Постструктурализм – идейное течение, оказывающее интенсивное воздействие, междисциплинарное по сути, проявляющееся в самых разных сферах. Нас интересует литературоведческий постструктурализм, «деконструкция», суть которой, по И.Ильину, заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в нахождении скрытых и невидимых не только читателем, но и ускользающих от самого автора смыслов [1]. В подобных случаях в тексте возникают «неразрешимости», то есть внутренние логические тупики, когда автор, казалось бы, отстаивает одно, а в действительности – совсем другое. Деконструктивистский исследователь и должен сделать подобные «неразрешимости» предметом своих изысканий.
Отметим, что не приходится говорить непосредственно о систематизации, поскольку сам по себе постструктурализм представляет собой пример отказа от строгой научности, присущей структурализму. Объектом, полученным в результате преобразования прежних категорий, по мысли Р.Барта, становится Текст [2]. Прежде, чем обратиться к понятию текстового анализа, рассмотрим принципиальные отличия Текста и произведения:
- Текст необходимо понимать как нечто неисчислимое, он не может застыть неподвижно, он постоянно движется сквозь что-то;
- произведение же – это вещественный фрагмент, наглядный, зримый, размещающийся «в руке», тогда как Текст – сфера методологических операций, он размещается «в языке»;
- произведение – это собственно и есть Текст, осознанный и принятый, со всей своей символической природой;
- Тексту свойственна множественность, нет простого со-существования смыслов – Текст проходит сквозь них;
- автор считается родителем и хозяином своего произведения, а в Тексте только мелькает «призрак автора», которому при этом отводится лишь роль гостя;
- произведение – объект потребления, а Текст очищает произведение от потребительства, воссоединяя чтение и письмо в целостной знаковой деятельности;
- невозможно пропустить и подход к Тексту через удовольствие, поскольку Текст безусловно связан с наслаждением, без ощущения отторгнутости, в отличие от произведения.
Теперь, когда мы выяснили, что такое Текст, обратимся к понятию «текстовый анализ» на основе упоминаемого выше Р.Барта. Задача текстового анализа провести подвижную структурацию текста, различную у каждого читателя; увидеть как текст взрывается и рассеивается в межтекстовом пространстве; проследить пути смыслообразования. Для того, чтобы провести анализ, мы расчленяем текст на лексии – короткие отрезки текста, единицы чтения. Лексия – это произвольный конструкт, в рамках которого мы наблюдаем распределение смыслов. Затем необходимо проследить смыслы, которые возникают в пределах каждого подобного сегмента – коннотации, дополнительные смыслы, которые могут иметь форму ассоциаций, реляций.
Поскольку в основе текста лежит выход его в другие тексты, коды и знаки, требуется показать исходные пункты смыслообразования. При этом не нужно игнорировать в себе жажду текста – он должен приносить радость и удовольствие, поскольку анализ – это прогулка по тексту. Нашей задачей совместно с Р.Бартом является выявление не структуры повествования, а рассмотрение основных кодов текста, под которыми понимаются ассоциативные поля, надтекстовая организация смыслов. Какие коды выделяет Р.Барт? Безусловно, это культурный код – код человеческих знаний, включающий также научный код – правила науки и научной этики, риторический код – социальные правила говорения, хронологический код – совокупность хронологических этапов, социо-исторический – связь высказывания со всей суммой знаний об эпохе, народе.
Важны также код коммуникации – отношения, которым текст придает форму обращений к адресату, код действия – код, обеспечивающий естественность и удобочитаемость, и, безусловно, код Загадки – код понимания и разгадывания смысла.
Рассмотривая коды, мы не пытались создать какую-либо схему – логическую или семиологическую. Коды необходимы как пункты отправления, как трамплины интертекстуальности. Именно «раздёргивание текста на ниточки» и составляет различие между структурой и структурацией. Важно помнить, что одна форма нередко дает отсылки к нескольким одномоментно действующим кодам, при этом невозможно определить истинный. Однако невозможность решения – это, на самом деле, не невозможность решения, а структурное условие повествования; подобный анализ направлен не на истинный смысл текста, а на его множественность.
Библиографический список
- Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989.