АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ЭКОНОМИКЕ

Сочнева Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Власова Анастасия Андреевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Бугрова Анастасия Николаевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье анализируется учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций, составленная авторами Нижегородского института развития образования Гребеневой Г.И., Плетеневой О.В. и Симоновым И.А.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сочнева А.С., Торопова А.И., Власова А.А., Ротанова В.А., Бугрова А.Н. Анализ содержания проектной деятельности в учебной программе по экономике // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/37697 (дата обращения: 27.02.2024).

Для анализа была выбрана учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций, составленная авторами Нижегородского института развития образования Гребеневой Г.И., Плетеневой О.В. и Симоновым И.А. Данный документ состоит из пояснительной записки и имеет общую характеристику учебного предмета «Экономика», определяет его место в учебном плане, описывает требования к планируемым результатам освоения и предлагает примерное учебное планирование курса для 5-9 классов (35 учебных часов) [1].

Программа построена на основе выделения двух концентров (рисунок 5): 1-й – изучение экономики в 5-7 классах основной школы, 2-й – изучение экономики в 8-9 классах основной школы на основе знаний и умений, приобретенных в 5-7 классах. Каждый концентр предполагает усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем, формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации.

Рисунок 1 – Структура программы по экономике

Авторы выделяют способности рефлексии, целеполагания, планирования, моделирования, проявления инициативы при поиске способа способов решения задач, коммуникативные способности, которые могут быть сформированы у школьников в ходе решения системы проектных задач.

В основу построения программы положен модульный принцип. Каждый год обучения предполагает не только освоение модулей, имеющих целостный характер содержания экономических знаний, но и проектных модулей. Проектные модули – проектная форма учебной деятельности на нескольких занятиях. Цель проектных модулей – освоить систему проектных действий в процессе реализации проектной деятельности, к окончанию курса сформировать проектную компетентность выпускников основной школы. Проектная компетентность ученика может быть сформирована на уровне умения, осуществляемого при помощи учителя, навыка (умения доведенного до автоматизма) и опыта применения приобретенных навыков при осуществлении проектной деятельности.

Тематику уроков в проектном модуле может определять сам учитель, ориентируясь на этапы проектной деятельности. Для реализации данного модуля при использовании рассматриваемой программы учителю необходимо определить проблему, сформулировать цели и ожидаемые результаты и распределить часы с учетом полного цикла проектной деятельности [2].

Для грамотного составления тематического плана необходимо рассмотреть учебно-тематическое планирование курса, предлагаемое авторами программы, на предмет проектной деятельности. Как говорилось выше, с 5 по 8 класс выделяется отдельный модуль, который на каждом учебном году этого периода имеет одинаковые темы и распределение по часам (таблица 1).

Таблица 1 – Фрагмент программы, содержащий проектный модуль

Модуль 7. Проектная деятельность учащихся

Кол-во часов

7.1

Актуализация  и проблематизация

1

7.2

Концептуализация и целеполагание

1

7.3

Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов

1

7.4

Презентация полученного проектного продукта

1

7.5

Оценка  и рефлексия проектных действий.

1

Таким образом, программа, составленная авторами Нижегородского института развития образования Гребеневой Г.И., Плетеневой О.В. и Симоновым И.А., в полной мере реализует цель экономической подготовки школьников с помощью метода проектов, поскольку имеет специальные модули, а также предоставляет учителю возможность самостоятельного выбора тем для проектирования.


Библиографический список
  1. Гребенева Г.И., Плетенева О.В. и Симонов И.А. ЭКОНОМИКА Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций / ГБОУ ДПО НИРО. – 2014
  2. Довженко, Н. В. Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике / Н. В. Довженко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12518/ (дата обращения: 17.11.2020).


Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: