Сегодня часто встречаются высказывания медиапрактиков о том, что необязательно учиться 4 года журналистике в вузе, чтобы стать хорошим журналистом. Безусловно, в профессии работают люди, получившие разное образование, как профильное, так и других направлений и специальностей.
Нужно отметить, что споры о журналистском образовании базируются на двух основных образовательных моделях: первая – прагматично практико-ориентированное образование, возникшее в США в начале ХХ-го века при специализированных школах и вузах; вторая – фундаментальное университетское образование, которое формирует и развивает у студента не только практические навыки по производству, обработке и передаче информации, но и широкую теоретическую, гуманитарную и культурную базу. Такая модель реализуется в Европейских вузах.
В нашей стране попытка внедрения практико-ориентированного подхода осуществлялась в начале советской эпохи и до середины 1940-х гг., однако большая потребность в идеологизации журналистского образования в 1930-е гг. привела к том, что партийное руководство изменило курс журналистского образования в сторону второй модели и подготовка журналистов начала осуществляться на базе филологических факультетов классических вузов.
В 1990-е гг. вузы, обучающие журналистов, столкнулись с трансформацией отечественных СМИ, которые были обусловлены коммерциализацией, глобализацией, демократизацией. Необходимо было выстраивать новую модель журналистского образования, ориентированного на информационные и коммуникационные потребности социума и государства. В тоже время, доступ к работе в редакциях стал свободнее для представителей других профессии. Процесс трансформации журналистского образования идет до сих пор.
Усиление практической подготовки будущих журналистов – это повышение качества журналистского образования. Однако полная переориентация на данную модель в угоду практикам крайне нежелательна, так как фундаментальное образование дает выпускнику комплексное и целостное понимание журналистики и ее социальной и культурной роли.
Отечественные ученые отмечают, что становление в России такого направления, как медиаобразование (в рамках которого выделяется профессиональное медиаобразование – подготовка медиаспециалистов – и массовое – обучение аудитории грамотно воспринимать сообщения СМК) наряду с развитием так называемой «гражданской журналистики» блогеров показывает, что потребности журналистского сообщества не могут являться единственными в выборе содержательной модели профессионального журналистского образования.
Не учитывать тенденции развития СМК вузы не могут, их основная задача подготовить специалистов, востребованных на рынке труда. Необходимо ориентироваться на формирование практических навыков студентов-журналистов, наработку ими опыта работы в конвергентных редакциях, производство качественного медийного контента, с другой стороны, будущий журналист должен понимать всю ответственность своей профессии, ее проблемы и основные функции, что в полной мере обеспечивает профильное журналистское образование.
Библиографический список
- Зорин К.А. Выбор модели журналистского образования и потребности практики / К.А. Зорин // Наука и современность. 2010. №5. – С. 93-96.
- Корконосенко С.Г. Теория журналистики: Моделирование и применение/ С.Г. Корконосенко. – М.: Логос. 2010. – 248 с.
- Фатеева И.А. Журналистское образование в России: теория, история, современная практика: дисс… докт. филолог. наук / И.А. Фатеева. Екатеринбург, 2008.