Понятие «общественный контроль» приобрело определенную известность благодаря различным источникам: оно активно освещается в научной литературе, часто употребляется в СМИ. Наличие данного вида контроля демонстрирует степень развития гражданского общества, а также выступает как одна из наиболее эффективных форм противодействия злоупотреблениям в государственном аппарате [1]. Другими словами, гражданский контроль определяется как свойство гражданского общества и является ключевой его функцией.
Одной из форм злоупотребления властью является коррупция. Противодействие коррупции – серьезная проблема в государственном управлении, которая в современных условиях приобретает все большую значимость. Сегодня проблема коррупции в Российском государстве приобретает все более масштабный характер и наносит существенный ущерб как социальному, так и экономическому развитию государства: ущемляет права граждан, подрывает устои государства, дискредитирует государственный аппарат. К сожалению, данное явление искоренить полностью невозможно, так как коррупция имеет прочное основание в социально-экономическом и политическом устройстве общества, но при этом есть возможность снизить ее масштабы. Но коррупцию не истребить и даже не уменьшить без четкой гражданской позиции всего социума.
Противодействие коррупции является сложной задачей, стоящей как перед всем государством в целом, так и перед отдельно взятым членом гражданского общества. На существующем этапе развития российского социума борьба с коррупцией приобретает как политическое, так и правовое обеспечение: приняты федеральные законы «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», реализуется Национальный план противодействия коррупции, утвержден ряд международных антикоррупционных конвенций. Указанные мероприятия определяют стратегию реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, и ее ресурсное обеспечение.
Одной из форм общественного контроля в борьбе с коррупцией выступает контроль за соблюдением антикоррупционности законодательства. Антикоррупционная экспертиза – это деятельность специалистов, направленная на обнаружение и описание коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах, их проектах, а также подготовку рекомендаций по данному законодательному акту. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» включает в себя следующие виды коррупциогенных факторов: 1) положения нормативных правовых актов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил; 2) положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции [2]. Коррупциогенные факторы создают для органов власти предпосылки для коррупционных действий чиновников, а также условия для установления легитимности коррупционных деяний. Важной частью общественного контроля в сфере противодействия коррупции является формирование организационных структур. К ним относят: 1) общественные палаты; 2) институты гражданского общества; 3) комиссии по общественному контролю; 4) население [3]. Так общественный контроль в рамках противодействия коррупции содержит разного рода формы участия граждан: общественный мониторинг, общественная, общественные слушания, общественная проверка[4].
Объективное и рациональное проведение общественного контроля может существенно повысить эффективность деятельности государственной власти, а также ее ответственность за служение обществу.
Сегодня предпринято немало попыток для того, чтобы снизить уровень коррупции. Так, в России создаются антикоррупционные организации. Основными из них являются:
1) Общероссийская Общественная Организация «Комиссия по борьбе с коррупцией»;
2) Российское Антикоррупционное партнёрство;
3) Межрегиональная Общественная Организация «Общественный Антикоррупционный комитет»;
4) Межрегиональное Общественное движение «Против коррупции».
В Белгородской области в 2009 году также создан специальный орган по борьбе с коррупцией – Совет при губернаторе Белгородской области по противодействию коррупции. Данный орган сформирован с целью определения возможных коррупционных проявлений в государственных структурах, чтобы в дальнейшем пресечь возможность их распространения. На данный антикоррупционный орган возложена важная задача: путем проведения анонимного анкетирования в учреждениях и организациях выявить общественное мнение в отношении коррупционных явлений.
Но, несмотря на все проведенные мероприятия, направлением которых является снижение уровня коррупции в Российской Федерации, он по-прежнему остается высоким. Это обусловлено тем, что в процессе борьбы с коррупцией на пути общественного контроля часто встают следующие проблемы:
во-первых, органы власти не желают предоставлять информацию о своей деятельности и негативно реагируют на попытки граждан контролировать ее;
во-вторых, структуры гражданского общества недостаточно мотивированы на участие в мероприятиях, направленных на предупреждение коррупции (отказ от участия в общественных слушаниях, экспертизах);
в-третьих, отдельные представители институтов гражданского общества недостаточно компетентны, в том числе не уполномочены представлять позицию по вопросам применения антикоррупционных мер к подобного рода деятельности.
Для обеспечения эффективного общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией следует решить эти проблемы: необходимо сформировать понимание среди работников органов власти о том, социальный эффект от реализации функций общественного контроля получат не только граждане, но и государственные и муниципальные служащие, чья деятельность станет более эффективной.
Подводя итоги, необходимо отметить, что общественный контроль в сфере противодействия коррупции представляет собой деятельность представителей гражданского общества, способных, в силу своей компетентности, оценить состояние коррупции в органах власти, а также выработать комплекс мер по противодействию с ней. Но следует также отметить, что возможности общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией очень ограничены. Существует ряд проблем, которые связаны с непосредственным вовлечением граждан в процедуры противодействия коррупции. Из этого следует, что в настоящее время участие общества в антикоррупционных мероприятиях не является полноценным.
Библиографический список
- Плотников Андрей Анатольевич Общественный контроль и его потенциал в противодействии коррупции // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №2 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennyy-kontrol-i-ego-potentsial-v-protivodeystvii-korruptsii (дата обращения: 11.04.2016).
- Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
- Кабанов Павел Александрович Общественный контроль в сфере противодействия коррупции: научная категория и ее содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. №3 (31) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennyy-kontrol-v-sfere-protivodeystviya-korruptsii-nauchnaya-kategoriya-i-ee-soderzhanie (дата обращения: 12.04.2016).
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».