ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Шамис Виталий Александрович
ФГБОУ ВПО "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия"
кандидат психологических наук, доцент кафедры "Логистика"

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению диагностики психологической готовности дошкольника к обучению в школе. Представлен анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам диагностики готовности детей к школе, позволяет выделить несколько направлений для решения данной проблемы. В статье даются рекомендации по методам диагностики психологической готовности к школе.

Ключевые слова: анализ психолого-педагогической литературы, диагностика готовности детей к школе, обучение в школе, психологическая готовность дошкольника, школа


DIAGNOSTICS OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE PRESCHOOL CHILD FOR TRAINING AT SCHOOL

Shamis Vitaly Aleksandrovich
Siberian state automobile and road academy
candidate of psychological sciences, associate professor "Logistics"

Abstract
This article is devoted to consideration of diagnostics of psychological readiness of the preschool child for training at school. The analysis of the psychology and pedagogical literature devoted to questions of diagnostics of readiness of children for school is submitted, allows to allocate several directions for the solution of this problem. In article recommendations about methods of diagnostics of psychological readiness for school are made.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шамис В.А. Диагностика психологической готовности дошкольника к обучению в школе // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/03/14466 (дата обращения: 22.02.2024).

На современном этапе используется большое количество различных методов диагностики. Чаще всего они используются именно при переходе детей в школу. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам диагностики готовности детей к школе, позволяет выделить несколько направлений для решения данной проблемы.

Первое направление  – психолого-педагогический подход, связанный с исследованиями, суть которых сводится к определению у ребенка, который поступает в школу, уровня знаний, умений, навыков.

Книга Т.Д. Кондратенко, В.К. Котыло «Обучение старших дошкольников» содержит  ряд методик, которые могут быть задействованы для определения уровня знаний, умений и навыков.

Но в данном возрастном периоде знание не является показателем развития, так как не является  самоприобретенным и осмысленным. Поэтому, мы считаем, что данные полученные при использовании указанной методики не являются показателем развития психологической готовности.

Так проводимые исследования (М.Н. Костюков), показывают, что уровень подготовленности ребенка к школе, охватывающий знания, умения и навыки, не оказывают воздействия  на успешность его дальнейшего обучения.

Следует сказать, что позиции педагогов и психологов, которые принимают детей в первый класс, часто разнятся. Педагоги предъявляют требования к  знания, навыкам и умениям, которые дети могут получить в процессе обучения.

Так еще Л.С. Выготский в своей работе «Мышление и речь» указывает на то, что обучение начинается  не в момент, когда психологические функции, которые лежат в основе той или иной деятельности, оказываются уже зрелыми, а тогда, когда соответствующие функции только начинают первый и основной цикл своего развития. Так исследования, которые были проведены под его руководством, показали, что  дети, которые имели определенный уровень знаний и умений, в момент поступления в школу, не имели никаких  признаков зрелости тех психологических предпосылок, которые должны предшествовать началу обучения в школе.

Сегодня, когда возрастной период начало обучения  в школе снизился, было  бы правильно ставить вопрос об индивидуальном подходе к ребенку, что  позволит обучать детей  с различным уровнем развития. Вопрос, связанный с отбором детей может быть корректным лишь в случае, когда будет задействован  целый комплекс мер  по развитию психологической готовности к школьному обучению. Данный комплекс должен содержать специальную программу развития детей и на протяжении всего дошкольного возраста следует проводить  диагностику их психических и психофизиологических способностей и проводится необходимые коррекционные  воздействия,  максимальный эффект от которых будет зависеть от того, насколько своевременно  они будут оказаны.

Как мы уже говорили, выше (первый параграф данной главы)  такие понятия как «готовность к школьному обучению» и «подготовленность» используются как синонимы [6].

Следует сказать, что психологические исследования, которые направлены на диагностику уровня психологической готовности детей к школьному обучению, не являются однородными и внутри них могут быть выделены различные подходы [3].

Второе направление исследование – психологическое,  и связано непосредственно с исследованием психологической готовности детей к школе. Так исследования, которые были проведены В.Н. Слободчиковым и др. на предмет проблем готовности детей к школе, и связанное с диагностикой психического развития. На основании проведенных  исследований, авторами  предложен методические рекомендации, которые, с нашей точки зрения, являются достаточно полными [2].

Авторами были предложен как объективные, так и проективные методики, которые направлены на выявление развития предпосылок  к учебной деятельности («Графический диктант», Д.Б. Эльконин; «Образец и правило», А.Л. Венгер; «Лабиринт» А. Л. Венгер),  что позволяет выявить основной тип развития ребенка в переходный период (6-7 лет) [5]. Данная методика позволяет охватить  все стороны развития ребенка (умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, самостоятельно действовать по его указанию, умение ориентироваться на условия задачи и др.), а также уровень развития наглядно-образного мышления. Данная методика позволяет увидеть полную картину, определить уровень, провести необходимую корректировку [1].

К данному направлению также можно отнести тест, получивший широкое практическое применение, тест школьной зрелости Я. Йирасека, который представляет собой модификацию теста А. Керн. Часть заданий, которые содержит данный тест, можно отнести к объективным методикам, а часть к проектным. В работе Б.Н. Боденко проведена работа по анализу реализации психологического содержание теста Керна-Йирасека в диагностической практике, показана возможность его использования не только как теста для определения школьной зрелости, но и возможность его применения для изучения уровня готовности детей  из разной социальной среды (семья, детский дом).

Таким образом, характеристика уровня психологической готовности детей к школе как комплексного образования позволяет широко использовать различные тесты в практике работы с детьми [8]. Вместе с тем имеется и ряд недостатков, с нашей точки зрения, главными из которых является то, что часто сумма признаков не характеризует лишь частично изучаемое новообразование [4].

В жизни, как правило, не встречаются дети. Имеющий весь комплекс признаков готовности детей к школьному обучению.  Большая часть детей имеет лишь часть характеристик комплекса.

Не оспаривая тот факт, что психологическая готовность детей к школе является итогом психологического развития в дошкольном периоде и поэтому не может не затрагивать все сферы жизнедеятельности ребенка, мы все же считаем, что различные характеристики и стороны психологической готовности к школе следует рассматривать определенной иерархии, выделяя ядерные образования готовности и ее периферическую часть. Тогда необходимый уровень психологической готовности к школе будет определяться в связи с наличием или отсутствием у ребенка его основного ядерного новообразования.

Диагностика психологической готовности детей к школе не может ограничена лишь количественными показателями [7]. Так в исследованиях М.Н. Костиковой (1984, 1985) показано, что психологические измерения как форма психологической диагностики не могут быть противопоставлены клинико-диагностическому качественному подходу. «Представляется наиболее адекватным для практических целей использовать именно качественный анализ в определении готовности ребенка к школе. Качественный анализ полученного материала, наряду с оценкой достижений ребенка по выделенным параметрам, позволяет создать как бы «психологический облик» каждого ребенка, наметить пути воспитательной работы с ним, учитывающие его индивидуальные особенности». Исходя из этих требований, автор предлагает использовать для выявления уровня психологической готовности к школьному обучению следующие методики: «Доски Сегена», «Кубик Кооса», последовательность событий «Волки» (по Н.Л. Бернштейну)  «Исключение лишнего предмета».  Автор подробно рассматриваем систему работы над каждой методикой, предлагает последовательность возможной помощи детям при затруднениях.

В настоящее время в практике используется достаточно большое число методик, которые можно назвать классическими диагностическими средствами.  Это, в частности,  «Рисунок человека» тест Ф. Гудинаф (1950), Д. Харрио (1963); тест «Дерево» К. Коха (1958),  «Дом-дерево-человек» Д. Бука (1948, 1953),  «Рисунок семьи» В.Вульфа.

Проективные методики, и графические в том числе, помогают выявить те качества, стороны развития личности ребенка, социальные условия жизни, которые непосредственно влияют на развитие тех предпосылок, которые являются ведущими в последующем формировании навыков учебной деятельности, Данные, полученные при помощи этих методик, помогают спланировать систему коррекционной работы таким образом, чтобы были затронуты не только моменты, касающиеся подготовки ребенка к обучению, но и изменения, направленные на систему общения, взаимоотношений и  т.д.

В последнее время все больше исследователей уделяет внимание факту, что  психологическая готовность детей к школе зависит от  развития общения ребенка с окружающими. Это побудило исследователей  выявить социально-психологические показатели психологической готовности детей к школе.  Так, Я.Л. Коломинский предлагает  для изучения межличностных отношений использовать методику «Выбор деятельности», которая выявляет устойчивость и глубину отношений детей со сверстниками.

Несмотря на разнообразие методов для определения готовности детей к школе психологи продолжают искать диагностические программы, которые отвечают следующим требованиям; 1) обследование не должно быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель–май); 2) методики должны давать сведения о мотивационной готовности детей к школе; 3) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

Методики позволяют выявить уровень психологической готовности детей к школе, причем, наиболее адекватно, так как они позволяют определить не только уровень знаний и умений и навыков, но и уровень развития ведущей деятельности в дошкольником возрасте – игры, уровень форсированности произвольности общения  у детей.


Библиографический список
  1. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., МГУ, 1996
  2. Каргаполова Е. О. , Хохлова Е.А. Развитие двигательных умений детней старшего дошкольного возраста на основе физкультурных мероприятий//   От синергии знаний к синергии бизнеса: сборник статей и тезисов докладов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей (26 ноября2015 г.) / Омский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия». – Омск, Полиграфический центр КАН, 2015. – C 125 – 128.
  3. Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева. – Петрозаводск, 1992. – 180 с.
  4. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе : пос. для практич. психологов, педагогов и родителей Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
  5. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
  6. Хохлова Е.А. , Каргополова Е.О. Формирование экологической культуры у дошкольников//// От синергии знаний к синергии бизнеса: сборник статей и тезисов докладов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей (26 ноября2015 г.) / Омский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия». – Омск, Полиграфический центр КАН, 2015. – C 131 – 135.
  7. Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. Казань, 2005
  8. Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников (на материале сравнения традиционной и развивающей технологий обучения) / диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казань, 2005.


Все статьи автора «Шамис Виталий Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: