Современная практика постановки и верификации качества формирования самостоятельности личности в модели профессиональной подготовки и включения обучающегося в профессионально-трудовые отношения определяет перспективность развития образовательных отношений в сфере повышения качества разработки и внедрения программно-педагогического обеспечения изучения курсов и педагогической поддержки личности обучающегося, имеющего проблемы в социальных и социально-образовательных отношениях в учреждении среднего и высшего профессионального образования. Одной из такой практик является получение определенного результата в модели включения личности студента-педагога в систему научно-педагогического поиска и педагогического моделирования научной публикации по итогам использования наблюдения, анкетирования, моделирования и уточнения категориального аппарата [1]. Качество такой работы обеспечивается за счет использования технологий формирования культуры самостоятельной работы личности [2-4], формирования потребности в самовыражении и самореализации, создании условий для организации продуктивной самостоятельной работы студентов [5].
В модели высшего профессионально-педагогического образования качество и возможности формирования культуры самостоятельной работы личности определяются в ресурсах организации учебных занятий и внеучебной самостоятельной работы, верифицируемых и визуализируемых в модели оценки качества через продукты ведущей деятельности и общения будущего педагога. Одной из форм формирования культуры самостоятельной работы в таком понимании является лабораторная работа, детерминируемая и используемая в работе педагога с обучающимися, начиная с общеобразовательной школы [6] и заканчивая высшей школой – подготовкой студентов в модели профессионально-педагогического образования [7].
Для повышения качества формирования культуры самостоятельной работы педагога в ресурсах непрерывного профессионального образования используют педагогическое моделирование [8-16], педагогическое проектирование [16], педагогическую рефлексию [17], фасилитирующие обеспечение самоанализа и самокоррекции результатов педагогической деятельности и практики. Для формирования потребности в продуктивной самореализации личности используют научно-педагогическую работу, фасилитирующую возможность самоутверждения личности будущего педагога в модели современного непрерывного профессионального образования через продукты своей интеллектуального единоличного и коллективного труда. Свидетельством данной практики могут быть нами представлены работы [18-26], отражающие возможность включения будущего педагога в поиск и уточнение моделей современной социализации и самореализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося, а также работы [27-39], определяющие единство теории и практики в системе поиска решений заявленных проблем профессионально-педагогической практики и профессионально-педагогического взаимодействия.
Попытаемся уточнить возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающегося техникума в модели адаптивной и акмеверифицированной практики определения и решения профессионально-педагогических задач [40].
Специфика активного воспроизводства моделей и эталонов современной культуры и образования в системе среднего профессионального обучения и образования представляет интерес как условие развития современного общества, реализации рыночных отношений и конкурентной борьбы в выборе и решении особенностей продуктивных отношений и предлагаемых услуг. В модели СПО используются формы организации культуры самостоятельной работы как педагогики общего образования, так и педагогики высшей школы. К формам формирования культуры самостоятельной работы относят лекции, семинары, лабораторные работы и лабораторные практикумы, экскурсии, практики, выпуск газет, журналов, программ и прочих продуктов и форм взаимодействия в техникуме. В работах [41-57] описаны особенности формирования культуры самостоятельной работы студента техникума в модели профессионального образования.
Для детализации особенностей формирования культуры самостоятельной работы обучающегося техникума необходимо выделить педагогические условия оптимизации включения личности обучающегося и педагога техникума в систему традиционного, инновационного и дистанционного обучения.
Под традиционным обучением будем понимать классические формы организации занятий в системе среднего профессионального образования, обеспечивающие получение знаний в готовим виде в модели 4-х ступенчатого изучения дидактического материала (1 -изучение нового материала, 2- закрепление изученного, 3- обобщение изученного, 4- применение дидактического материала); под инновационным обучением будем понимать процесс оптимального, личностно верифицируемого изучения дидактического материала, структура и содержание которого могут отличаться от традиционного; под дистанционным обучением будем понимать вид инновационного обучения, в модели которого лежит форма получения знаний и формирования компетенций с использованием ИКТ.
В дальней шей работы мы перечислим педагогические условия использования различных видов современного обучения и образования в формировании культуры самостоятельной работы обучающегося техникума.
Библиографический список
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику. Новокузнецк, 1997. 102 с.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Бойкова И.В. Некоторые возможности педагогического моделирования в уточнении качества формирования и сформированности культуры самостоятельной работы// Евразийский союз ученных. 2014. № 7. Ч.6. Современные концепции научных исследований. Педагогические науки. С.28-30.
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования и дидактического тестирования в вузовской подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8.
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8.
- Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
- Кононцова Я.С. Некоторые возможности педагогической поддержки будущего педагога в моделировании первой научно-педагогической публикации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7.
- Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8.
- Макаров А.П., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Возможности моделирования портфолио обучающегося в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 126-128.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. №8.
- Бабушкин И. А., Бойкова И. В. Некоторые возможности продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК в структуре их теоретико-педагогической подготовки // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2014. С. 202-204.
- Бойкова И.В., Авдеенко М.О., Монахов М.С. Качество и возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 6. С.79-86.
- Бойкова И.В., Чорный И.В., Аксенова А.Н. Некоторые особенности детерминации понятий «социализация» и «самореализация» в ресурсах подготовки будущего тренера по тайскому боксу // Современная педагогика. 2015. № 7.
- Волостных Е. С., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Некоторые нюансы детерминации категориального аппарата современной педагогики физической культуры и спорта // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.134-136.
- Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Некоторые аспекты детерминации и фасилитации педагогической поддержки в модели формирования культуры самостоятельной работы личности // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.136-138.
- Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Особенности уточнения категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.68-70.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности детерминации и уточнения понятия «здоровьесбережение» в структуре моделирования портфолио обучающегося начальной школы // Фундаментальные проблемы науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 апреля 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.134-135.
- Кривда В.Ю., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Некоторые особенности определения качества реализации идей здоровьесбережения в воспитании обучающихся // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.150-152.
- Малышева В.О., Бойкова И.В., Соловьева Е.В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.45-51.
- Волостных Е. С., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Педагогическая деятельность в системе профессионально-педагогического знания // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.108-110.
- Грошев И. Л., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Особенности профессионального становления будущего педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.112-114.
- Острякова С.В., Остряков И.А., Сальников А.Е. Педагогическая практика будущего педагога по физической культуре в модели здоровьесбережения и продуктивного становления личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. №7.
- Платоненко К.С., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Учебная практика по туризму в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре: профессиональный и адаптивный компоненты // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8.
- Садовников П. П., Штанговец О. С., Бойкова И. В. Воспитание в модели профессиональной подготовки будущего педагога // Современное состояние психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.133-135.
- Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В., Волостных Е. С. Некоторые нюансы определения понятия «обучение» в практике подготовки будущих учителей физической культуры // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.117-118.
- Шеянов П.А., Шварцкопф Е.Ю., Бойкова И.В. Возможности воспитания в определении и решении задач развития личности // Динамика развития современной науки: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 3 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.130-131.
- Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В., Волостных Е. С. Специфика верификации и оптимизации задач развития личности в модели современного образования // Современное состояние и перспективы развития научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.114-116.
- Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
- Филиппов Н. Н., Зубанов В. П., Бойкова И. В. Специфика организации воспитательной работы с обучающимися среднего звена // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.131-133.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Возможности формирования и визуализации здоровьесбережения в модели портфолио обучающегося начальной школы // Научный взгляд на современное общество : сб. стат. Междун. научно-практической конференции (Уфа, 28 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.105-107.
- Зубанов В. П., Чаплыгин С. В., Бойкова И. В. Специфика реализации идей гуманизма в организации педагогического взаимодействия в образовательном учреждении // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 73-75.
- Кирьянов М.И., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Некоторые нюансы воспитания обучающихся в постановке и решении задач формирования культуры самостоятельной работы // Наука XXI века: теория, практика и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 апр. 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС , 2015. С. 130-132.
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Бойкова И.В. Специфика подготовки студентов среднего профессионального образования и ресурсы формирования культуры самостоятельной работы обучающихся // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: матер. Междун. науч.-практ. конфер.29 мая 2015г. в 3-х т. Т. 2. Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С.16-19.
- Бойкова И. В., Зубарев А. В. Студенческая газета как форма и продукт формирования культуры самостоятельной работы обучающихся учреждений СПО // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. научно-практич. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 117-119.
- Бойкова И. В., Козырева О. А. Культура как продукт развития общества и личности (педагогический компонент) // Актуальные проблемы науки на современном этапе развития: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С.25-27.
- Бойкова И. В., Козырева О. А. Самостоятельная работа обучающегося как продукт современного образования // Наука и образование: проблемы и тенденции развития: матер. Междун. науч.-практ. конф. (20-21 дек. 2014 г.).Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014.С.23-24.
- Бойкова И. В., Юдинцева П. В. Некоторые возможности построения педагогического взаимодействия в системе среднего профессионального образования // Перспективы модернизации современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 105-107.
- Бойкова И. В., Юдинцева П. В. Некоторые возможности формирования культуры самостоятельной работы в системе среднего профессионального образования // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 150-151.
- Камалов Н. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности самореализации обучающегося в издательской практике учреждений СПО // Научные аспекты современных исследований: сб. ст. Междун. науч.-практ. конф. (18 авг. 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.80-81.
- Креган А. С., Бойкова И. В. Портфолио обучающегося среднего профессионального образования как продукт формирования культуры самостоятельной работы // Перспективы развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 83-84.
- Мезенцев А.И., Бойкова И.В. Издательская газета «Профи» в модели формирования культуры самостоятельной работы // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб.ст. Межд. науч.-практ. конф.(18 июня 2015 г.). Уфа:Омега Сайнс,2015.С.147-149.
- Нагайцев Д. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Конкурс по профориентации «первокурсник» как условие формирования потребности в самостоятельности и продуктивности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.125-127.
- Нагайцев Д. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Некоторые особенности формирования корпоративной культуры педагога техникума и обучающегося // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 81-82.
- Обидин С. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности профессионального становления педагога в системе детерминации и верификации возможностей современного воспитания // Символ науки. 2015. №7. С. 147-150.
- Старостин И. О., Бойкова И. В. Возможности детерминации и классификации форм организации самостоятельной работы обучающихся средних профессиональных учреждений // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.128-129.
- Тамачаков Е. В., Бойкова И. В. Продуктивная самореализация студента в структуре творческой, издательской работы // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.94-95.
- Усов Н. Я., Бойкова И. В. Специфика определения возможностей социализации и самореализации обучающихся средних профессиональных учреждений // Перспективы модернизации современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.76-78.
- Фескович М. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Возможности исследования качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося среднего профессионального образования // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (18 июня 2015). Уфа:Омега Сайнс,2015.С.176-177.
- Щукин К. А., Бойкова И. В. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы обучающихся СПО в условиях использования ИКТ // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Между-н. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 179-181.