцип, отрицающий жизнь.

Отпадение человека от своей сущности благодаря «раздутому» разуму близка идее грехопадения христианской антропологии.

На настоящий момент философская антропология также озабочена построением единого образа человека, созданием целостной концепции человеческого.

Х. Плеснер в своих исследованиях, посвящённых вопросам человеческой сущности, дал на этот счёт ряд важных методологических установок, возможно, приближающих философскую антропологию к искомому результату:

1) все возможные аспекты рассмотрения человеческого одинаково ценны – от физических до духовных;

2) все концепции человека предельно историчны, что позволяет безболезненно гармонично двигать от рассмотрения одного аспекта к другому;

3) знание о человеческом существе безгранично: достичь абсолютной истины здесь, как учит Х. Плеснер, невозможно.


Библиографический список
  1. Гутов Е.В. Антропология православная // Современный философский словарь. – Минск, 1998. – 1064 с.
  2. Заварзина Ю.О., Пятилетова Л.В. Проблема природы и сущности человека в философской антропологии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24365 (дата обращения: 18.10.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: