Возможности использования педагогического моделирования в структуре решения задач курса «Теоретическая педагогика» [1-5] определяются спецификой визуализации и оптимизации педагогических условий использования продуктивного обучения в структуре адаптивно-акмепедагогического способа решения задач развития личности, фасилитация которых осуществляется в конструктах и особенностях решения задач технологии системно-педагогического моделирования [6-20], обеспечивающей персонифицированное формирование культуры самостоятельной работы.
В структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» уточнение категории «воспитание» осуществляется в различных направлениях использования педагогического моделирования:
- локальная детерминация понятия «воспитание»,
- узко-специальная детерминация понятия «воспитание»,
- частно-предметная детерминация понятия «воспитание»,
- общепедагогическая детерминация понятия «воспитание».
Кроме того, можно выделить направление, определяющие конструкты педагогической методологии в качестве определяющего элемента педагогического моделирования, так можно выделить следующие методологические подходы, в структуре которых строятся словесно-логические модели категории «воспитание»:
- адаптивный подход (определяется понятие в конструктах адаптивного знания);
- акмепедагогический подход (определяется понятие через вершины способностей, ценностей, приоритетов и возможностей личности);
- аксиологический подход (определяется понятие в конструктах педагогической аксиологии, т.е. ценностей и ценностных ориентаций);
- герменевтический подход (определяется понятие в модели уточнений и перифразов, используемых для повышения качества усвоения дидактического знания, учета принципа возрастосообразности в структуре педагогического взаимодействия с обучающимися и пр.);
- гносеологический подход (определяется понятие в моделях теории познания, обеспечивающей объяснение научного знания как главного ресурса развития личности и общества / антропосреды);
- графологический подход (определяется понятие в конструктах структурно-логических моделей);
- диалектический подход (определяется понятие в моделях развития, т.е. законах диалектики);
- диалогический подход (определяется понятие в конструктах коммуникаций и коммуникативно-операционном решении задач развития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования);
- дихотомический подход (определяется понятие в конструктах диаметрально противоположных явлений);
- информационный подход (определяется понятие в системе возможности определения, накопления, трансформации, реконструкции, ретрансляции, преобразования и прочих допустимых научных действий с информацией);
- исторический подход (определяется понятие в конструктах фактов и моделей истории, истории педагогики и образования);
- компетентностный подход (определяется понятие в системе формируемых компетенций, определяемых по группам в системе СПО и ВО);
- культурологический подход (определяется понятие в иерархии ценностей, смыслов, условий, моделей доминирующей культуры);
- лексический подход (определяется понятие в конструктах и моделях лексики);
- мультисредовый подход (определяется понятие в конструктах многообразия систем и продуктов социального поля, реализующего микро-, мезо-, макрогрупповые отношения и способы решения проблем);
- поликультурный подход (определяется понятие в конструктах многообразия культур, определяющих поле смыслов, ценностей, продуктов, условий и возможностей развития личности и общества);
- полисистемный подход (определяется понятие в конструктах многообразия пересекающихся и непересекающихся систем, предопределяющих качество решения детерминируемой задачи);
- синергетический подход (определяется понятие в моделях самоорганизации);
- тезаурусный подход (определяется понятие в конструктах использования терминологического аппарата современной педагогики);
- эзотерический подход (определяется понятие в конструктах анаучного и квазинаучного знания, таких как «добро», «вера», «любовь», «надежда» и пр.).
Выделенные направления педагогического моделирования определяют возможность уточнения и моделирования категории «воспитание».
Библиографический список
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9. С.79-83.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
- Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. 2012. № 8. С.83-90.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. №12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Степанов С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 76-80.
- Сукиасян А. А., Козырева О. А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.