За последние 10 лет российский рынок бытовой техники в значительной степени сформировался и четко структурировался. Основными факторами, определяющими рост рынка, в последние годы являлись благоприятная экономическая ситуация в стране, рост благосостояния населения, формирующий спрос на товары, не относящиеся к категории первой необходимости, и на продукцию высоких ценовых сегментов [1, 2]. Среди благоприятных факторов, стимулирующих спрос на бытовую технику и электронику, можно выделить относительно низкую склонность граждан России к сбережениям и развитие потребительского кредитования. Данная тенденция обусловлена несколькими факторами: небольшая часть населения не доверяет национальной валюте, большинство стремится как можно скорее получить желаемые блага, не дожидаясь факта накопления необходимых для этого средств, что и определяет наличие большой массы долгов.
Кроме того, на рост рынка влияют такие тренды, как рост жилищного строительства, активное открытие торговых центров и высокая лояльность населения к технологическим новинкам, зачастую носящая отчасти иррациональный характер, заключающийся в желании обладать тем или иным устройством, а не пользоваться им [3, 4, 5].
Однако мировой финансово-экономический кризис, ускорение темпов инфляции на потребительском рынке и замедление темпов роста денежных доходов населения привели к снижению оборота рынка бытовой техники. Несмотря на спад, российский рынок бытовой техники продолжает считаться достаточно перспективным, что определяет наличие на нем внушительного количества участников в данном сегменте [6, 7].
В 2013-2014 годах произошло существенное снижение экономического роста России, определяемое сильной зависимостью от природных богатств и слабой промышленностью (реального сектора экономики) [8, 9]. В 2013 году экономический рост России снизился под влиянием структурных проблем и снижения инвестиционной активности. Рост ВВП составил 1,3 %, инфляция составила 6,5 %, рост промышленности составил 0,8 %. Отток капитала из России за 2013 год составил $61 млрд. Стагнация экономики в первой половине 2014 года продолжилась. В 2014 году экономический рост в России составил 0,6 %, инфляция составила 11,4%, рост промышленного производства составил 1,7%. Отток капитала из России за 2014 год составил рекордные $151,5 миллиардов [10, 11].
В декабре 2014 года после обвального падения курса рубля по отношению к доллару и евро, в России произошел финансовый кризис. Покупательская способность россиян в 2014-2015 годах падает вслед за стремительно дешевеющим рублем, сокращением доходов граждан нашей страны, что разумеется, негативно сказывается на доходах торговых сетей. Россияне в этом и последующем годах будут меньше покупать товары длительного пользования, поскольку у них уже имеются кредиты на различные товары, в том числе бытовую технику [12, 13].
Оборот российского рынка электроники в 2014 году, несмотря на все сложности и нестабильную экономическую ситуацию, достиг исторического максимума и составил рекордные 818 миллиардов рублей. Лидерство сохраняет IT-сегмент, за ним идет бытовая техника и замыкает рейтинг фототехника. Это связано с покупательским всплеском, вызванным стремительно дешевеющим рублем в конце 2014 года, что привело к массовому ажиотажу [14, 15]. Он был обусловлен опасениями россиян за свои сбережения вследствие ожиданий крайне стремительного падения рубля, что не подтвердилось на практике.
Первая половина 2015 года показывает негативную динамику рынка: IT-сегмент рынка упал на 18%, пользовательская электроника – на 31%, фото – на 30%, и только телекоммуникационный сегмент продолжил расти на 8%. Рынок просел на 15% по сравнению с 2014 годом. В то же время продажи через Интернет растут значительно быстрее, чем за его пределами, и рост обратно пропорционален численности населения [16, 17]. В 2015 году онлайн-продажи в Москве и Петербурге увеличились на 17% при росте традиционных каналов продаж на 11%, в 13 городах с населением более 1 миллионов жителей – на 45% при 3% роста в физическом ритейле, а в городах с населением до миллиона – на 103% при 2% роста в обычных магазинах [18, 19]. Основные участники российского рынка бытовой техники: «Эльдорадо», «М.Видео», «Техносила», «Media Markt».
Крупнейшая в России сеть магазинов бытовой техники и электроники «Эльдорадо» сохранила положительную динамику роста по всем направлениям бизнеса 2014 году. По состоянию на 31 декабря 2014-го сеть включала, в частности, 374 гипермаркета и 31 пункт для получения Интернет-покупок. Ключевые показатели 2014 г.:
- продажи выросли на 16,2%, достигнув 131,7 млрд рублей (с НДС);
- онлайн-продажи выросли на 61,6%, достигнув 17,8 млрд рублей (с НДС);
- рост выручки розничных магазинов на квадратный метр торговой площади на 20,2%;
- рост выручки на магазин на 15,4%;
- торговые площади сокращены на 10 тыс. квадратных метров [20, 21].
В 2015 году логическим продолжением стратегии компании «Эльдорадо», которая работает во всех каналах продаж, стало дальнейшее последовательное введение новых товарных категорий. Ассортимент сети пополнился товарами для детей и мам, товарами для дома, сада и ремонта. Таким образом, компания следует по пути мультикатегорийного ритейлера как онлайн, так и в розничных магазинах, что является неплохим ходом на фоне сокращения потребительской активности. В конце первого квартала доля продаж новых товарных категории в Интернет-магазине достигла 2,3% [22, 23].
«М.Видео» – крупнейшая розничная сеть по объемам продаж электроники и бытовой техники в России. В 2014 году финансовые показатели «М.Видео» значительно улучшились. Продажи выросли на 16,3%, чистая прибыль – на 39,4%. В 2015 году продажи «Эльдорадо» в Интернете по итогам всего 2014-го выросли на 61,6%, до 17,8 млрд руб., а у конкурента – «М.Видео» – сразу на 90%, до 18 млрд руб. Высокий рост онлайн-продаж компания «М.Видео» объясняла запуском новой интернет-платформы, которая стала серьезным конкурентным преимуществом [24, 25].
«Техносила» – один из лидеров российского рынка бытовой техники и электроники с 1993 года. Компания предлагает современный сервис и качественные товары от мировых брендов по отличным ценам 24 часа в сутки, 365 дней в году. Компания «Техносила» сегодня позволяет осуществлять онлайн продажи на официальном сайте www.tehnosila.ru, ежемесячная посещаемость которого превышает 7 млн. пользователей, а также приобрести высококачественную продукцию в любом из 117 магазинов в 71 городе Российской Федерации. Согласно отчетности компании за 2014г., выручка компании в 2014 году составила 27,5 млрд. р., что на 4% выше предыдущего года [26, 27].
В сентябре 2014 году «Техносила» и «Техношок» объявили о слиянии. Объединенная компания работает под брендом «Техносила», магазины «Техношок» ребрендированы. Ретейлер расширил ассортимент и модернизировал существующие магазины. Сеть также может начать работу над новым форматом, ориентированным на Интернет-продажи.
«Media Markt» – немецкая сеть магазинов электроники и бытовой техники. «Media Markt» работает по принципу «магазин-склад», когда практически весь товар выставлен в торговом зале. Как и многие другие крупные ритейлеры, под влиянием Интернета Media Markt развивает многоканальные продажи (Интернет-магазин, мобильные приложения). В 2013 году Media Markt совместно с Московским метрополитеном и Департаментом транспорта города Москвы запустил пилотный проект первого в России виртуального магазина бытовой техники и электроники на станции «Выставочная». Для покупателей предусмотрены 4 способа заказа: считывание QR-кода, NFC-метки, заказ по SMS или по телефону.
В 2015 году компания начинает сокращение торговых площадок части магазинов и наращивание доли Интернет-продаж. Компания также развивает услугу доставки товаров в пункты выдачи. Партнерами ритейлера являются несколько профильных игроков, включая DPD и Qiwi. В будущем «Media Markt» может заняться развитием собственной сети пунктов выдачи.
Доля «Media Markt» относительно невысока, у него есть огромный потенциал для роста. Выручка «Media Markt» в 2013 г. выросла на 0,4% до 44,02 млрд руб., чистый убыток составил 729,7 млн руб. против прибыли в размере 1,3 млрд руб. в 2013 г. Тем не менее замедление российской экономики затормозило рост выручки компании в 2014 году: он был ниже, чем в 2013 г., однако динамика оставалась выше рыночной. Частично замедление роста выручки компенсировано высоким ростом Интернет-продаж, который ускорился по сравнению с 2013 годом [28, 29].
Крупнейшие ритейлеры в качестве антикризисной стратегии выбрали развитие Интернет-продаж и расширение ассортимента. «М.Видео» делает упор на онлайн-продажи, все активнее развивая этот сегмент и возлагая на него большие надежды в будущем. Устойчивые перспективы развития, которые демонстрирует компания, сильный бренд позволяют М.Видео оставаться на плаву в эти сложные времена и открывать при этом новые торговые площади. «Эльдорадо», «Техносила», «Media Markt» также всё больше ориентируются на Интернет [30, 31].
Например, сеть «Эльдорадо» с начала 2015 года начала активно открывать собственные универмаги. В таких точках продаются не только бытовая техника и электроника, но и инструменты, кухонные принадлежности и даже детские игрушки. Имея широкую географию, «Эльдорадо» старается точечно заполнить ту нишу в регионах, которая представлена наименее слабо федеральными игроками, получая тем самым дополнительную выручку за непрофильные товары. Ее доля в 2015 году может составить уже 4%, а к 2016 году и вовсе вырасти до 7% [32, 33].
Стоит отметить, что доля онлайн-продаж у «Эльдорадо» находится на уровне 15% от общей структуры продаж уже довольно длительное время, в то время как у М.Видео только этот показатель достигает порядка 10%.
Любой рынок, в том числе и бытовой техники тесно связан со многими социально-экономическими показателями страны. Чем выше доходы населения, тем выше оборот рынка бытовой техники и наоборот [34, 35].
Четыре крупнейших сети гипермаркетов «М-Видео», «Эльдорадо», «Техносила» и «Медиа Маркт» пока сохраняют первые позиции по оборотам. Каждый пытается сформировать свое конкурентное преимущество, но стратегически все идут за лидером («М-Видео»), развивая Интернет-продажи, сокращая площади магазинов в регионах и осуществляя активный поиск более выгодного формат бизнеса [36, 37].
Прогнозы на весь 2015 год неутешительны: исследователи ожидают падение рынка на 11%. Больше всего, считают специалисты, пострадает сегмент фототехники – на 45%, следом будет следовать бытовая техника с падением на 30% и сегмент ИТ, который опустится на 20%. При этом, телеком-сегмент останется на том же уровне, либо вырастет на 5%. Рынок опять начнет расти только в 2018 году, а на докризисный уровень вернется не ранее, чем в 2019 году [38, 39]. В подобной ситуации необходимо активнее сокращать цены, развивать систему лояльности покупателей: стимулировать их к совершению новых покупок, при условии наличия предыдущих, привлекать новых клиентов купонами, дающими право либо на получение бесплатного товара с незначительной стоимостью, либо на скидку на дорогостоящий товар. Расширение сферы деятельности может служить инструментом компенсации сокращения оборота, однако требует дополнительных инвестиций и подготовки персонала.
Библиографический список
- Ананишнов В.В., Ананишнова О.В. Экономика и логистика ресурсных циклов. СПб.: СПбГУТ, 2008. – 182 с.
- Карпушин Е.С. Ограниченные возможности инвестиций в задаче обеспечения инновационного экономического развития России // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2014, №10. – C. 49-52.
- Борисова А.С. Эффективность функционирования государственных структур при привлечении инвестиций в регион // Политика, государство и право. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/09/3366.
- Карпушин Е.С. Сравнительный анализ эффективности управления государственной и частной собственностью // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №1. – C. 51-53.
- Чанышева Э.Ф. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12441.
- Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. – C. 27-30.
- Романенко И.В. Концепция и модели инновационно активного предприятия // Экономика. Бизнес. Право. 2014. № 3. С. 33-72.
- Карпушин Е.С., Порозова Д.В. Инновационный проект организации городской вертикальной фермы компании Pasona // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №3. – C. 42-44.
- Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. C. 118.
- Мололкина Т.А. Использование инновационных технологий как основное конкурентное преимущество организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9646.
- Карпушин Е.С., Леонова К.В. Проблемы реализации социального проекта // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 541-544.
- Карпушин Е.С., Зоренко А.А. Сложности продвижения бренда «British Bakery»: работа над ошибками // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 2 (117). С. 68-71.
- Карпушин Е.С. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 31. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5461.
- Жаворонкова Е.В. Использование методов управления рисками для повышения качества менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57370.
- Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 6. – С. 37-42.
- Карпушин Е.С. Взаимосвязь понятий «ошибка» и «случайное событие» в математике и технических науках // Биржа интеллектуальной собственности. 2015. № 4. С. 51-58.
- Карпушин Е.С. Жизнеспособность проекта как инструмент принятия решения о его финансировании // Гуманитарные научные исследования. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 8. – С. 100-102. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7457.
- Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
- Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
- Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
- Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
- Карпушин Е.С., Проводина Е.И. Особенности процесса приватизации в России и их влияние на экономику страны // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 7. – C. 23-26.
- Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
- Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
- Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Российская киноиндустрия как часть экономики страны // ЭКО. – 2015. – № 8 (494). – С. 181-189.
- Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
- Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
- Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.
- Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.
- Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)». 2011, №9-10. с. 56-60.
- Карпушин Е.С., Антонова Е.С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. 2015. № 4. С. 184-189.
- Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. 2014. №.11. C. 49-52.
- Карпушин Е.С. Назначение систем поддержки принятия решений // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 15. URL: http://technology.snauka.ru/2014/06/3943.
- Карпушин Е.С. Глобализация экономики как процесс усиления разделения труда и экономического развития стран // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 132-134.
- Карпушин Е.С. Ограниченные возможности кодирования при защите от несанкционированного доступа // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 10. – С. 23-26. URL: http://technology.snauka.ru/2014/10/4622.
- Карпушин Е.С. Слабости страхования как инструмента диверсификации рисков // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 30. № 3. С. 6.
- Карпушин Е.С. Хаос и его трактовка в технических науках // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 7. – С. 37-40. [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/07/4127.
- Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Влияние внешних факторов на инновационную работу организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 8. – С. 16-19.
- Ананишнов В.В. Логистика. СПб: СПбГУТ, 2013. – 99 с.