СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ ПОД ВЛИЯНИЕМ КОМПЬЮТЕРА

Аракчеева Марина Борисовна1, Титовская Оксана Александровна2
1Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, кандидат философских наук,доцент кафедры теории и истории социологии социологического факультета
2Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, студент 1 курса заочной формы обучения социологического факультета (направление - социология молодёжной политики)

Аннотация
Статья посвящена описанию целей и задач исследования на тему влияние компьютерных технологий на социализацию молодёжи. На основе полученных данных будет составляться материал для магистерской работы на тему «Влияние компьютерных технологий на гендерную социализацию», где будут рассмотрены вопросы гендерного отношения молодёжи к компьютеру. Негативное влияние уже достаточно широко изучении и апробировано, а вот положительные эффекты от пользования компьютером исследованы не в полной мере.

Ключевые слова: влияние компьютера, гендерная социализация, исследование, компьютер, молодежь, социализация


SOCIALIZATION OF YOUTH UNDER THE INFLUENCE OF THE COMPUTER

Arakcheeva Marina Borisovna1, Titovskya Oksana Aleksandrovna2
1Saratov State University, Candidate of philosophical Sciences,associate Professor, Department of theory and history of sociology the sociology faculty
2Saratov State University, student of 1 course of distance learning of the sociology faculty (specialty - sociology of youth policy)

Abstract
The article describes the goals and objectives of the study on the impact of computer technology on the socialization of youth. Based on the data s of the material for master's thesis on "the Impact of computer technology on gender socialization" which examined the gender relations of youth to the computer. The negative impact is already widely studied and tested, but the positive effects of computer use estimated little.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Аракчеева М.Б., Титовская О.А. Социализация молодёжи под влиянием компьютера // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/02/14193 (дата обращения: 21.02.2024).

Взаимоотношения молодежи с областью инноваций заключаются в повышенном интересе к области компьютерных технологий и информационных коммуникаций, порождающих новые практики, формы культуры и способы ее освоения. Интерактивность, информативность и вариативность являются главными свойствами компьютерной культуры и порождаемой ею виртуальной реальности, которые привлекают молодежь и формируют специфическую ценностную шкалу, которая может носить как положительный, так и отрицательный характер[1,c.103].

Ключевой фигурой на пользовательском уровне в системе отношений «компьютер-человек» является представитель молодежной среды. Молодежь обладает высокой компьютерной грамотностью, которая воспитывается сегодня с детских лет, в школе, на уроках информатики и продолжается в студенческие годы. Также, компьютер сегодня становится одним из «институтов» социализации молодёжи, скрывая в себе ответы и решения молодёжных проблем и не только.

Общение все больше и больше перестает быть «живым» и утрачивает личностный смысл, что, безусловно, трансформирует внутренние особенности и смысловые поля каждой личности. При этом начинает меняться как сознание и самосознание каждой личности, так и восприятие всей социальной реальности. Это нельзя оставлять без внимания

Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений во всем мире, поскольку скоро компьютер сможет заменить человека во многим сферах деятельности.

Первое, что нам необходимо сделать  – это сформировать проблему, которую предстоит изучить. Затем исследователь чётко ставит цели и задачи исследования. Но основании уже прошедших исследований и статистических данных мы сформулируем гипотезу, которые либо подтвердим данными исследования, либо опровергнем[2,c.32].

Для нашего исследования мы ставим следующую проблему: противоречие заключается в том, что, несмотря на то, что компьютер – вещь, несомненно, полезная в деятельности человека, однако в то же время он может оказывать пагубное воздействие на социальное поведение молодежи, а дальнейшее развитие компьютерных технологий может коренным образом изменить социальные отношения в обществе. Кром того, молодёжь не признаётся  в том, что сильно зависима сегодня от компьютера и уже не сможет без него прожить. Однако на деле степень зависимости от компьютерных технологий очень высока[3,c.58].

Итак, целью данного исследования является выявление мнения молодежи России о влиянии компьютерных технологий на их социальное поведение.

Предмет нашего исследования – изучение влияния использования компьютерных технологий на социальное поведение молодежи России.

Среди задач стоит отметить такие:

  • Изучить какое место в различных областях деятельности молодежи занимают компьютерные технологии.
  • Определить мнение молодежи относительно воздействия компьютера на человека – положительные и отрицательные последствия.
  • Изучить насколько молодежь зависима от компьютерных технологий.
  • Изучить, как много молодежи заменяют реальную жизнь виртуальной, удовлетворяют свои потребности в знаниях, общении и выполнении других задач с помощью компьютера.

Предметом исследования является влияние компьютерных технологий на социальное поведение молодежи России.

Объектом исследования является молодежь России в возрасте от 14 до 30 лет.

Также, мы ставили основную гипотезу по проблеме: компьютерные технологии в последние годы занимают всё более важное место в жизни человека, что приводит как к позитивному, так и к негативному влиянию на социальное поведение молодежи, а также к непредсказуемым социальным последствиям.

Косвенные гипотезы:

  • Предполагается, что, по мнению опрошенных молодых людей, компьютер заменяет человека во многих областях деятельности все больше с каждым днем. (Экономическая сфера – компьютер-работник, социальная сфера – компьютер-преподаватель, компьютер-собеседник и т.д.)
  • Чем больше молодежь проводит времени за компьютером, тем труднее складываются ее отношения с обществом, тем более вероятно наличие несоответствующего моральным и прочим нормам социального поведения.
  • Увеличение времени работы с компьютером может негативно влияет на социализацию современной молодёжи.
  • Чем больше молодежь полагается на компьютер, чем больше зависима от него, тем менее она приспособлена к реальной жизни, к решению различных вопросов самостоятельно.
  • Если компьютерные технологии внезапно исчезнут из жизни человека, это может привести к катастрофическим последствиям: нервным срывам, дезориентации, депрессии, разрастанию девиации и многим другим[4].

Место проведения опроса – Россия (раздаточное анкетирование, опросы через социальные сети, электронная почта и другое). Выборка составлена из генеральной совокупности: 31,6 млн. человек, а выборочная совокупность – 800 человек (из всех регионов России). Время проведения исследования: июнь-август 2016 года.

В данном исследовании будет использован метод машинной обработки данных, т.к. он будет более целесообразен и удобен (программа SPSS) и аналитические методы.

В ходе данного исследования будут изучены основные факторы, влияющие на то, какое место в жизни человека занимает и будет занимать компьютер. Подробное исследование влияния на социальное поведение молодежи поможет разработать методы предотвращения негативных последствий. Также исследование имеет определенное практическое значение для производителей компьютерной техники[5,c.43].

На основе полученных данных будет составляться материал для магистерской работы на тему «Влияние компьютерных технологий на гендерную социализацию», где будут рассмотрены вопросы гендерного отношения молодёжи к компьютеру. Негативное влияние уже достаточно широко изучении и апробировано, а вот положительные эффекты от пользования компьютером оценены мало. Планируемая работа будет написана в 2018 году, состоять будет из двух исследований, в том числе, из исследования на тему «Влияние компьютерных технологий на социальное поведение молодежи России».


Библиографический список
  1. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – 2-е изд. – М.: Университет, 2002. 332 с.
  2. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методы социологического исследования. – М.: МГУ, 2004. 380 с.
  3. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация как прикладная область коммуникативных исследований//Время и технологии. 2011. Вып. 2. №13. С. 56-62
  4. Сулер Д. Люди превращаются в электроников: основные психологические характеристики виртуального пространства // URL: http://www.rider.edu/users/suler/psycyber/ psycyber.html (дата обращения: 12.01.16)
  5. Янг. К. Диагноз – интернет-зависимость // Мир Internet. 2000. № 2. С. 41-47.


Все статьи автора «Титовская Оксана Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: