Профессиональный интерес психологов к проблеме употребления психоактивных веществ и, в частности, алкоголя в подростковом возрасте весьма высок. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвященных данной теме. За последние годы психологами и педагогами был выполнен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению алкогольной зависимости у подростков. Этому посвящены работы В.Ф. Якубовича, Г.П. Горячкина, И.В. Сажина, В.Д. Мастюковой, Б.С. Братуся, П.И. Сидорова, В.Ф. Матвеева, И.Л. Злотникова, М.А. Чалисова, В.В. Веселовского и других. В их исследованиях показано, что отношение к алкоголю складывается у подростков не только под влиянием микросоциальной среды и общественных проблем, но также может быть рассмотрено в контексте более широкого круга проявлений девиантного поведения [1, с. 144]. Подростковый возраст характеризуется «нормальной девиантностью», то есть подчеркивается распространенность отклоняющихся форм поведения в этом периоде, их «нормальность». Между тем среди причин девиаций выделяются комплексные личностные образования, которые служат благоприятной почвой для их закрепления. Эти и другие факторы необходимо учитывать и изучать в целях разработки комплексной профилактики употребления психоактивных веществ [2, с 92]. Систематическое употребление психоактивных веществ несовершеннолетними следует рассматривать, прежде всего, как психолого-педагогическую, а не медицинскую проблему. Это обусловлено тем, что пьянство подростков всегда связано с другими нарушениями поведения.
Данные соображения обусловили цель и направление нашего исследования, осуществленного на факультете психолого-педагогического и специального образования в 2015 году. Целью работы выступает изучение факторов формирования отношения к алкоголю у подростков. В качестве изучаемого предмета выделяется взаимосвязь личностных особенностей и отношения подростков к алкоголю. Гипотеза исследования заключалась в том, что формирование положительного отношения к алкоголю у подростков разного пола детерминируется общими и специфическими факторами. К общим относятся возрастные закономерности развития (в том числе, уровень интеллектуального развития) и влияние социально-психологических, культурных и экономических факторов. К специфическим относится уровень осведомленности подростков, принятия полоролевых стереотипов и ряд личностных особенностей.
Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с использованием следующих методов психологического исследования:
1.Анкета «Отношение к алкоголю у подростков» (автор О.Н. Шишканова);
2.Методика склонности к девиантному поведению для подростков СОП (А.Н. Орел).
Опрос был проведен в СОШ №1 г. Энгельса и СОШ № 101 г. Саратова. Возраст учащихся составил 14-15 лет. Количество опрашиваемых – 54 человека (22 мальчика и 32 девочки). Основной целью было изучение взаимосвязи отношения к алкоголю (по анкете) с показателями шкал методики СОП. К ним относятся:
- шкала установки на социальную желательность ответов (служебная шкала);
- шкала склонности к преодолению норм и правил;
- шкала склонности к аддиктивному поведению;
- шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
- шкала склонности к агрессии и насилию;
- шкала волевого контроля эмоциональных реакций;
- шкала склонности к деликвентному поведению;
- шкала принятия женской роли.
В ходе обработки данных анкетирования нами были получены следующие результаты. Больше половины подростков считают, что на празднике можно обойтись без спиртного. Они понимают, что им ещё рано «по-взрослому» отмечать какое-либо событие, что алкоголь не главный атрибут праздника. Но всё же более 30% считают, что праздник невозможен без спиртного и без него будет скучно. Эта группа подростков, скорее всего, опиралась на свой опыт и питейные обычаи своей семьи. Её можно отнести к группе риска, так как респонденты изначально допускают присутствие алкоголя в своей жизни. С ними нужно проводить как вторичную, так и первичную профилактику, направленную на формирование здорового образа жизни и позитивных личностных качеств.
На вопрос: «Как ты считаешь, где обычно подросток впервые знакомится с алкоголем?»: «В кругу друзей» ответили 42% подростка, из них: девочки – 14, мальчики – 9; «На дискотеке» – считают 34% подростка, из них девочки – 7, мальчики – 11. «Случайно» ответили 24 %, из них: девочки – 6, мальчики – 7. Предлагая этот вопрос подросткам, мы исходили из того, что в своём ответе они, как правило, опираются на свой личный опыт и опыт своих друзей. Из ответов становится понятно, что подросток впервые знакомится с алкоголем в компании друзей, на дискотеках, из-за любопытства, чтобы не быть «синим чулком», почувствовать себя взрослым.
Большинство подростков считают, что алкоголь помогает уйти от проблем – 30% (10 девочек и 6 мальчиков); поднять настроение – 26% (6 девочек, 8 мальчиков), получить удовольствие – 23% (6 девочек и 6 мальчиков); облегчить общение, стать своим в компании – 20% (8 девочек и 3 мальчика). Исходя из ответов, можно сделать вывод, что подростки часто употребляют алкоголь по внутренним психологическим причинам. В состоянии опьянения легче всего забыть о проблемах в школе, дома. Подросток, употребляя алкоголь, поднимает настроение, раскрепощается в общении, становится «своим» в группе. Последнее, как видим, особенно актуально для девушек.
Большинство участников опроса ответили, что откажутся от предложения своих друзей выпить; это может говорить одновременно и о высоком уровне волевого контроля или о стремлении показать себя в лучшем свете, о демонстративности поведения. Высокий процент согласия принять спиртное у девочек объясняется, на наш взгляд, такими личностными особенностями, как более выраженная конформность с одной стороны и самокритичность и честность в ответах по сравнению с мальчиками с другой. Четверть подростков согласятся выпить при первом же предложении.
Опрос показал, что многие из опрошенных осознают потенциальную опасность алкоголя, и среди них также те, кто выразил свое согласие выпить, если предложат. Это говорит о том, что отрицательное отношение к алкоголю не является внутренне выработанным, а лишь «знаемым», социально навязанным. Для некоторых подростков ситуация иная: они внутренне убеждены во вреде алкоголя, но в силу личностных комплексов и склонности к конформизму готовы принимать алкоголь в среде сверстников. Таким образом, внешние установки по отношению к алкоголю не совпадают с психологическими потребностями подростка, что служит поводом для возникновения внутреннего конфликта в отношении употребления алкоголя.
На вопрос о пространствах, служащих местом выпивок подростков, 57% отметили улицу (из них 19 мальчиков и 12 девочек); 26% сказали, что место не имеет значения (7 девочек и 7 мальчиков), и 7 девочек считают, что подростки могут выпить в кафе или баре. Эти ответы демонстрируют личный опыт детей, показывающий, что подростки выпивают вне дома, находя места для этого в подъездах, беседках, тихих дворах. Тревожно, что 38% подростков ответили, что их сверстники «выпивают несколько раз в неделю». Как видно, большинство подростков эпизодически или более регулярно употребляют алкоголь в компании сверстников и считают это нормальным явлением в подростковой среде.
Изучая мотивы приобщения к алкоголю в подростковой среде, мы выяснили, что более половины опрошенных считают людей, употребляющих алкоголь, несчастными. Некоторые подростки в анкете дописали, что пьющий человек теряет свою семью, положение в обществе. Четверть подростков считают, что люди, которые употребляют алкоголь, не могут занять себя чем-то интересным. Следовательно, для подростков важным оказывается возможность занять себя чем-то как альтернатива употреблению алкоголя, а для девочек также важно быть принятой в группе. Девочки выделяют неуравновешенность как один из факторов употребления алкоголя, то есть рефлексируют по поводу «проблемных» личностных особенностей человека в большей степени, чем мальчики.
Обобщая результаты анкетного исследования, можно прийти к следующим выводам. Среди подростков распространено достаточно терпимое отношение к употреблению алкогольных напитков, несмотря на то, что в сознании подростков алкоголь и здоровый образ жизни несовместимы. При этом алкоголь не осознается подростками как фактор возникновения нарушений в собственном поведении. Анализ результатов также показывает, что в последнее время возрос уровень употребления алкоголя среди девушек. Выпивки почти всегда происходят в компаниях. Девушки в основном предпочитают пиво, тоник. Для них характерно равнодушие к учебе, а прием алкоголя дает возможность поднять настроение, уйти от проблем, стать своей в компании друзей. Причиной этого мы считаем, что дефекты этического воспитания девочек и девушек. Также необходимо учитывать, что девушки весьма эмоциональны, возбудимы и впечатлительны. Употребление алкоголя имеет для них иную психологическую окраску и специфические, отличные от мужских, мотивы.
По результатам опроса видно, что мальчики чаще девочек употребляют спиртные напитки, причем с возрастанием крепости алкоголя эта разница становится существенной. Такое отношение мальчиков к алкоголю может быть связанно с тем, что они хотят казаться взрослыми в кругу своих друзей, считают, что это признак мужества (в 63% случаях мальчики считают, что «напиться» – признак взрослости). Подростки таким образом хотят утвердиться в компании сверстников, чтобы не прослыть «белой вороной», особенно, если эта компания систематически употребляет алкоголь. В тоже время, в их сознании алкоголь и здоровый образ жизни, успешность в делах несовместимы. Это свидетельствует о противоречивых установках подростков к употреблению алкоголя, недостаточном знании о последствиях его употребления.
С целью определения склонности к отклоняющемуся поведению нами была использована методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), (автор А.Н.Орел). Методика является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых, делится на мужской и женский варианты.
Как показало наше исследование, сниженный волевой контроль является типичной проблемой для группы девиантных подростков, становясь определяющим фактором в возникновении трудностей социальной адаптации, девиантного поведения, а в дальнейшем, возможного втягивания в группы подростков, злоупотребляющих алкоголем. Слабость контроля за поведением и своими влечениями, подражательность действий объясняют употребление алкоголя как способа без усилий получить удовольствие, полнее слиться с группой. В связи с этим возрастает значение исследований сферы волевой саморегуляции поведения, особенно, у подростков с девиантным поведением.
Исследуя взаимосвязь агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков со склонностью к делинквентности, мы выявили, что подростки, склонные к проявлению агрессии вовне, как правило, не склонны к аутоагрессивному поведению. Таким образом, в нашем исследовании эти две формы агрессивного поведения взаимно исключают друг друга и связаны с разными личностными особенностями подростков и моделями поведения в родительской семье. Предпосылкой к делинквентному поведению в большей степени является внешняя агрессия, которая гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Между тем, агрессивное поведение нередко связано с алкоголизацией, так как подростки чаще пробуют алкоголь в группе, а подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Хотя можно допустить, что агрессивное поведение может быть индивидуальной особенностью личности, сложившейся к началу подросткового периода или конкретной ситуацией развития каждого отдельного ребенка. Таким подросткам присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Можно также заметить, что мальчики часто стремятся скрыть свое истинное отношение к проблеме употребления алкоголя, о чем свидетельствуют высокие показатели по шкале социальной желательности у большинства из них в нашем исследовании.
Девушки оказались более правдивыми при ответах на вопросы, что объясняется самокритичностью и более выраженной готовностью следовать требованиям взрослых в целом [3, с. 142]. Результаты исследования показывают, что девочки воспринимают алкоголь как средство ухода от проблем и плохого настроения, неприятия в группе сверстников, тогда как мальчики-подростки акцентируют положительные переживания, связанные с приемом алкоголя. Обращение мальчиков к алкоголю, по-видимому, реализует тягу к острым ощущениям, характерную подростковому периоду, служит искусственным стимулятором возбуждения и дает возможность занять свободное время. У девочек-подростков мы наблюдаем иной механизм: повышенный уровень саморефлексии приводит их к недовольству собой, негативным переживаниям и стремлению к алкоголю как способу отвлечения от проблем. При анализе шкалы принятия женской роли нами была обнаружена взаимосвязь высоких показателей принятия своей женской роли и тенденции к нормативному поведению у девочек. Чем более выражено принятие женских моделей поведения, тем менее внутренне конфликтным, более гармоничным является представление о себе и поведение девушек – подростков. Девушки, набравшие низкий балл по данной шкале, демонстрировали более противоречивое отношение к разным сторонам действительности и имели повышенную готовность к агрессивному, самоповреждающему, аддиктивному и делинквентному поведению. Эти данные могут быть связаны как с личностными особенностями девочек, так и стилем семейного воспитания и окружением. [4, с. 242].
Большая роль принадлежит принятию своей женской роли, так как у девушек с противоречивым или отрицательным отношением к женским моделям поведения, был обнаружен высокий риск аддиктивного поведения, преодоления норм и правил и делинквентности.
У девочек оказалась невыраженной тенденция к самоповреждеющему поведению, что подтверждает их большую, по сравнению с мальчиками, социально-психологическую гибкость и умение реализовать себя разными способами: общением с подругой, взрослыми, ведением дневников, участием в общественно полезной деятельности, творчеством и т.д. Мальчики- подростки, склонные к самоповреждающему поведению, страдают алекситимией, затрудненностью проявления себя в различных видах деятельности и общения [5, с. 74].
Обобщая представленные результаты, можно сделать вывод, что невыраженность девиантных тенденций и отрицательное отношение к алкоголю связаны с высокими показателями по шкале волевого контроля поведения как у мальчиков, так и у девочек. При этом уровень агрессии и аутоагрессии, а также тенденции к преодолению норм и правил могут быть высокими. Наличие девиантных форм поведения у таких подростков остаётся на уровне тенденций, не реализуясь в повседневной жизни. Таким образом, развитый волевой самоконтроль у подростков представляет интерес для его формирования в коррекционно-развивающей работе. Подростки, у которых были высокие показатели по шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, имели низкий уровень агрессивной направленности личности. Это может означать, что подростки в силу воспитания и принятых социальных норм поведения не могут выразить свою агрессию вовне (как вербальную, так и физическую), переводя её в аутоагрессию. У подростков, которые оказались склонными к преодолению норм и правил, отмечались нонконформистские черты личности (по опросу педагогов), также агрессивная направленность личности и слабый волевой контроль. У четверти подростков (в основном у мальчиков) наблюдается склонность к риску, потребность к острым ощущениям, выражено наличие делинквентных тенденций.
Таким образом, дальнейшее изучение взаимосвязи личностных образований и тенденций с формированием отношения к алкоголю в подростковой и молодёжной среде является необходимым условием организации корректной психолого-педагогической работы, направленной на устранение базовых психологических причин, способствующих употреблению алкоголя.
Библиографический список
- Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
- Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д.Д. Еникеева. – Москва: Академия, 2-е издание, 2001. – с.144
- Шипова Л.В. Исследование склонности подростков к девиантным формам поведения в социально-реабилитационном центре // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки Издательство: Наука и образование (Краснодар) 2013, № 7-2 С. 140-144
- Основы специальной психологии: учебное пособие / [А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ «Наука», 2013. 335 с.
- Куприянчук Е.В., Блинкова Х.А. Социально-психологические особенности подростков с делинквентным поведением: сравнительный контекст// Научное обозрение: Гуманитарные исследования. Москва.- 2015г. №4.- С69-76. № ФС77-49017.