В последние годы вопросы развития познавательных способностей, и в частности способности к логическому мышлению, привлекают все большее внимание как российских, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы образования.
Известно, что в дошкольном возрасте основным видом мышления является наглядно-образная форма мышления. Однако перед ребенком накануне его обучения в школе встает задача овладения логической формой мышления, необходимой для успешного протекания учебной деятельности, основной целью которой является овладение учеником теоретическим отношением к действительности, формирование системы научных понятий и овладения общими способами решения различных классов задач. Все это ставит перед психологами и педагогами задачу выделить механизмы и условия перехода ребенка от преобладания образного мышления к логическому в его познавательной деятельности.
Исследованиями А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера было показано, что на пути перехода от образного к логическому мышлению, ребенок должен овладеть специфической формой образного мышления, являющейся необходимым переходным звеном между этими двумя формами мыслительной деятельности. Это мышление получило название наглядно-схематического мышления. Отличие этого мышления от образного заключается в том, что ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Например соотношение животных по критерию «вес», можно представить в виде серии палочек разной длины, в соответствии с тем, каков вес сравниваемых животных. Для функционирования наглядно-схематического мышления ребенок-дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, усвоение которых, как убедительно показано в работах Л.А. Венгера и его сотрудников, ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника.
Экспериментальное исследование по формированию общих сенсорных и интеллектуальных способностей в дошкольном детстве было выполнено коллективом лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Л.А. Венгера (1986)
При изучении и анализе характерных для дошкольников видов деятельности, исследователи пришли к выводу, что формой опосредования, которой владеют дошкольники и которая может рассматриваться в качестве основы общих умственных способностей – это наглядное моделирование.
Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающие взаимосвязи реальных предметов. Рисунок ребенка – также наглядная модель изображаемого объекта или ситуации. Ярким представителем наглядного моделирования является конструктивная деятельность. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в процессе сюжетно-ролевых игр.
Наглядное моделирование является одним из средств построения ориентировочной основы действия в работах по поэтапному формированию умственных действий (П.Я. Гальперин, 1969).
Экспериментальное изучение возможностей наглядного моделирования позволило выделить виды модельных представлений, которыми овладевают дошкольники, охарактеризовать операции, входящие в состав наглядного моделирования, и определить возможности и пути целенаправленного руководства его формированием (Л.А. Венгер, 1986). Напомним, что именно нагядное моделировнаие является необходимым механизмом реализации наглядно-схематического мышления дошкольника. Поэтому экспериментальные работы по формированию наглядного моделирования в различных областях жизнедеятельности дошкольника можно рассматривать как возможные пути формирования наглядно-схематического мышления детей в рамках образовательного процесса дошкольных учреждений.
Работы О. М. Дьяченко и Р. И. Говоровой направлены на выявление возможностей наглядного моделирования, складывающихся у дошкольников в обычных условиях воспитания. В исследовании Л. И. Цеханской изучался психологический смысл детских схематических изображений, выявлялись условия, способствующие развитию наглядного моделирования в изобразительной деятельности дошкольников. Исследования А. –М. Сиверио посвящено изучению операций, входящих в состав наглядного моделировании, и путей их усвоения в дошкольном возрасте. Установлено, что наглядное моделирование включает замещение элементов моделируемого содержания, построения модели путем установления между заместителями отношений, отображающих отношения замещаемых элементов, и, наконец, использование модели в качестве средства, обеспечивающего решение исходной задачи (Л.А. Венгер, 1986).
Л. И. Цеханская и С. Леон Лоренсо изучали возможности и условия целенаправленного формирования наглядного моделирования в конструктивной деятельности дошкольников. В их работах были получены данные о том, что в процессе овладения конструктивной деятельностью создаются условия для усвоения наглядных моделей двух типов: конкретных, отображающих структуру единичного объекта, и обобщенных, схематически отображающих структуру определенного класса предметов.
В исследовании Л. М. Хализевой, посвященном целенаправленному формированию действий наглядного моделирования в процессе ознакомления детей с пространственными отношениями, выявлена возможность усвоения дошкольниками действий с моделями, включающими условно-символические компоненты (систему пространственных координат), и показано, что интериоризация таких действий существенно улучшает решение детьми интеллектуальных задач логического характера.
На основании результатов данных исследований были сформулированы следующие положения. 1. Наглядное моделирование — специфическая форма опосредствования мыслительной деятельности в дошкольном детстве, позволяющая осуществлять детям наглядно-схематическую форму мышления.
2. В обычных условиях дошкольного воспитания источник формирования наглядного моделирования — моделирующий характер детской деятельности.
3. Формирование наглядного моделирования включает в себя овладение действиями замещения, построения модели путем придания заместителям отношений, отображающих отношения замещаемых объектов, и использования модели для решения основной задачи. 4. Овладение указанными действиями и их превращение в операции целостного акта моделирования происходит в процессе интериоризации — перехода от построения и использования внешних материальных моделей к построению и использованию функционально эквивалентных им модельных представлений. 5. Целенаправленное руководство формированием у детей действий наглядного моделирования приводит к существенным сдвигам в овладении этими действиями и образовании модельных представлений. 6. Основной руководства по формированию наглядного моделирования является обучение детей действиям замещения, построения и использования материальных моделей с созданием условий для последующей интериоризации усвоенных действий.
Теоретический анализ проблемы становления наглядно-схематического мышления через формирование у дошкольника способности к наглядному моделированию позволил нам наметить план и перспективы собственного эмпирического исследования данной проблемы. Мы опирались на исследование Л.Б. Дейниченко (2013), посвященное развитию регулирующей функции речи старших дошкольников. Один из этапов формирования полноценной регулирующей речи предполагает построение и использование наглядных моделей, помогающих дошкольнику осознанно использовать регулирующую речь в процессе объяснения партнеру определенного задания. В качестве наглядной модели, помогающей ребенку организовать свою деятельность, выступала учебная карта, схематично отражающая содержание выполняемого задания. Причем составляли такие модели сами дошкольники под управлением взрослого.
В качестве предмета исследования мы выделили процесс создания дошкольниками данного типа наглядных моделей, специфику замещения реальных объектов объектами –заместителями, особенности построения модели путем придания заместителям отношений, отображающих отношения замещаемых объектов, и использование модели для решения основной задачи. Уровень сформированности действий наглядного моделирования может быть показателем степени перехода ребенка от наглядно-образного способа решения задач к наглядно-схематическому мышлению, обеспечивающему ребенку полноценное формирование логических способов мыслительной деятельности.
Библиографический список
- Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Педагогика, М.,1986. – 223с.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. –Вопр. психологии, 1969, №1, с.15-26.
- Дейниченко Л.Б. Особенности развития форм и функций речи старших дошкольников в различных видах их деятельности. –М.: Изд-во МГОУ, 2013. -241с.