РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Подрезова Елена Валентиновна
Санкт-Петербургский морской технический колледж
преподаватель русского языка и литературы

Аннотация
Статья посвящена развитию творческих способностей личности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: модернизация современного образования


DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF THE INDIVIDUAL PUPILS IN THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

Podrezova Elena Valentinovna
St. Petersburg Marine Technical College

Abstract
This article is about development of creative abilities of the individual pupils in the lessons of Russian language and literature.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Подрезова Е.В. Развитие творческих способностей личности учащихся на уроках русского языка и литературы // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/11/1900 (дата обращения: 26.02.2024).

Модернизация современного образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей.

Педагогу важно понимать, какими профессиональными и человеческими качествами должен обладать будущий специалист.

Необходимо создать такие условия  обучения, при которых учащиеся уже в учебном заведении  приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, человек должен  овладеть суммой современных  универсальных умений, научиться применять их в жизни.

Вот ответ на вопрос ученика «зачем учиться».

В идеале эти умения  должны быть  задействованы учеником  в реально существующих жизненных ситуациях. Например, обращение к словарю или в Интернет не только по требованию учителя, а, например, при выяснении  со сверстниками  значения непонятного слова  «модуль» или  «вегерсы».

При этом  необходимо осознавать, что ни словарь, ни Интернет не будут использованы, если не сформированы навыки работы с этими источниками информации. От уровня сформированности этих умений зависит потенциальная возможность использования знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

В подготовке специалиста в условиях инноваций  нельзя не различать основные уровни профессиональной компетентности:

теоретический – знание научных основ предстоящей деятельности;

технологический – наличие способностей к практической реализации творчества.

функциональной – способности специалиста сохранять профессиональные качества деятельности при действии дестабилизирующих факторов.

Качество подготовки специалиста в большей степени определяется не объемом усвоенного им содержания, а системой методов, приемов, технологий его профессиональной подготовки. Я. А. Каменский так выразил в свое время инновационный потенциал обучения: «Альфой и Омегой нашей дидактики да будет изыскания и открытия способа, при котором учащиеся меньше бы учили, а больше бы учились».

Очевидно, что саморазвитие является следствием самотворчества (сам себя творю), которое в определенных условиях проявляется у личности.

Учебные занятия, где используются такие технологии, в основе которых  лежало бы развитие личности профессионала, дают возможность максимально приблизить обучение к реальной жизни и увязать теоретический материал с практической деятельностью.

Очень важным фактором на современном этапе формирования профессиональных качеств выпускников является повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Освоение речевой культуры – одна из центральных проблем нашего сегодняшнего общества. Решить её в одночасье нельзя. Это долгий кропотливый труд педагогов и учащихся, в результате которого приобретаются умения и навыки (к сожалению, не всеми).

Умение писать сегодня остаётся одним и наиболее важным в обучении.

Оно может измеряться по следующим основным направлениям: грамотность, креативность, точность изложения мысли, краткость, понятность.

В связи с развитием компьютерной техники проблема не только не исчезает, но становится более серьезной.

Никто, кроме учителей русского языка, не представляет себе так ясно, сколь трудно научить ребят (не одного, а всех сидящих перед тобой в аудитории) излагать на бумаге свои мысли не только грамотно с точки зрения орфографии и пунктуации, но и последовательно, логично, чётко, стройно, хорошим литературным языком.

К сожалению, сегодня общая картина такова: большинство наших первокурсников, девять лет изучавших в школе русский язык, не в состоянии написать без посторонней помощи грамотное заявление, письмо, объяснительную записку, я уже не говорю об умении художественно, поэтически выразить свои мысли и чувства, переживания – похоже, это удел избранных. Так что получается – наши учащиеся не владеют родным языком, а, значит, являются функционально безграмотными.

•          Почему же учащиеся не владеют своим языком в культурном смысле слова?

•           Почему родной язык теряет привлекательность (возникающую в детстве)?

  • Почему растёт непонимание искусства, гаснет интерес к литературе?
  • Есть ли выход?
  • Как вернуть учащимся интерес к родному слову?

Изучая деятельность выдающихся педагогов – словесников, обобщая свой собственный опыт, я пришла к выводу: многие учащиеся чрезвычайно наблюдательны, их оценки бывают очень меткими, точными, они поражают своеобразием. И если это на уроке использовать в полной мере, не разрушать этот интерес скучными, однотипными упражнениями, а научить доказывать, аргументировать свою точку зрения, т.е. обосновывать выдвинутые положения, учить создавать тексты в зависимости от обстоятельств, (на уроке – темы сочинений), то можно получить желаемый результат.

Строя обучение на простом запоминании и воспроизведении информации, мы не даём ученику инструмента, которым он может пользоваться.

Если атмосфера урока носит творческий характер, то сам процесс общения учителя с учащимися, ещё не утратившими детскую непосредственность и непредсказуемость, особую чуткость к слову и образу, способствует рождению новых идей.

Я проводила урок по теме «Поговорки и пословицы», и оказалось, что это очень интересная тема для ребят. Каждый получил задание найти поговорку и пословицу, объяснить её и изобразить в картинках (по возможности). 3аинтересовались очень многие ребята. На уроке выяснилось, что некоторые из них использовали  Интернет. Особенно понравились ребятам поговорки, такого типа: «У косого Егорки глаз зоркий, одна беда – глядит не туда», «Ешь пирог с грибами, держи язык  за зубами», «Без русского языка не сколотишь и сапога», к которым прилагались красочные рисунки. Такое задание дало возможность многим учащимся проявить свои таланты, которые на обычном уроке не востребованы.

Преимущество совместного творчества очень воодушевляет ребят, и этот результат подсказал мне продолжить работу в этом направлении.

Следующим этапом в работе по развитию связной речи была подготовка к сочинению – рассуждению «Язык мой – друг мой» на основе использования пословиц и поговорок. Ребята получили задание: найти пословицы и поговорки по определённой теме «язык мой – друг мой». Они искали в словарях значения этих слов и снова рисовали. На этот раз была подготовлена маленькая юмористическая сценка, где обыгрывалось многозначное слово «язык». Работали на уроке самозабвенно, раскованно, потому что вся тема была им понятна, так как весь материал к уроку они готовили сами. А затем, как итог всей работы – создание текста. Ребята сами отметили преимущества совместного творчества подобными словами: «Иногда мысль только зарождается, но ты не можешь её схватить, как-то высказать. А при обсуждении в группе общего замысла текста и детализации мысль вдруг обретает форму. Или наоборот, когда быстро рождается много слов, но они пустые, нет в них ни мысли, ни чувства, и это понимаешь лишь при обсуждении с кем-то своего текста».

Очень важно, что в поисках ответа на вопрос, для чего нужно изучать русский язык, ребята утвердились в мысли: чем более искусно, мастерски они будут владеть языком, тем легче им будет строить отношения с людьми, создавать свой мир. Вывод, который они сделали сами: «Не может быть успешным курсант в изучении важных и любимых предметов по своей профессии, не владеющий русским языком – способом чёткого выражения мыслей».

Слово, речь, язык – показатель общей культуры человека, его развития. Вот почему
овладение родным языком, постоянное его совершенствование особенно важно для тех, кто стремится иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих, занять своё место в обществе.

Целью изучения русского языка на уроках является развитие творческих способностей и художественного отношения к слову. Наряду с творческими заданиями на лингвистическую  тему, поисковой работой еще очень важна внеурочная работа по предмету.

Внеклассная работа важна не только  сама по себе, но и потому, что в ходе всей этой деятельности учитель передает тот материал, который выходит за рамки учебной программы, но необходим для решения  жизненно  важных задач и должен быть  усвоен учащимися.

Самодеятельное творчество, кружки, литературные вечера, конкурсы выразительного чтения, различные концерты – все это  вносит в жизнь учебного заведения живую струю, пробуждает интерес к  вопросам  эстетического образования.

В программе по литературе I-II курса есть драматургические произведения- «Гроза» Островского и «На дне» Горького

При изучении таких произведений  преподаватели литературы постоянно сталкиваются не только с полным  неумением анализировать произведение, но и  с неумением просто его читать и в достаточной мере понимать. Это связано с тем, что у  учащихся слабо развито творческое  воображение, умение читать подтекст.

Поэтому, мне кажется, уроки литературы необходимо тесно связывать со всем,  что имеет отношение к сцене, к театру. Это и конкурсы выразительного чтения, инсценированные отрывки  из изучаемых произведений и, конечно, посещение театра непременно.

При таком способе работы учащиеся как бы разбиваются на две группы: активную, исполнительскую группу и группу пассивную, которая смотрит спектакль или выступление своих товарищей.

Первая группа, которая принимает участие в инсценировке отрывков из пьесы, анализирует образы, восстанавливает в памяти само действие, эпоху, в которой действуют герои, выявляет психологические причины, побудившие совершить героев тот или иной поступок.

Учащиеся второй группы становятся критиками работы своих товарищей, включаются в творческий анализ.  Во время обсуждения спектакля профессионально уточняются и углубляются отдельные характеристики героев. Все это вместе взятое прививает навыки анализа драматического произведения.

Ни для кого не является секретом то, что учащиеся мало и плохо читают. Инсценированное чтение отрывков из изучаемых произведений является выходом из этих тупиков.  А если еще удается  посетить спектакль на настоящей сцене, можно получить удовлетворение от результата своей работы. Например, после своей постановки  отрывка из пьесы  Горького «На дне» – состоялось посещение молодежного экспериментального  театра  с просмотром той же пьесы. Там учащиеся увидели неожиданные декорации и совершенно нестандартное прочтение  Горького. Сколько было споров и самых яростных оценок: от самых отрицательных до сверх замечательных. В итоге – задумались, очень многое поняли, усвоили, на многое в жизни взглянули по-другому.

Я заметила нескрываемый  интерес, с которым  ребята смотрят сценки, театрализованные представления. Казалось бы, и костюмы примитивные, и актеры доморощенные, но смотрят ребята на «своих артистов» с большим удовольствием.

Мне представляется особенно важным, что учащиеся, принимающие участия в инсценировках, выступающие с выразительным чтением, гораздо глубже проникают в суть литературного произведения, в образ героя и открывают их своим товарищам, зрителям.

Читает человек для себя, а играет на сцене для других, и это развивает его самоуважение и уверенность в себе, пробуждает активность. Игра должна предоставить право выбора каждому желающему и обеспечить возможность принятия им самостоятельных решений и развития его фантазии.

Работа над ролью, выступление в самодеятельности заметно меняет учащихся, меняет их отношение к другим литературным героям, которых они начинают воспринимать гораздо  углубленнее. Кроме того, учащиеся открываются учителю во время репетиций и спектаклей иначе, чем на уроке.

Как ярко раскрываются ребята, которые хотят участвовать  в  ежегодных поздравлениях с днем Учителя, днём восьмого Марта! Они разучивают роли, готовят костюмы, декорации, играют на фортепьяно, сочиняют  авторские песни, танцуют «реп»  или  национальный танец (это зависит от их выбора, и я его уважаю).

Поэтому я придаю большое значение внеклассной работе, связи ее с учебными занятиями, так как участие в подготовке и проведении литературных вечеров и концертов играет большую роль в воспитании интереса к литературе, театру, а это важно для формирования личности будущего специалиста.

Предметы «Русский язык и культура речи» и «Литература» призваны помочь учащимся присоединиться к лучшим образцам повседневного и делового речевого общения, чтобы в дальнейшем осуществлять плодотворную коммуникацию. Научить ученика читать книги, т. е.  осмысливать и переживать то, что изображает автор, оценивать, т. е. соотносить открытое со своими представлениями и ценностями – главная задача изучения литературы. Отсюда и изменение содержания и форм образования, которое идет в русле перемен. Качественное владение культурой устной и письменной речи создает предпосылки для творческой реализации личности.

И закончить свое выступление мне хочется словами замечательного русского ученого

Д.С. Лихачева:

«Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств».


Библиографический список
  1. Д.С. Лихачёв «Заметки и наблюдения»: Из записных книжек /разных лет. Л., 1989
  2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985.
  3. Ильин Е. Н. Путь к ученику. — М., 1988.
  4. Н.В. Ефремова «Проблемное обучение на уроках литературы как путь формирования человека культуры « Журнал «Образование в современной школе»1982г.


Все статьи автора «Мицкевич Андрей Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: