Исследования российского рынка труда молодежи показывают, что складывающаяся на нем ситуация характеризуется тенденцией к увеличению регистрируемой и скрытой безработицы, более низкой конкурентоспособностью труда молодых людей по сравнению с другими возрастными категориями населения.
Рассмотрим данную проблему подробнее путем построения дерева целей [1,2] (рис.1) и использования метода анализа иерархий, который позволяет в интерактивном режиме найти вариант (альтернативу), наилучшим образом согласующийся с пониманием сути проблемы и требованиями к ее решению.
- Рисунок 1. Дерево целей.
Исходя из дерева целей, можно говорить о том, что особое внимание следует уделить следующим средствам к достижению поставленной цели: ознакомление молодежи с реалиями рынка труда на всех уровнях обучения, обеспечение получения компетенций работы, меры по повышению конкурентоспособности труда молодежи, повышение осведомленности молодежи о своих правах и возможностях в поиске работы .
Принятие решения относительно выбора наиболее подходящей альтернативы произведем на основе метода анализа иерархий.
Анализ проблемы принятия решений в МАИ начинается с построения иерархической структуры, которая включает цель, критерии, альтернативы и другие рассматриваемые факторы, влияющие на выбор.
В качестве альтернатив были выбраны следующие:
А1-Ознакомление молодежи с реалиями рынка труда на всех уровнях обучения;
А2-Обеспечение получения необходимых компетенций;
А3-Меры по повышению конкурентоспособности труда молодежи;
А4-Повышение осведомленности молодежи о своих правах и возможностях в поиске работы;
Были определены критерии – признаки, по которым производится оценка соответствия функционирования системы желаемому результату (цели) при заданных ограничениях, а именно:
- Эффективность системы – соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования системы и фактически реализованным.
- Результативность – соответствие выхода системы желаемому результату.
- Время-промежуток той или иной длительности, за который реализуется те или иные меры.
Далее были определены приоритеты, представляющие относительную важность или предпочтительность элементов построенной иерархической структуры, с помощью процедуры парных сравнений.
На заключительном этапе анализа был произведен синтез (линейная свертка) приоритетов на иерархии, в результате которой вычислены приоритеты альтернативных решений относительно главной цели [2,3,4,6]. Итоговое дерево иерархий представлено на рис. 2.
- Рисунок 2.Дерево иерархий.
По данным линейной свертки видно, что лучшей считается альтернатива А4, поскольку она имеет максимальное значение приоритета.
Из вышеизложенного следует, что метод повышения осведомленности молодежи о своих правах и возможностях в поиске работы является наиболее приоритетным для достижения поставленной цели.
Библиографический список
- Курзаева, Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб. пособие/Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -211 с.
- Курзаева, Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб.-метод. пособие/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. -Магнитогорск: МаГУ, 2012. -60 с.
- Чусавитина Г. Н. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Магнитогорск: МаГУ, 2010. -218 c. -С. 55-79.
- Курзаева Л.В. Инструменты сопряжения требований системы профессионального образования и рынка труда к конкурентоспособности ИТ-специалиста/Л.В. Курзаева//II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века (ИТО-XXI)»: сборник научных трудов. Т. 1. -М.: НИЯУ «МИФИ», 2012. -С. 37-40.
- Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект/Л.В. Курзаева//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7424 (дата обращения 12.06.2015).
- Овчинникова И.Г. Исследование уровней формирования результатов обучения в системе профессионального образования Челябинской области вуза/И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева//Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (31 октября-1 ноября 2012 г.). -Кн. III. -Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. -С. 228-237.