ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ

Мажитова Г.З.
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
магистр географии, преподаватель

Аннотация
Статья посвящена использованию модульной технологии обучения на уроках естествознания в 5 классе.

Ключевые слова: модульная технология обучения


USING MODULAR TECHNOLOGY EDUCATION OF SCIENCES IN 5TH FORM

Mazhitova G.Z.
North Kazakhstan State University. M.Kozybaeva
master of geography, teacher

Abstract
This article is about using modular technology education of sciences in 5th form.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мажитова Г.З. Использование модульной технологии обучения на уроках естествознания в 5 классе // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1392 (дата обращения: 24.02.2024).

Начиная с 2003 года, одним из направлений деятельности школ является изучение и внедрение инновационных технологий, ориентированных на повышение качества образования учащихся. Ведь согласно Закону «Об образовании» Республики Казахстан педагогические работники обязаны добиваться получения учащимися знаний не ниже государственного общеобязательного стандарта [1]. Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования.

Однако исследования ученых показывают, что традиционная методика не гарантирует такого результата обучения, так как для этого она должна совершенствоваться до уровня педагогической технологии обучения, которая обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями [2]. Более того, достижение указанной цели представляет немалые организационные и кадровые трудности, поскольку учебный процесс в большинстве школ по-прежнему характеризуется преимущественно единым содержанием, фронтальными формами обучения, преобладанием объяснительно-иллюстративного способа преподавания. Все это препятствует дифференциации образования, индивидуальному способу освоения знаний, деятельностному характеру учения.

В настоящее время в школе для решения этих задач используется широкий спектр технологий – развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, информационно-коммуникационные технологии, модульная технология, технология дифференцированного обучения, технология критического мышления через чтение и письмо, портфолио, дебаты, игровая технология и другие. Учителя школы активно изучают новые инновационные разработки, передовой опыт педагогов и внедряют изученный опыт на своих уроках.

Согласно теории деятельности, обучение эффективно только при такой его организации, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности с индивидуальным темпом прохождения материала. Только в этом случае обучение ведет к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика [2]. Поэтому новая образовательная парадигма состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность [3]. Всем этим требованиям отвечает технология модульного обучения, которая соединяет все элементы новых обучающих технологий.

Модульная организация учебного процесса позволяет модернизировать традиционные методы обучения: предполагает уровненную дифференциацию, адаптивную систему обучения, коллективные способы обучения. Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается лишь в данной технологии. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей и главной задачей современного образования – перестройкой и адаптацией сознания учащихся к сегодняшним реалиям, привитие им навыков самообразования, творческого использования полученных знаний [4]. Изменение методики преподавания, связанное с внедрением в учебный процесс модульной технологии, затрагивает изменение не только содержания обучения, но и его методы, ориентируя их на возвышение, развитие личности учащегося, на создание благоприятных условий для её становления и развития, способствуя перестройке и адаптации сознания учащихся к сегодняшним реалиям, привитию им навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Перспективность модульной технологии – воспитание высокообразованной, эстетически развитой личности.

Технология модульного обучения применима на уроках географии. Изучение географии посредством внедрения в учебный процесс модульной технологии обучения позволит учащимся осознанно воспринимать объемный теоретический материал учебников, благодаря использованию различных видов и форм деятельности, что приведет к развитию не только глубоких и прочных знаний, но также и личностных качеств, таких как самостоятельность, коллективизм, умение управлять учебно-познавательной деятельностью, самоконтроль. Можно также упомянуть о том, что благодаря модульной технологии обеспечивается разнообразие видов познавательной деятельности школьников, реальные очертания приобретают идеи педагогики сотрудничества, ученик на деле становится активным субъектом обучения. Учитель при модульном обучении разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способ овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов) [5].

Проведенная опытно-экспериментальная работа имела целью выявление эффективности применения модульной технологии обучения на уроках естествознания в 5 классе посредством выяснения уровня усвоения знаний, умений и навыков; диагностики познавательных процессов учащихся данного класса после проведения экспериментальных уроков географии с использованием модульной технологии; обоснования преимуществ и недостатков внедрения на уроках географии технологии модульного обучения. Эксперимент по исследуемому направлению включал несколько этапов: 1. изучение и анализ научной, методической, педагогической литературы, раскрывающей все аспекты модульной технологии, усвоение основных целей, задач, изучение технологии построения модульных программ; 2. собственно сам эксперимент, основанный на проведении уроков географии с применением модульной технологии; 3. обработка результатов.

В процессе исследования применялись следующие методы: анализ педагогической и методической литературы, школьной документации, анализ самостоятельных работ учащихся, беседа с учащимися, личные наблюдения.

В эксперименте приняли участие 10 учеников 5 класса.

В современных программах по естествознанию можно выделить блоки тем и представить в них несколько модулей обучения:

I модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий.

II модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы. Ученики, выполняя задания под руководством учителя, работают с различными источниками информации (карта, учебник, дидактический материал, справочники и т. д.), прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы. На этом этапе проводятся уроки-практикумы, конференции, путешествия, игры.

III модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение материала темы.

IV модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

В ходе эксперимента был разработан блок уроков по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». Далее был проведен тест на уровень знаний учащихся. Результаты теста послужили начальным пунктом исследования. Тест состоял из десяти вопросов, оценивался по 100% шкале. Результат тестирования показал, что уровень знаний учащихся варьировал от 20 до 60%. В соответствии с рисунком 1 учащимися были получены следующие оценки.


Рисунок 1 – Уровень знаний учащихся на начало эксперимента

Рассмотрев рисунок 1, можно заметить, что большинство учащихся получили за тестирование низкие оценки, и даже одну неудовлетворительную, оценку «5» никто не получил. Уровень знаний средний и ниже среднего. Данная диаграмма иллюстрирует нестабильный уровень обученности.

Проанализировав диагностику познавательных процессов, можно сделать вывод, что у учащихся данного класса плохо развито произвольное внимание, мышление, долговременная память, способность к классификации и анализу, переключение и концентрация внимания. Поэтому на эти стороны познавательных процессов учитель должен обращать особое внимание на уроках, давать установку на длительное запоминание, учить анализу и классификации, развивать мышление, учить быть внимательными, уметь концентрироваться и переключать свое внимание на разные виды деятельности. Модульная технология обучения направлена на развитие этих познавательных процессов. Эксперимент был направлен на повышение уровня самостоятельности, активизации познавательной деятельности школьников.

В течение всего эксперимента обучение естествознанию проводилось с использованием модульной технологии. Посредством использования модульной технологии нами был изучен раздел «Атмосфера – воздушная оболочка Земли», состоящий из тем «Состав и строение атмосферы. Погода и климат», «Воздух смесь газов», «Значение воздуха для жизни на Земле», «Охрана воздуха для жизни на Земле».

Первоначально проводилась лекция, объединяющая все темы раздела. Далее учащиеся приступали к работе с модулями. Задания в модулях имели различный характер – как на развитие знания, умения, навыков, так и на их закрепление и обобщение. Задания были следующего типа – построить диаграммы, работа с картой и атласом, задания на смекалку, скорость выполнения, устные ответы, найти соответствия и т.д. Задания в модулях предполагали индивидуальную работу и работу в парах.

После изучения каждой темы проводилось итоговое тестирование. Для оценивания применялась рейтинговая система. В конце работы с модулем «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» был проведен выходной контроль, результаты которого представлены на рисунке 2.


Рисунок 2 – Уровень знаний учащихся на конец эксперимента

Из представленного рисунка видно, что количество оценок, полученных учащимися, изменилось: появились положительные оценки. Заметна стабильная тенденция возрастания уровня знаний учащихся на уроках естествознания посредством использования модульной технологии обучения.

Проведенная оценка результатов обучения с использованием модульной системы организации учебного процесса свидетельствует об эффективности проводимой работы. Наблюдение за учащимися показало, что у них выработалось внимание, самостоятельность, инициативность и коллективизм, умение управлять своей деятельностью.

На основании проведенного эксперимента, можно сделать следующие выводы. Использование модульной технологии на уроках естествознания позволяет реализовать индивидуально-ориентированное обучение за счет представления полной информации о программе, форме и порядке организации обучения, представления теоретического материала, учебных проектных заданий; дифференциацию процесса обучения за счет возможности выбора заданий разного уровня, возможности организации самостоятельного продвижения по темам предмета успевающим ученикам и возврату к «запущенному» материалу отстающим ученикам, индивидуальную траекторию продвижения по предметной области за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от индивидуального развития типов мышления; использование форм самостоятельного обучения.

Изучение географии посредством внедрения в учебный процесс модульной технологии обучения позволит учащимся осознанно воспринимать объемный теоретический материал учебников, благодаря использованию различных видов и форм деятельности, что приведет к развитию не только глубоких и прочных знаний, но также и личностных качеств, таких как самостоятельность, коллективизм, умение управлять учебно-познавательной деятельностью, самоконтроль.


Библиографический список
  1. Закон РК «Об образовании» с комментариями. – Алматы: Дастан, 2000. – 336 с.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Просвещение, 1995. – С. 34-39, 53-55.
  3. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. – М.: Дрофа, 2004. – С. 260-272.
  4. Ахметова Н.А. Сущность технологии модульного обучения. // Творческая педагогика. 2001. № 1. – С. 69-74.
  5. Прокопенко И.Ф. Модульная система для усовершенствования обучения учащихся. // Школьные технологии. 2006. № 3. – С. 48-55.


Все статьи автора «Назарова Татьяна В.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: