НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бойкова Ирина Васильевна1, Якушева Ирина Михайловна2, Шварцкопф Елена Юрьевна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, аспирант
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, преподаватель

Аннотация
В статье приводится описание специфики и возможностей поиска оптимальных условий формирования культуры самостоятельной работы обучающегося техникума. Возможности детерминации и верификации качества организуемого продуктивного взаимодействия обучающегося и педагога регламентируется качеством формирования компетенций.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, образование, обучение


SOME FEATURES OF THE CULTURE OF INDEPENDENT WORK OF THE STUDENT IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Boikova Irina Vasilievna1, Yakusheva Irina Mihailovna2, Schwarzkopf Elena Yurievna3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, aspirant
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, teacher

Abstract
The article describes the specific features and capabilities of the search for optimal conditions of formation of culture of independent work of the student of College. Capabilities determination, and verification of quality organized by the productive interaction of the student and teacher are regulated by quality of formation of competences.

Keywords: and competence, culture of self-dependent work, education, training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бойкова И.В., Якушева И.М., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в системе среднего профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/09/12507 (дата обращения: 24.02.2024).

Современная практика постановки и верификации качества формирования самостоятельности личности в модели профессиональной подготовки и включения обучающегося в профессионально-трудовые отношения определяет перспективность развития образовательных отношений в сфере повышения качества разработки и внедрения программно-педагогического обеспечения изучения курсов и педагогической поддержки личности обучающегося, имеющего проблемы в социальных и социально-образовательных отношениях в учреждении среднего и высшего профессионального образования. Одной из такой практик является получение определенного результата в модели включения личности студента-педагога в систему научно-педагогического поиска и педагогического моделирования научной публикации по итогам использования наблюдения, анкетирования, моделирования и уточнения категориального аппарата [1]. Качество такой работы обеспечивается за счет использования технологий формирования культуры самостоятельной работы личности [2-4], формирования потребности в самовыражении и самореализации, создании условий для организации продуктивной самостоятельной работы студентов [5].

В модели высшего профессионально-педагогического образования качество и возможности формирования культуры самостоятельной работы личности определяются в ресурсах организации учебных занятий и внеучебной самостоятельной работы, верифицируемых и визуализируемых в модели оценки качества через продукты ведущей деятельности и общения будущего педагога. Одной из форм формирования культуры самостоятельной работы в таком понимании является лабораторная работа, детерминируемая и используемая в работе педагога с обучающимися, начиная с общеобразовательной школы [6] и заканчивая высшей школой – подготовкой студентов в модели профессионально-педагогического образования [7].

Для повышения качества формирования культуры самостоятельной работы педагога в ресурсах непрерывного профессионального образования используют педагогическое моделирование [8-16], педагогическое проектирование [16], педагогическую рефлексию [17], фасилитирующие обеспечение самоанализа и самокоррекции результатов педагогической деятельности и практики. Для формирования потребности в продуктивной самореализации личности используют научно-педагогическую работу, фасилитирующую возможность самоутверждения личности будущего педагога в модели современного непрерывного профессионального образования через продукты своей интеллектуального единоличного и коллективного труда. Свидетельством данной практики могут быть нами представлены работы [18-26], отражающие возможность включения будущего педагога в поиск и уточнение моделей современной социализации и самореализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося, а также работы [27-39], определяющие единство теории и практики в системе поиска решений заявленных проблем профессионально-педагогической практики и профессионально-педагогического взаимодействия.

Попытаемся уточнить возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающегося техникума в модели адаптивной и акмеверифицированной практики определения и решения профессионально-педагогических задач [40].

Специфика активного воспроизводства моделей и эталонов современной культуры и образования в системе среднего профессионального обучения и образования представляет интерес как условие развития современного общества, реализации рыночных отношений и конкурентной борьбы в выборе и решении особенностей продуктивных отношений и предлагаемых услуг. В модели СПО используются формы организации культуры самостоятельной работы как педагогики общего образования, так и педагогики высшей школы. К формам формирования культуры самостоятельной работы относят лекции, семинары, лабораторные работы и лабораторные практикумы, экскурсии, практики, выпуск газет, журналов, программ и прочих продуктов и форм взаимодействия в техникуме. В работах [41-57] описаны особенности формирования культуры самостоятельной работы студента техникума в модели профессионального образования.

Для детализации особенностей формирования культуры самостоятельной работы обучающегося техникума необходимо выделить педагогические условия оптимизации включения личности обучающегося и педагога техникума в систему традиционного, инновационного и дистанционного обучения.

Под традиционным обучением будем понимать классические формы организации занятий в системе среднего профессионального образования, обеспечивающие получение знаний в готовим виде в модели 4-х ступенчатого изучения дидактического материала (1 -изучение нового материала, 2- закрепление изученного, 3- обобщение изученного, 4- применение дидактического материала); под инновационным обучением будем понимать процесс оптимального, личностно верифицируемого изучения дидактического материала, структура и содержание которого могут отличаться от традиционного; под дистанционным обучением будем понимать вид инновационного обучения, в модели которого лежит форма получения знаний и формирования компетенций с использованием ИКТ.

В дальней шей работы мы перечислим педагогические условия использования различных видов современного обучения и образования в формировании культуры самостоятельной работы обучающегося техникума.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
  2. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  3. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  4. Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
  5. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  6. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику. Новокузнецк, 1997.  102 с.
  7. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  8. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  9. Бойкова И.В. Некоторые возможности педагогического моделирования в уточнении качества формирования и сформированности культуры самостоятельной работы// Евразийский союз ученных. 2014. № 7. Ч.6. Современные концепции научных исследований. Педагогические науки. С.28-30.
  10. Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования и дидактического тестирования в вузовской подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8.
  11. Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8.
  12. Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
  13. Кононцова Я.С. Некоторые возможности педагогической поддержки будущего педагога в моделировании первой научно-педагогической публикации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7.
  14. Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8.
  15. Макаров А.П., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Возможности моделирования портфолио обучающегося в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 126-128.
  16. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8.
  17. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. №8.
  18. Бабушкин И. А., Бойкова И. В. Некоторые возможности продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК в структуре их теоретико-педагогической подготовки // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2014. С. 202-204.
  19. Бойкова И.В., Авдеенко М.О., Монахов М.С. Качество и возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 6. С.79-86.
  20. Бойкова И.В., Чорный И.В., Аксенова А.Н. Некоторые особенности детерминации понятий «социализация» и «самореализация» в ресурсах подготовки будущего тренера по тайскому боксу // Современная педагогика. 2015. № 7.
  21. Волостных Е. С., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Некоторые нюансы детерминации категориального аппарата современной педагогики физической культуры и спорта // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.134-136.
  22. Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Некоторые аспекты детерминации и фасилитации педагогической поддержки в модели формирования культуры самостоятельной работы личности // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.136-138.
  23. Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Особенности уточнения категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.68-70.
  24. Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности детерминации и уточнения понятия «здоровьесбережение» в структуре моделирования портфолио обучающегося начальной школы // Фундаментальные проблемы науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 апреля 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.134-135.
  25. Кривда В.Ю., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Некоторые особенности определения качества реализации идей здоровьесбережения в воспитании обучающихся // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.150-152.
  26. Малышева В.О., Бойкова И.В., Соловьева Е.В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.45-51.
  27. Волостных Е. С., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Педагогическая деятельность в системе профессионально-педагогического знания // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.108-110.
  28. Грошев И. Л., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Особенности профессионального становления будущего педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.112-114.
  29. Острякова С.В., Остряков И.А., Сальников А.Е. Педагогическая практика будущего педагога по физической культуре в модели здоровьесбережения и продуктивного становления личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. №7.
  30. Платоненко К.С., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Учебная практика по туризму в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре: профессиональный и адаптивный компоненты // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8.
  31. Садовников П. П., Штанговец О. С., Бойкова И. В. Воспитание в модели профессиональной подготовки будущего педагога // Современное состояние психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.133-135.
  32. Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В., Волостных Е. С. Некоторые нюансы определения понятия «обучение» в практике подготовки будущих учителей физической культуры // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.117-118.
  33. Шеянов П.А., Шварцкопф Е.Ю., Бойкова И.В. Возможности воспитания в определении и решении задач развития личности // Динамика развития современной науки: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 3 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.130-131.
  34. Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В., Волостных Е. С. Специфика верификации и оптимизации задач развития личности в модели современного образования // Современное состояние и перспективы развития научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.114-116.
  35. Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
  36. Филиппов Н. Н., Зубанов В. П., Бойкова И. В. Специфика организации воспитательной работы с обучающимися среднего звена // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.131-133.
  37. Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Возможности формирования и визуализации здоровьесбережения в модели портфолио обучающегося начальной школы // Научный взгляд на современное общество : сб. стат. Междун. научно-практической конференции (Уфа, 28 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.105-107.
  38. Зубанов В. П., Чаплыгин С. В., Бойкова И. В. Специфика реализации идей гуманизма в организации педагогического взаимодействия в образовательном учреждении // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015.  С. 73-75.
  39. Кирьянов М.И., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Некоторые нюансы воспитания обучающихся в постановке и решении задач формирования культуры самостоятельной работы // Наука XXI века: теория, практика и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 апр. 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС , 2015. С. 130-132.
  40. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  41. Бойкова И.В. Специфика подготовки студентов среднего профессионального образования и ресурсы формирования культуры самостоятельной работы обучающихся // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: матер. Междун. науч.-практ. конфер.29 мая 2015г. в 3-х т. Т. 2. Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С.16-19.
  42. Бойкова И. В., Зубарев А. В. Студенческая газета как форма и продукт формирования культуры самостоятельной работы обучающихся учреждений СПО // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. научно-практич. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 117-119.
  43. Бойкова И. В., Козырева О. А. Культура как продукт развития общества и личности (педагогический компонент) // Актуальные проблемы науки на современном этапе развития: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С.25-27.
  44. Бойкова И. В., Козырева О. А. Самостоятельная работа обучающегося как продукт современного образования // Наука и образование: проблемы и тенденции развития: матер. Междун. науч.-практ. конф. (20-21 дек. 2014 г.).Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014.С.23-24.
  45. Бойкова И. В., Юдинцева П. В. Некоторые возможности построения педагогического взаимодействия в системе среднего профессионального образования // Перспективы модернизации современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 105-107.
  46. Бойкова И. В., Юдинцева П. В. Некоторые возможности формирования культуры самостоятельной работы в системе среднего профессионального образования // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 150-151.
  47. Камалов Н. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности самореализации обучающегося в издательской практике учреждений СПО // Научные аспекты современных исследований: сб. ст. Междун. науч.-практ. конф. (18 авг. 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.80-81.
  48. Креган А. С., Бойкова И. В. Портфолио обучающегося среднего профессионального образования как продукт формирования культуры самостоятельной работы // Перспективы развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 83-84.
  49. Мезенцев А.И., Бойкова И.В. Издательская газета «Профи» в модели формирования культуры самостоятельной работы // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб.ст. Межд. науч.-практ. конф.(18 июня 2015 г.). Уфа:Омега Сайнс,2015.С.147-149.
  50. Нагайцев Д. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Конкурс по профориентации «первокурсник» как условие формирования потребности в самостоятельности и продуктивности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.125-127.
  51. Нагайцев Д. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Некоторые особенности формирования корпоративной культуры педагога техникума и обучающегося // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 81-82.
  52. Обидин С. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности профессионального становления педагога в системе детерминации и верификации возможностей современного воспитания // Символ науки. 2015. №7. С. 147-150.
  53. Старостин И. О., Бойкова И. В. Возможности детерминации и классификации форм организации самостоятельной работы обучающихся средних профессиональных учреждений // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.128-129.
  54. Тамачаков Е. В., Бойкова И. В. Продуктивная самореализация студента в структуре творческой, издательской работы // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.94-95.
  55. Усов Н. Я., Бойкова И. В. Специфика определения возможностей социализации и самореализации обучающихся средних профессиональных учреждений // Перспективы модернизации современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.76-78.
  56. Фескович М. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Возможности исследования качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося среднего профессионального образования // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (18 июня 2015). Уфа:Омега Сайнс,2015.С.176-177.
  57. Щукин К. А., Бойкова И. В. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы обучающихся СПО в условиях использования ИКТ // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Между-н. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 179-181.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: