ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Филимонова Ирина Владимировна1, Зухов Хасен Адамович2
1Издательство NB-Медиа, кандидат юридических наук
2Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, магистрант

Аннотация
Статья посвящена исследованию сущности принципов уголовного права. Несмотря на внимание к данному вопросу со стороны многих ученых, отдельные аспекты указанной проблематики освещены не в полной мере. Авторы придерживаются аксиологического подхода в понимании феномена "принципы уголовного права". Анализируя определения понятия "принципы уголовного права", предлагаемые на современном этапе развития уголовно-правовой науки, выделяя их достоинства и недостатки, исследователи предлагают свое оригинальное определение данного понятия.

Ключевые слова: правовые ценности, правосознание, принципы права, принципы уголовного права


PRINCIPLES OF CRIMINAL LAW: AXIOLOGICAL ASPECT

Filimonova Irina Vladimirovna1, Zuhov Hasen Adamovich2
1Publisher NB-Media, PhD
2Institute of service, tourism and design (branch) of North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk, undergraduate

Abstract
The article is devoted to the study of the nature of the principles of criminal law. Despite attention to this issue by many scholars, some aspects of this problem had not been elucidated fully. The authors stick to the axiological approach to the understanding of the phenomenon of "principles of criminal law". Analyzing the definition of "principles of criminal law" proposed at the present stage of development of criminal-legal science, highlighting their advantages and disadvantages, the researchers propose an original definition of the concept.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Филимонова И.В., Зухов Х.А. Принципы уголовного права: аксиологический аспект // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/21035 (дата обращения: 28.02.2024).

Принципы уголовного права, с одной стороны, нельзя назвать мало исследованными. Так, исследованию данного феномена в целом или отдельных принципов уголовного права свои диссертационные работы посвятили М. В. Баранчикова, Р. С. Бурганов, Р. Н. Кораблев, А. А. Куприянов, А. Ю. Лактаева, М. А. Малыгина, И. С. Семенова, Т. В. Танеева, Н. Е. Чередниченко, М. В. Ююкина и др. С другой стороны, учение о принципах уголовного права по-прежнему относится к одним из наиболее дискуссионных. Среди ученых нет единства мнений ни относительно определения понятия «принципы уголовного права», ни относительно их перечня. Единодушно признавая проблемы в реализации принципов уголовного права на практике, исследователи предлагают различные пути их решения.

В настоящей статье авторы предлагают посмотреть на принципы уголовного права через призму аксиологического подхода к их пониманию, что позволит четко обозначить их значение для теории уголовно-правовой науки и правоприменительной практики.

Как уже отмечалось, в юридической литературе даются различные определения принципов уголовного права.

Обратимся к определениям данного понятия, предлагаемым в некоторых диссертационных работах.

Так, М. В. Баранчикова пишет, что принципы уголовного права – универсальные категории правосознания, идеи, лежащие в основе правовой действительности, которые закреплены в действующем уголовном законодательстве и вытекают из содержания его норм и основаны на социально-консенсусной системе ценностей, включающей интересы личности, общества и государства[1, с. 8].

Действительно, принципы уголовного права – это многогранное понятие. Их нельзя сводить к принципам уголовного законодательства, тем более что законодательство зачастую нельзя назвать совершенным, и оно может не содержать полного перечня принципов уголовного права. Именно так обстоят дела с перечнем принципов уголовного права в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее: УК РФ). В отличие от УК РФ, который закрепил такие принципы уголовного права, как законность, равенство, вина, справедливость и гуманизм, в юридической литературе предлагается выделять и иные: неотвратимости уголовной ответственности, экономии мер уголовной репрессии, стимулирования отказа от продолжения преступной деятельности и позитивного посткриминального поведения[1, с. 19; 2, с. 15]. Следует согласиться с мнением автора о том, что принципы уголовного права могут быть прямо и не поименованы в уголовном законодательстве, а вытекать из его содержания, т. е. носить в определенной степени латентный характер. В данном случае, на наш взгляд, правильнее говорить о недостатках юридической техники. С учетом того значения, которое принципы уголовного права имеют для уголовно-правовой теории и практики, они должны четко и ясно закрепляться в УК. Совершенно верно, что принцип права (уголовного права, в частности) – это, прежде всего, правовая идея, которая получает закрепление в законодательстве и реализуется на практике. Правовые идеи аккумулируются в правосознании и получают выражение в правовых понятиях, категориях, конструкциях, теориях, концепциях, взглядах и т.д. Поскольку в своих основах уголовное право довольно консервативно, то принципы уголовного права, отражающие его основные, исходные начала, обладают качеством универсальности – они понятны всем и каждому и согласуются с общими представлениями о правильном, добром и справедливом. В этом выражается тесная связь принципов уголовного права с правовыми ценностями – они служат формой выражения наиболее значимых для личности, общества и государства правовых ценностей. Таким образом, принципы уголовного права можно рассматривать как правовые идеи, нормы уголовного законодательства (в этом случае речь идет о нормах-принципах), основополагающие начала правоприменительной практики.

Как отмечает Р. С. Бурганов, принципы уголовного права – система нормативно закрепленных, относительно устойчивых и постоянных идей, имеющих объективно-субъективный, фундаментальный и основополагающий характер, которые отражают сущность права[3, с. 8].

Автор, как мы видим, придерживается сходного подхода к пониманию понятия «принципы уголовного права». Подчеркивая качество системности данных принципов (а принципы уголовного права действительно представляют собой логически стройную, взаимосвязанную, взаимообусловленную систему), он, как и М. В. Баранчикова, подчеркивает их относительную устойчивость и постоянство. Однако исследователь не упоминает о латентных принципах уголовного права. Для него они должны быть обязательно закреплены в УК РФ. Аксиологический подход к пониманию сущности принципов уголовного права в работе Р. С. Бурганова выражен менее ярко: если М. В. Баранчикова прямо указывает на то, что они базируются на системе правовых ценностей, они приняты в данном обществе, то Р. С. Бурганов просто говорит, что данные принципы отражают сущность права. Фундаментальность и основополагающий характер принципов уголовного права не подлежат сомнению, так как эти качества характерны для любого принципа права. То же самое можно сказать относительно объективно-субъективного содержания данных принципов. С одной стороны, они отражают общий ход общественного развития, но с другой стороны, они являются продуктом человеческой мысли и формулируются в уголовном законодательстве в виде соответствующих правовых норм. В этом выражении, они, к сожалению, несвободны от дефектов юридической юридической техники. Поэтому мы сталкиваемся с тем, что некоторые принципы уголовного права не находят отражение в уголовном законодательстве (к примеру, принцип неотвратимости уголовной ответственности), а некоторые формулируются недостаточно четко (принцип справедливости, принцип равенства и др.).

М. А. Малыгина пишет о том, что принципы уголовного права – это исторически обусловленные исходные положения, основные идеи правосознания, образующие систему руководящих начал Уголовного кодекса РФ, пронизывающих содержание всего уголовного законодательства РФ, имеющие устойчивый характер требования, обязательные для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью [1, с. 8]. В целом автор повторяет ранее высказанные положения, разработанные в правовой науке, однако указывает на обязательность принципов уголовного права для всех субъектов права. Следует отметить, что на практике данные принципы далеко не всегда реализовываются должным образом. Не в последнюю очередь это связано с деформацией правосознания правоприменителей и других лиц, их недостаточной компетентностью, недостаточным пониманием значения принципов уголовного права в деле борьбы с преступностью. Между тем именно в принципы уголовного права заложены представления общества о наиболее значимых для него правовых ценностях. Эти принципы являются своего рода зеркалом, через которое отражается сущность права данного государства и содержание правосознания его граждан. В этой связи необходимо отметить, что потеря нравственных ориентиров в обществе крайне негативно отражается на принципах права (в том числе и принципах уголовного права), между тем как они выступают главными критериями эффективности законодательства и правоприменительной практики. В последнее время на принципах уголовного права отрицательным образом сказались процессы глобализации, попытки сближения специфичных правовых систем в условиях отличающихся экономических, политических, социальных, демографических и иных ситуаций. В частности, возникает вопрос, нуждается ли современное уголовное законодательство в либерализации, и не приведет ли это к дисбалансу интересов личности, общества и государства в целом. Очевидно, что процессы либерализации уголовного законодательства не должны идти, что называется «по всем фронтам». Если на одних участках они оправданны (речь идет о совершении преступлений небольшой тяжести), то на других нет, и осознание этого наконец-то приходит. Так, мы наблюдаем активизацию силовых методов борьбы с организованной и транснациональной преступностью. Реализация принципов уголовного права не должна осуществляться таким образом, чтобы один принцип получал гипертрофированное значение перед другим. Так, гуманность уголовного права не должна наносить ущерб его справедливости. В российской действительности, к сожалению, наблюдаются такие перекосы. В частности, виктимологи давно говорят о том, что защите прав лица, совершившего преступление, уделяется куда более пристальное внимание, чем защите прав потерпевшего. Довольно часто потерпевшие остаются недовольны ни видом и размером уголовного наказания, ни тем, как каким образом им компенсируется вред, причиненный преступлением. Также следует отметить, что современное уголовное право страдает антропоцентричностью. Однако все хорошо в меру. Не во всех случаях права и законные интересы личности должны получать приоритет перед общественными. В конечном счете, перекосы в эту сторону крайне негативно отражаются на обыденном правосознании граждан, способствуя его деформации.

Таким образом, принципы уголовного права можно определить как исторически обусловленные фундаментальные основополагающие относительно устойчивые универсальные системные правовые ценности, оформленные в правовые идеи, отражающиеся в уголовном законодательстве и обязательные к применению всеми гражданами в сфере борьбы с преступностью.


Библиографический список
  1. Баранчикова М. В. Значение принципов уголовного права в борьбе с преступностью: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2009. 29 с.
  2. Малыгина М. А. Принципы уголовного права: теория, законодательство и правоприменительная практика: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Р-н-Д., 2007. 28 с.
  3. Бурганов Р. Принципы уголовного права и принципы назначения наказания: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Казань, 2006. 24 с.


Все статьи автора «Филимонова Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: