ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА

Гаврилова Ольга Михайловна
Кубанский государственный университет
студентка экономического факультета

Аннотация
Интернет-коммерция является новым видом экономической деятельности для современной России. Организация бизнеса посредством интернет торговли позволяет повысить конкурентоспособность компании. В статье раскрыты преимущества и недостатки Интернет коммерции для компаний, потребителей и общества.

Ключевые слова: коммерция, организационное развитие, современные технологии торговли, современный бизнес, электронная торговля


MEANING OF E-COMMERCE FOR MODERN BUSINESS AND SOCIETY

Gavrilova Ol'ga Mikhailovna
Kuban State University
student of the Economics faculty

Abstract
E-commerce is a new kind of economic activity in modern Russia. Doing business via the Internet commerce can improve the competitiveness of the company. The article reveals the advantages and disadvantages of Internet commerce for companies, consumers and society.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Гаврилова О.М. Значение электронной коммерции для современного бизнеса и общества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/07/12160 (дата обращения: 21.02.2024).

Современный век информационных технологий кардинально изменил прежние правила ведения бизнеса. Это связано с упрощением многих процессов благодаря их автоматизации, что с одной стороны – открыло новые возможности для бизнеса, с другой – заставило многие компании перенаправить ресурсы компании в сферу изучения и развития компонентов интеллектуальных активов фирмы.

Любое проявление технологического развития связано как с положительными преимуществами, которые получают хозяйствующие субъекты, так и негативные аспекты, которые связаны с изменением прежнего уклада жизни общества. В конце XX века появился совершенно новый вид бизнеса – электронная коммерция.

Возможности, которые связаны с появлением электронной коммерции, позволяют открыть собственное дело, не ограничиваясь привычными традиционными видами деятельности. Интернет и персональный компьютер открыли новые перспективы получения дохода для всех категорий граждан. Здесь важно отметить социальную значимость технологий Интернет, которая состоит в предоставлении трудоустройства для лиц с ограниченными физическими возможностями.

В настоящее время общепринятого определения понятия «электронная коммерция» не существует, так как оно научно не проработано, хотя оно активно используется в среде не только интернет-профессионалов, но и применительно ВЭД предприятий [1-3].

Понятие электронной коммерции в работах ученых-экономистов, выглядит следующим образом: «Электронная коммерция – это область народного хозяйства, которая охватывает все бизнес-процессы, связанные с проведением транзакций, финансовые и торговые сделки, осуществляемые при помощи компьютерных сетей» [4].

Следует отметить, что отдельные авторы, такие как Л. Новомлинский [5] и Д. Эймор [6], рассматривают определение «электронной коммерции» как вид бизнес операций, финансовых сделок, предусматривающих применение ведущих информационных технологий и коммуникационных сред с целью обеспечения более высокой экономической эффективности по сравнению с традиционными видами предпринимательства. Авторский взгляд совпадает с этим определением, т.к. здесь в полной мере раскрывается экономическая сущность современной Интернет коммерции.

В Федеральном законе «Об электронной коммерции» дается следующее определение термина: «Электронная коммерция – это осуществление сторонами сделки предусмотренных законодательством действий и операций при оформлении и совершении сделок по продаже и (или) поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также совершение иных действий, направленных на извлечение прибыли, на основе исполнения электронных процедур».

Изучив существующие определения, которые даются авторами [7-9], предлагается следующее обозначение понятия: «Электронная коммерция – это различная конфигурация бизнес-процессов, при которой происходит взаимодействие между различными субъектами электронным образом, а также по средствам Интернет».

Электронная коммерция в широком смысле слова включает в себя термин электронной экономической деятельности. Другими словами, относится вся банковская деятельность, а не только Интернет-банкинг [10-13].

К электронной коммерции относят следующие функции и процессы [14-16]:

-       электрoнный oбмен инфoрмацией (Electronic Data Interchange, EDI);

-       электрoнное движение капталa (Electronic Funds Transfer, EFS);

-       электронную торговлю (e-trade);

-       электронные деньги (e-cash);

-       электронный маркетинг (e-marketing);

-       электрoнный бaнкинг (e-banking);

-       электронное страхование услуг (e-insurance).

Электронный обмен информацией (ElectronicDataInterchange, EDI) является терминологией российского информационного общества, и термин закреплен в национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52292 – 2004), где речь идет о любом передвижении данных с помощью электронных ресурсов.

Электронное движение капитала (ElectronicFundsTransfer, EFS) это порядок денежных транзакций из одного счета в банке в другой без применения бумажных денег.

Электронная торговля (e-trade) – это совершение торгово-закупочных действий при помощи глобальной сети Интернет.

Электронные деньги (e-cash) – денежные договоренности эмитента представленные в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя.

Наиболее часто, оборот электронных денег происходит при использовании компьютерных сетей, а именно Интернета, платежных карт, электронных кошельков и устройств, работающих с платежными картами (банкноты, POS-терминалы, MASTERCARD PAYPASS, и т.д.) [17].

Электронный маркетинг (e-marketing) – это вид деятельность, нацеленный на привлечение, удержание и получение прибыли или иного положительного эффекта с Интернет-пользователя [18].

Электронный банкинг (e-banking)  представляет собой сервис, предоставляющий управление и координацию банковским счетом через Интернет [19].

Электронные страховые услуги (e-insurance) – страховые услуги, которые можно заказать при помощи сети Интернет. В России данная технология получила свое развитие наряду с другими новыми направлениями привлечения и использования капитала только после 2010 года [20].

Несмотря на то, что электронная коммерция включает в себя различные категории электронного бизнеса, тем не менее, важно отличать электронный бизнес от электронной коммерции. Существует большое количество определений термина электронного бизнеса, которые отражают разные точки зрения. Так согласно определению термина специалистов компании IBM, электронный бизнес – это изменение основных бизнес-процессов при помощи Интернет-технологий.

Главная составляющая электронного предпринимательства – электронная коммерция. Термин электронное предпринимательство является более общим, поскольку к нему относятся различные формы взаимодействия между субъектами рынка при поддержке цифровых технологий [21].

Реализация электронного бизнеса при помощи мобильных технологий рядом авторов определяется как мобильная коммерция и мобильный бизнес [22].

В настоящее время наиболее быстрыми темпами развивается направление электронной мобильной коммерции, которая дает независимость своим пользователям. Основным преимуществом здесь выступает отсутствие привязанности к стационарному компьютеру или серверу.

Электронная коммерция как вид экономической деятельности является вторичным процессом информационного развития общества, т.к. возникло это понятие вследствие внедрения автоматизированных систем управления корпоративными ресурсами. Так, например, первая система Интернет-банкинга «Интернет Сервис Банк», разработанная Автобанком, начала действовать в России в 1998 году, что значительно способствовало развитию технологий в РФ.

Современное малое предпринимательство уже трудно представить без использования компьютерных технологий. Их применение не только стало нормой, но без них уже невозможно осуществить некоторые процессы. Использование технологий Интернет стало частью организационного развития малого бизнеса [23, 24].

Надо понимать, что малое предпринимательство – достаточно ограниченная в ресурсах коммерческая деятельность, следовательно, нуждается в недорогих и эффективных технологиях, позволяющих сократить издержки и получить преимущество перед конкурентами. Естественно, это приводит к постоянному поиску наиболее оптимальных путей решения подобных задач. Развитие электронной коммерции предоставляет бизнесу прекрасную возможность сэкономить время и деньги при осуществлении своих финансовых и торговых операций.

В настоящее время развитие Интернет-технологий диктует новые правила ведения бизнеса. Многие традиционные виды деятельности, к сожалению, разоряются, не выдерживая конкуренции и возросших требований потребителей к удобству и качеству предоставления услуг. Ранее, в начале XXI века исследовались иные факторы капитализации посредством использования нематериальных активов [25-27].

Анализ преимущества и недостатки электронной и мобильной коммерции представлен на рис. 1 и рис. 2. Так, классификация затрагивает три группы: организации, потребителей и общество в целом.

Рисунок 1 – Преимущества электронной коммерции (составлено автором)

Положительные факторы явно демонстрируют эффективность электронной для ведения предпринимательства. Во-первых, первоначальные расходы для создания электронной коммерции гораздо меньше, чем требуется для организации работы малого бизнеса. Во-вторых, требуется меньше лицензий и разрешений, необходимых для начала бизнеса в Интернете.

 

Рисунок 2 – Недостатки электронной коммерции (составлено автором)

Безусловно, существуют и негативные аспекты электронной коммерции, как для компаний, так и для потребителей. В целом, представленные недостатки вполне объяснимы и подлежат устранению.

Однако оценка положительных и отрицательных характеристик электронной коммерции позволяет сделать вывод, что плюсом является тот потенциал, который перевешивает большую часть недостатков. Для решения технических вопросов, грамотная стратегия и создание доверительных отношений с клиентами, может изменить уже имеющейся сценарий, следовательно – помочь электронной коммерции приспособиться к изменяющимся мировым потребностям. Вместе с тем, интернет коммерция в РФ должна развиваться с концепцией национальной безопасности, обеспечивая устойчивое развитие конкурентоспособности российского бизнеса [28-30].

Таким образом, значение электронной коммерции состоит в том, что она является одной из важнейших технологий современности, обеспечивающих высокие темпы роста экономики страны. Для современного бизнеса электронная коммерция решает очень важную задачу по повышению конкурентоспособности компаний, т.к. позволяет использовать достижения научно-технического прогресса в области информационно-коммуникационных технологий, тем самым обеспечивает  возможность хозяйствующим субъектам быстро и без посредников  находить коммерческого партнера с минимальными трансакционными издержками.


Библиографический список
  1. Козырь Н.С., Козенко В.В. Повышение конкурентоспособности российских компаний посредством интернет-коммерции в рамках ВЭД // Современные технологии управления. 2015. № 5 (53). С. 25-31.
  2. Старкова Н.О., Махов Н.С., Козырь Н.С. Исследование современного состояния информационно-телекомуникационной отрасли в РФ и в ЕС // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2. С. 125-130.
  3. Кизим А.А., Старкова Н.О., Михайлюк О.В. Аутсорсинг информационно-интеллектуальных процессов современного предприятия // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2011. № 35. С. 147-154.
  4. Интернет-маркетинг. Учебное пособие / Юрасов А.В., Иванов А.В. – М.: Горячая линия – Телеком. 2012. 246 с.
  5. Леонид Новомлинский. Электронная Коммерция Тенденции развития в мире и в России. – URL.: http://www.tops.ru/publishing/pub_007.html.
  6. Эймор Д. Электронный бизнес: эволюция и / или революция. Пер. с анг. –М.: Издательский дом «Вильямс». 2004.
  7. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Старков И.С. Информационные ресурсы и интеллектуальные активы современного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 769-772.
  8. Воронов А.А., Хандамова Э.Ф. Имитационное моделирование маркетинговых коммуникаций // Практический маркетинг. 2009. № 7. С. 3-13.
  9. Покуль В.О. Трансформация подходов к изучению потребительского поведения под влиянием информатизации экономики // European Social Science Journal. 2013. № 10-2 (37). С. 435-441.
  10. Каспарян А.Э. Инновационные инструменты повышения конкурентоспособности бизнеса – латеральный маркетинг // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 3-5. С. 96-99.
  11. Козырь Н.С. Толстов Н.С. Современные принципы формирования банковских ставок в РФ // Экономика: теория и практика. 2014. № 4 (36). С. 66-72.
  12. Воронов А.А., Дармилова Ж.Д., Цаплев Д.Н. Сущность и механизм современной межбанковской конкуренции // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-2 (57-2). С. 937-943.
  13. Пономаренко Л.В. Эффективность мировой торговли в условиях глобализации // диссертация … кандидата экономических наук : 08.00.14 / Кубанский государственный университет. Краснодар. 2013. 207 с.
  14. Козырь Н.С., Толстов Н.С. Электронные деньги: предпосылки возникновения и перспективы развития в РФ // Экономика: теория и практика. 2013. № 2 (30). С. 63-70.
  15. Старкова Н.О., Соколова И.В. Виды и особенности маркетинговых коммуникаций в Интернет-среде // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3 (52-3). С. 422-426.
  16. Воронина Л.А., Покуль В.О. Разработка маркетинговых инструментов в социальных медиа на основе изучения особенностей потребительского поведения // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 6. С. 38-46.
  17. Козырь Н.С., Гетманова А.В. Бесконтактная технология MASTERCARD PAYPASS и перспективы ее развития в России // Финансы и кредит. 2015. № 4 (628). С. 44-54.
  18. Покуль В.О. Основные подходы к изучению потребительского поведения в условиях информатизации экономики // Человеческий капитал. 2014. № 2 (62). С. 92-97.
  19. Козырь Н.С., Толстов Н.С. Интернет-банкинг в РФ: состояние и перспективы развития // Экономика: теория и практика. 2013. № 4 (32). С. 037-044.
  20. Кочиева А.К. Краудфандинг как современная форма привлечения финансовых ресурсов // Экономика: теория и практика. 2014. № 1. С. 32-37.
  21. Бекирова С.З., Толстова А.З., Абушаева Н.М. Тенденции развития и факторы потребления в сетевом ритейле России // Экономика: теория и практика. 2013. № 4 (32). С. 083-089.
  22. Управление интеллектуальными активами : учебное пособие / А.Н. Костецкий, Н.О. Старкова; М-во образования и науки Российской Федерации, Краснодар: Кубанский гос. ун-т. 2006. 317 с.
  23. Старкова Н.О. Оценка организационного развития малого предприятия // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 905-909.
  24. Старкова Н.О. Формирование системы управления организационным развитием малого предприятия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 81. С. 760-770.
  25. Симоненко И.А., Седых Н.В. Проблемы и перспективы финансового рынка России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 43. С. 199-204.
  26. Старкова Н.О. Формирование внутрифирменной системы управления интеллектуальными активами // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный университет. Краснодар. 2001. 202 с.
  27. Козырь Н.С. Экономический механизм реструктуризации промышленных предприятий в системе управления капитализацией // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный технологический университет. Краснодар. 2010. 168 с.
  28. Мищенко Л.Я., Листопад М.Е. Закономерности функционирования и развития национальной системы экономической безопасности // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 263-267.
  29. Никитенко Е.Г., Сергеев Н.А. «Мягкая сила» в контексте национальной безопасности России // Информационные войны. 2013. № 3 (27). С. 36-52.
  30. Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Новые институты регулирования ВЭД инновационной экономики России: теория и практика // Экономика: теория и практика. 2015. № 1 (37). С. 26-38.


Все статьи автора «Econom KubSU»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: