МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ

Мошкин Владимир Николаевич
Алтайская академия экономики и права
доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры

Аннотация
В статье на основе анкетирования школьников изложены эмпирические данные о мировоззренческой готовности учащихся к обеспечению безопасности в транспортной сфере. Сделаны выводы о наличии признаков положительного отношения значительной части школьников к позитивным мировоззренческим взглядам на вопросы безопасности в транспортной сфере. Более половины опрошенных выбрали варианты ответов, свидетельствующие о склонности школьников к высокой оценке роли самого человека в обеспечении безопасности на дороге.

Ключевые слова: анкетирование, взаимосвязь, воспитание, знание, культура транспортной безопасности, мировоззренческая готовность, обеспечение безопасности, ПДД, подготовка, правила дорожного движения, самооценка, статистическая значимость, статистические данные, транспортная сфера, школьники


WORLDVIEW READINESS OF SCHOOLCHILDREN FOR SAFETY IN THE TRANSPORT SPHERE

Moshkin Vladimir Nikolaevich
Altai Academy of Economics and Law, Doctor of Education
Professor, Department of Physical Education

Abstract
On the basis of the survey of schoolchildren presented empirical evidence on the ideological preparedness of students to safety in the transport sector. Concluded that there was evidence of a significant part of the positive attitude of pupils to positive philosophical views on security issues in the transport sector. More than half of the respondents chose the answer, indicating the propensity of schoolchildren to high evaluation of the role of the individual in ensuring safety on the road (as compared with the external factors of safety).

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мошкин В.Н. Мировоззренческая готовность школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/06/11508 (дата обращения: 22.02.2024).

В публикациях по проблеме совершенствования культуры транспортной безопасности Р.Ш. Ахмадиева [1], Л.Г. Ахметшина [2], А.Ф. Белобородов [3; 4], Р.Н. Минниханов [5], М.Л. Форштат [6], А.М. Якупов [7; 8] и другие авторы раскрывают  различные критерии оценки готовности школьников к выполнению правил дорожного движения (ПДД), к обеспечению безопасности в транспортной сфере. К числу таких критериев относится уровень мировоззренческой готовности к безопасному поведению на дороге. Принимая во внимание имеющиеся к настоящему времени исследования особенностей психологической культуры школьников [9], воспитания психологической культуры безопасности [10], субъективных ценностей молодежи в сфере здорового образа жизни и безопасности [11], подготовленности современных молодых людей к обеспечению безопасности жизнедеятельности [12], учитывая наличие публикаций о результатах тестирования и анкетирования учащихся школ по ПДД и проблемам обеспечения безопасности дорожного движения [3; 4; 13], следует признать, что до настоящего времени  в педагогической науке к недостаточно исследованным относится мировоззренческая готовность школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере, которая является составляющей культуры транспортной безопасности [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20].

Сформулируем исходные теоретические положения, с использованием которых будет проведен анализ эмпирических данных. В статье, опубликованной нами в1999 г., раскрыто содержание  мировоззренческой составляющей культуры безопасности [21]. Мировоззренческая подготовка к безопасности  предполагает формирование системы обобщенных понятий о причинах возникновения опасных и экстремальных ситуаций, о взаимосвязи внешних и внутренних факторов возникновения опасности, о соотношении опасных, вредных факторов и факторов безопасности в жизни человека, о роли личности в предупреждении и преодолении опасных ситуаций и т.д. Готовности к безопасной жизнедеятельности способствуют убеждения в наличии объективных возможностей для предупреждения и преодоления опасных ситуаций, в способности человека к активным и успешным действиям по распознаванию и прогнозированию опасных ситуаций, предупреждению их возникновения, преодолению в ходе целенаправленной деятельности с учетом закономерностей безопасной жизнедеятельности [21].

В процессе воспитания школьники присваивают мировоззренческую культуру. Одна из функций каждого из компонентов культуры – способствовать безопасности человека и общества. В нашей монографии  2002 г. издания [22] дана характеристика содержания мировоззренческой составляющей культуры безопасности по параметру – компоненты культуры.

1. Знания, представления, образы. Синергетическое мировидение: мир состоит из открытых систем, которые обмениваются энергией, веществом, информацией, характеризуются разупорядоченностью, неустойчивостью, неравновесностью, нелинейными отношениями, необратимостью развития, возможность флуктуаций, непредсказуемость развития в зоне бифуркации.

2. Умения, навыки, практический опыт, готовность к творчеству. Умение видеть противоречивость опасных ситуаций, взаимосвязь опасных и вредных факторов жизнедеятельности со своим внутренним миром, со своими поступками.

3. Взгляды, убеждения. Безопасность зависит от характера взаимодействия человека с окружающей средой. Травмы, болезни, ущерб следует предупреждать, уменьшать последствия.

4. Привычки, способности, личностные качества. Диалектичность, гибкость мышления, оптимизм, готовность к самопознанию и самосовершенствованию готовности к безопасности [22].

В нашем исследовании была использована анкета, отвечая на вопросы которой школьники выражали свое мнение, выбирая 1 вариант ответа из трех (2 варианта ответов, содержательно раскрывающие положительное или отрицательное мнение опрашиваемых об изучаемых явлениях, и вариант «Затрудняюсь ответить»). Анкетирование было проведено в2009 г. в общеобразовательных учреждениях № № 107, 108,83 г. Барнаула с использованием электронного варианта анкеты (создана в Microsoft Office Excel). Всего в опросе приняли участие 246 человек, из них – 125 мальчиков и 121 девочка. При статистической обработке полученных эмпирических данных 5-11  классы разделены на группы: 5-8 классы (подростки) и 9-11 классы (старшеклассники).

Проанализируем ответы школьников на вопросы 17, 19, 20, 21, 22, 26 анкеты. Согласие или несогласие с утверждениями анкеты свидетельствует о мировоззренческих взглядах школьников на вопросы дорожной безопасности.

На основе данных об ответах на вопрос 17 (От чего прежде всего зависит твоя безопасность на дороге?) выясним, как школьники оценивают факторы безопасности на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов о соотношении роли самого человека и помощи окружающих в обеспечении безопасности на дороге представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ответы школьников о роли самого человека в обеспечении безопасности на дороге

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Моя безопасность на дороге прежде всего зависит от меня самого.

211

2

2. Моя безопасность на дороге зависит прежде всего от действий других людей.

12

3

Затрудняюсь ответить

23

4

Итого:

246

5

Варианты ответов

5-11 классы

6

1. Моя безопасность на дороге прежде всего зависит от меня самого.

86%

7

2. Моя безопасность на дороге зависит прежде всего от действий других людей.

5%

8

Затрудняюсь ответить

9%

9

1

2

Из таблицы 1 следует, что 86% опрошенных школьников придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли действий самого человека в обеспечении безопасности на дороге.

На основе данных об ответах на вопрос 19 (Что более важно для обеспечения безопасности пешеходов и водителей на дорогах?) выясним, как школьники оценивают факторы безопасности на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов о соотношении роли информированности и практических умений в обеспечении безопасности на дороге представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Ответы школьников о роли знаний и умений в обеспечении безопасности на дороге

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Знание пешеходами и водителями правил безопасности на дороге.

141

2

2. Умение пешеходов и водителей практически выполнять правила дорожного движения.

71

3

Затрудняюсь ответить

34

4

Итого:

246

5

Варианты ответов

5-11 классы

6

1. Знание пешеходами и водителями правил безопасности на дороге.

57%

7

2. Умение пешеходов и водителей практически выполнять правила дорожного движения.

29%

8

Затрудняюсь ответить

14%

9

1

2

Из таблицы 2 следует, что 57% опрошенных школьников придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли знаний правил безопасности в обеспечении безопасности на дороге. Только 29% опрошенных школьников более высоко оценили роль практического опыта (умений) в обеспечении безопасности на дороге.

На основе данных об ответах на вопрос 20 (Какое условие безопасности человека на дороге главное?) выясним, как школьники оценивают факторы безопасности на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов о соотношении роли умения человека быстро принимать решения и состояния дороги в обеспечении безопасности представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Ответы школьников о роли умения человека быстро принимать решения и состояния дороги в обеспечении безопасности

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Умение человека быстро принимать решения с учетом обстановки на дороге.

134

2

2. Хорошее состояние и оснащение дорог (пешеходный переход, светофор, отсутствие гололеда и т.д.).

79

3

Затрудняюсь ответить

33

4

Итого:

246

5

Варианты ответов

5-11 классы

6

1. Умение человека быстро принимать решения с учетом обстановки на дороге.

54%

7

2. Хорошее состояние и оснащение дорог (пешеходный переход, светофор, отсутствие гололеда и т.д.).

32%

8

Затрудняюсь ответить

13%

9

1

2

Из таблицы 3 следует, что 54% опрошенных школьников придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли умения человека быстро принимать решения с учетом обстановки на дороге (в обеспечении безопасности на дороге). Почти треть школьников (32%) более высоко оценили роль внешних материальных факторов в обеспечении безопасности на дороге.

На основе данных об ответах на вопрос 21 (Какая причина происшествий, травм, гибели людей на дорогах является основной?) выясним, как школьники оценивают факторы безопасности на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов о соотношении роли незнания ПДД и нежелания соблюдать правила безопасности в возникновении происшествий на дороге представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Ответы школьников о роли незнания ПДД и отсутствия мотивов к безопасности в возникновении происшествий на дороге

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Незнание участниками дорожного движения правил безопасности на дороге.

107

2

2. Нежелание участников дорожного движения соблюдать правила безопасности на дорогах.

101

3

Затрудняюсь ответить

38

4

Итого:

246

5

Варианты ответов

5-11 классы

6

1. Незнание участниками дорожного движения правил безопасности на дороге.

43%

7

2. Нежелание участников дорожного движения соблюдать правила безопасности на дорогах.

41%

8

Затрудняюсь ответить

15%

9

1

2

Из таблицы 4 следует, что 43% опрошенных школьников придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли незнания правил безопасности (в причинении ущерба на дороге). Почти столько же школьников (41%) более высоко оценили роль нежелания участников дорожного движения соблюдать правила безопасности в возникновении ущерба на дороге. Иначе говоря, процентная доля школьников с противоположным мнением по поводу двух рассматриваемых факторов (незнание правил безопасности, отсутствие мотивов к безопасности) почти равна (43%, 41%).

На основе данных об ответах на вопрос 22 (Какая причина ДТП (дорожно-транспортных происшествий) является основной?) выясним, как школьники оценивают факторы причинения ущерба на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов о соотношении роли ошибок самого человека и плохого состояния дорог в возникновении ущерба представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Ответы школьников о роли ошибок самого человека и плохого состояния дорог в возникновении ДТП

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Плохое состояние дорог, неисправность светофоров, автомобилей.

63

2

2. Ошибки людей – главная причина дорожно-транспортных происшествий.

149

3

Затрудняюсь ответить

34

4

Итого:

246

5

Варианты ответов

8 класс

6

1. Плохое состояние дорог, неисправность светофоров, автомобилей.

26%

7

2. Ошибки людей – главная причина дорожно-транспортных происшествий.

61%

8

Затрудняюсь ответить

14%

9

1

2

Из таблицы 5 следует, что большинство (61%) опрошенных школьников придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли ошибок людей в возникновении ДТП (по сравнению с внешними материальными факторами). Таким образом, большинство школьников более высоко оценивают роль самого человека (по сравнению с внешними факторами) в возникновении ущерба на дороге.

На основе данных об ответах на вопрос 26 (Что более важно для обеспечения безопасности на дороге?) выясним, как школьники оценивают факторы безопасности на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов о соотношении роли умения самостоятельно действовать и помощи более опытного человека в обеспечении безопасности представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Ответы школьников о роли умения самостоятельно действовать в обеспечении безопасности на дороге

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Для безопасности на дороге главное – уметь самостоятельно действовать.

172

2

2. Для безопасности на дороге важно присутствие рядом более опытного человека, его помощь и поддержка.

38

3

Затрудняюсь ответить

36

4

Итого:

246

5

Варианты ответов

8 класс

6

1. Для безопасности на дороге главное – уметь самостоятельно действовать.

70%

7

2. Для безопасности на дороге важно присутствие рядом более опытного человека, его помощь и поддержка.

15%

8

Затрудняюсь ответить

15%

9

1

2

Из таблицы 6 следует, что большинство (70%) опрошенных придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли умения самостоятельно действовать для безопасности на дороге. Несложно заметить сходство вопросов 17 и 26 анкеты. Тот и другой вопросов (и варианты ответов) направлены на получение информации о склонности школьников к самостоятельности на дороге. Сравнивая ответы на вопрос 26 с ответами на вопрос 17, отметим следующее. Процентная доля высоко оценивающих роль внешней помощи в обеспечении безопасности одинакова при ответе на оба вопроса (15%). Отличается процентная доля высоко оценивших роль самостоятельных действий: 86% (17 вопрос) и 70% (26 вопрос). Видимо, данное различие связано с тем, что вариант ответа на 17 вопрос  (Моя безопасность на дороге прежде всего зависит от меня самого.) имеет более обобщенное значение по сравнению с более конкретным вариантом  ответа на вопрос 26 (Для безопасности на дороге главное – уметь самостоятельно действовать.).

На основании приведенных выше данных об ответах учащихся 5-11 классов на вопросы анкеты сформируем сводную таблицу 7, в которой представлены вопросы, варианты ответов и процентная доля согласных с вариантами ответов опрошенных школьников.

Таблица 7 – Ответы школьников на вопросы 17, 19, 20, 21, 22, 26 анкеты

Номера

вопроса

Вопросы анкеты Варианты ответов % согласных

школьников

17 От чего прежде всего зависит твоя безопасность на дороге? 1. Моя безопасность на дороге прежде всего зависит от меня самого. 86
2. Моя безопасность на дороге зависит прежде всего от действий других людей. 15
19 Что более важно для обеспечения безопасности пешеходов и водителей на дорогах? 1. Знание пешеходами и водителями правил безопасности на дороге. 57
2. Умение пешеходов и водителей практически выполнять правила дорожного движения. 29
20 Какое условие безопасности человека на дороге главное? 1. Умение человека быстро принимать решения с учетом обстановки на дороге. 54
2. Хорошее состояние и оснащение дорог (пешеходный переход, светофор, отсутствие гололеда и т.д.). 32
21 Какая причина происшествий, травм, гибели людей на дорогах является основной? 1. Незнание участниками дорожного движения правил безопасности на дороге. 43
2. Нежелание участников дорожного движения соблюдать правила безопасности на дорогах. 3. Затрудняюсь ответить. 41
22 Какая причина ДТП (дорожно-транспортных происшествий) является основной? 1. Плохое состояние дорог, неисправность светофоров, автомобилей. 26
2. Ошибки людей – главная причина дорожно-транспортных происшествий. 61
26 Что более важно для обеспечения безопасности на дороге? 1. Для безопасности на дороге главное – уметь самостоятельно действовать. 70
2. Для безопасности на дороге важно присутствие рядом более опытного человека, его помощь и поддержка. 15

На основе данных сводной таблицы 7 сформулируем основные выводы о выявленных эмпирических характеристиках мировоззренческой готовности школьников к обеспечению безопасности на дороге.

Есть основания утверждать, что 21 вопрос анкеты не может быть использован для положительной или негативной оценки ответов школьников (их мировоззренческой готовности к безопасности). Незнание правил безопасности (вариант ответа 1) и нежелание соблюдать правила безопасности  (вариант ответа 2) в равной мере являются причинами ущерба на дороге. Соответственно, мнения школьников разделились: процентная доля согласных с утверждениями почти равна (43%, 41%).

Ответы учащихся на вопросы 17, 19, 20, 22, 26 можно интерпретировать как признаки позитивных (способствуют безопасности школьников) или негативных (не способствуют или в меньшей степени способствуют безопасности школьников) взглядов школьников на вопросы дорожной безопасности.

Ответы на вопросы 17 (Моя безопасность на дороге прежде всего зависит от меня самого.), 20 (Умение человека быстро принимать решения с учетом обстановки на дороге.), 22 (Ошибки людей – главная причина дорожно-транспортных происшествий.), 26 (Для безопасности на дороге главное – уметь самостоятельно действовать.) мы расцениваем как признаки склонности школьников к самостоятельности в обеспечении безопасности на дороге, т.е. как позитивные. Процентная доля позитивных ответов школьников на разные вопросы значительно отличается: от 54% (20 вопрос) до 86% (17 вопрос) учащихся выбрали позитивные ответы.

Ответы на вопрос 19 (Что более важно для обеспечения безопасности пешеходов и водителей на дорогах?) включают примерно равные по значимости условия безопасности на дороге (знания о безопасности и умения практически выполнять ПДД). Тем не менее, ответы на этот вопрос также являются основанием для оценки мировоззренческой готовности школьников к безопасности на дороге. Большинство школьников (57%) согласились с ответом о более важной роли знания пешеходами и водителями правил безопасности на дороге. Лишь 29% опрошенных школьников более высоко оценили роль практического опыта (умений) в обеспечении безопасности на дороге. Отсюда вытекает предположение, что опрошенные школьники более склонны ограничиваться получением информации о безопасности на дороге, менее склонны к овладению практическим опытом безопасного поведения на дороге.

Проведенный анализ результатов анкетирования явится основой для дальнейшего изучения процесса мировоззренческой подготовки учащихся к обеспечению транспортной безопасности. В частности, интерес представляет анализ гендерных и возрастных особенностей мировоззренческой готовности школьников к обеспечению безопасности на дороге. Результаты такого рода исследований будут изложены в последующих наших публикациях.


Библиографический список
  1. Ахмадиева Р.Ш. Принципы и закономерности процесса обучения и воспитания участников дорожного движения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 10. – С. 12-21.
  2. Ахметшина Л.Г. Региональная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Татарстан: монография / Л.Г. Ахметшина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2003. – 160 с.
  3. Белобородов А.Ф. Результаты тестирования знаний школьников по правилам дорожного движения /  А.Ф. Белобородов  // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/105-7185.
  4. Белобородов А.Ф. Отношение школьников к факторам совершенствования культуры транспортной безопасности /  А.Ф. Белобородов  // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 6  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-7350.
  5. Минниханов Р.Н. Стратегия развития транспортных систем в г. Казани / Р.Н. Минниханов, Л.Б. Шигин // Вестник НЦ БЖД. – 2013. – № 1 (15). – С. 20-25.
  6. Форштат М.Л. О культуре дорожной безопасности // Основы безопасности жизни. – 2005. – № 12 . – С. 24-29.
  7. Якупов А.М. Транспортная культура школьников и проблемы ее формирования // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. – № 9. – С. 48-53.
  8. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 243 с.
  9. Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся : дис. докт. псих. наук / Л. С. Колмогорова. – Барнаул, 2002. – 489 с.
  10. Мошкин В.Н., Лапаева А.И. Структура воспитания психологической культуры безопасности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4609.
  11. Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи [Текст]: монография / Д. В. Каширский. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. – 224 с.
  12. Жарикова Л.И. Ценностное отношение к непрерывному образованию как фактор безопасности жизнедеятельности молодежи // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля2012 г. / под. ред. С. Д. Каракозова, П. Г. Воронцова. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 88-90.
  13. Тошева Л. Итоги тестирования учащихся по ПДД // Основы безопасности жизни. – 2004. – № 9. – С. 50-53.
  14. Мошкин В., Измайлова О. Как стать грамотным пассажиром. Обучение обобщенным способам безопасного поведения на транспорте // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. – № 5. – С. 18-24.
  15. Белобородов А.Ф. Воспитание культуры транспортной безопасности как педагогическое явление /  А.Ф. Белобородов  // Вестник АлтГПА: Психолого-педагогические науки. – 2010. – № 5. – С. 66-70.
  16. Белобородов А.Ф. Цели воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  17. Белобородов А.Ф. Содержание воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  18. Белобородов А.Ф. Средства воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  19. Белобородов А.Ф. Критерии диагностики культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  20. Мошкин В.Н. Осторожность школьников как составляющая культуры транспортной безопасности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/4986 (дата обращения: 09.06.2015).
  21. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного воспитания: Сборник научных трудов.- Барнаул: АГИИК, 1999. – С. 5-59. (Электронная версия статьи опубликована на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=44.)
  22. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография.- Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. – 318 с. (Книга опубликована в виде файла в текстовом формате на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=495.)


Все статьи автора «Мошкин Владимир Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: