Подготовка аспирантов в российских вузах преследует цель кадрового обеспечения приоритетных направлений науки, технологий и техники. Будущие ученые должны иметь навыки работы в междисциплинарных областях знания. Программы обучения аспирантов содержат два взаимосвязанных компонента – исследовательский и образовательный и формируются на базе крупных исследовательских коллективов или научно-педагогических школ [1].
Основным показателем эффективности аспирантуры является процент защиты диссертаций в срок. Данное обстоятельство требует концентрировать усилия аспирантов и их научных руководителей на реализации исследовательского компонента программы в ущерб образовательному. Педагогико-психологической подготовке аспирантов уделяется недостаточно внимания [2].
Целью настоящего исследования является разработка организационно-методического обеспечения процесса подготовки научно-педагогических кадров высшем учебном заведении.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение ряда задач:
- проанализировать нормативно-правовую базу по подготовке научно-педагогических кадров в вузе;
- изучить и предложить методические подходы к воспроизводству научно-педагогических кадров вуза;
- оценить динамику показателей движения научно-педагогического состава российских вузов;
- разработать механизмы отбора и продвижения научно-педагогических кадров в вузе и интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов;
- разработать рекомендации по повышению эффективности подготовки аспирантов к научной и педагогической деятельности.
Анализ показателей подготовки аспирантов
Количество вузов, ведущих подготовку аспирантов, возрастает, ежегодные темпы прироста показателя значительные. От уровня1992 г. число вузов, имеющих аспирантуру в2000 г. увеличилось на 27,54%, в2005 г. показатель составил 44,7% по сравнению с1992 г., а в 2012 году возрос на 63,43% [3, с. 367]. Таким образом, количество вузов, занимающихся подготовкой аспирантов с1992 г. по2009 г. выросло с 443 до 724 (таблица 1).
Таблица 1 - Темпы роста численности организаций, ведущих подготовку аспирантов в России
Годы |
Всего |
В том числе |
||||
НИИ |
Вузы |
|||||
организаций |
отношение к1992 г., % |
количество |
отношение к1992 г., % |
количество |
отношение к1992 г., % |
|
1992 |
1296 |
100,00 |
853 |
100,00 |
443 |
100,00 |
2000 |
1362 |
105,09 |
797 |
93,43 |
565 |
127,54 |
2005 |
1473 |
113,66 |
833 |
97,66 |
640 |
144,70 |
2006 |
1493 |
115,20 |
820 |
96,13 |
673 |
151,92 |
2007 |
1490 |
114,97 |
799 |
93,67 |
691 |
155,98 |
2008 |
1529 |
117,98 |
811 |
95,08 |
718 |
162,08 |
2009 |
1547 |
119,37 |
800 |
93,79 |
730 |
164,79 |
2010 |
1568 |
120,99 |
809 |
94,84 |
748 |
168,85 |
2011 |
1570 |
121,14 |
805 |
94,37 |
750 |
169,30 |
2012 |
1575 |
121,53 |
820 |
96,13 |
740 |
167,04 |
2013 |
1557 |
120,14 |
818 |
95,90 |
724 |
163,43 |
Аспирантский корпус молодеет. Анализ численности аспирантов по возрасту показывает, что наибольший удельный вес занимает группа аспирантов в возрасте до 26 лет. В 90-е годы аспирантов в возрасте 27-30 лет было значительно больше, чем в последние годы, доля данной группы в1996 г. составляла 20,29%. Но с каждым годом удельный вес группы аспирантов в возрасте 27-29 лет снижается, в2011 г. он составлял уже 15,8%. В2011 г. аспирантов в возрасте до 26 лет было 112 тыс. чел. (71,7%). Группа аспирантов в возрасте 27-29 лет в 2011 году насчитывала 20 тыс. чел. (12,8%), в возрасте 30-34 года – 11 тыс. чел. (7%), 35-39 лет – 6 тыс. чел. (3,8%), 40 лет и старше – 6,9 тыс. чел. (4,7%).
Проведенный анализ показателей функционирования аспирантуры в организациях всех типов показывает снижение результатов деятельности аспирантуры: снижаются показатели защит диссертаций в срок, увеличиваются показатели отсева аспирантов, снижается средний возраст аспирантов. Все это происходит на фоне роста показателей приема, численности организаций, ведущих подготовку аспирантов, снижения удельного веса НИИ и увеличения вузов, ведущих подготовку аспирантов.
Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости совершенствования системы отбора студентов в аспирантуру, усиления их подготовки к научно-исследовательской деятельности, повышении преемственности образовательных программ высшего и послевузовского образования. Необходимость повышения требований к кандидатам в аспирантуру очевидна. Исследования показывают, что у основной массы аспирантов не было никакого конкурса при поступлении в аспирантуру. Данное обстоятельство не могло не отразиться на качестве диссертаций и результативности самой аспирантуры [4].
Поэтому для повышения эффективности деятельности аспирантуры необходима реализация целого комплекса мероприятий по совершенствованию системы отбора студентов в аспирантуру, системы подготовки аспирантов к научно-педагогической деятельности, повышения качества научного руководства аспирантами, совершенствования образовательных технологий аспирантуры.
Анализ численности научных руководителей и структуры по их ученой степени показывает, что ежегодно возрастает удельный вес научных руководителей с ученой степенью доктора наук и снижается доля научных руководителей аспирантов – кандидатов наук [5]. Однако, удельный вес кандидатов наук среди научных руководителей аспирантов пока еще достаточно велик, в2011 г. он составлял 33,74% (таблица 2) [6, с. 106].
Таблица 2 – Научное руководство аспирантами
Численность научных руководителей на конец года |
Из них имеют ученую степень |
|||||
численность, тыс. чел. |
уд. вес, % |
кандидата наук |
доктора наук |
|||
численность, тыс. чел. |
уд. вес, % |
численность |
уд. вес, % |
|||
1995 |
30,8 |
100 |
10,9 |
35,39 |
19,9 |
64,61 |
1998 |
41,9 |
100 |
15,9 |
37,95 |
26,0 |
62,05 |
1999 |
44,4 |
100 |
16,5 |
37,16 |
27,9 |
62,84 |
2000 |
47,5 |
100 |
17,5 |
36,84 |
30,0 |
63,16 |
2001 |
50,4 |
100 |
18,4 |
36,51 |
32,0 |
63,49 |
2002 |
53,1 |
100 |
19,2 |
36,16 |
33,9 |
63,84 |
2003 |
54,8 |
100 |
19,7 |
35,95 |
35,1 |
64,01 |
2004 |
56,5 |
100 |
20,4 |
36,11 |
36,1 |
63,89 |
2005 |
58,3 |
100 |
20,5 |
35,16 |
37,8 |
64,84 |
2006 |
60,2 |
100 |
21,0 |
34,88 |
39,2 |
65,12 |
2007 |
61,0 |
100 |
20,9 |
34,26 |
40,1 |
65,74 |
2008 |
61,5 |
100 |
20,8 |
33,82 |
40,7 |
66,18 |
2009 |
63,3 |
100 |
21,3 |
33,65 |
42,0 |
66,35 |
2010 |
65,2 |
100 |
22,1 |
33,90 |
43,1 |
66,10 |
2011 |
65,8 |
100 |
22,2 |
33,74 |
43,6 |
66,26 |
К сожалению, значительная доля научных руководителей аспирантов, не имеющих ученой степени доктора наук, негативно сказывается на качестве диссертаций и эффективности аспирантуры. Треть всех научных руководителей аспирантов является кандидатами наук. Необходимо учитывать при назначении научных руководителей аспирантам соответствие профиля его научной специальности и профиля научной специальности аспиранта. Причем научный руководитель – кандидат наук должен иметь утвержденную Ученым советов вуза тему докторской диссертации, соответствующую направлению исследования аспиранта. Далеко не все научные руководители аспирантов соответствуют этому.
В соответствии с численностью аспирантов в 1995-2009 гг. наблюдался рост численности научных руководителей аспирантов. На конец1995 г. численность научных руководителей аспирантов составляла 30,8 тыс. чел. к 2011 году общая численность научных руководителей аспирантов составила 65,8 тыс. чел., что к уровню1995 г. составляет 213,64%.
Количественные показатели работы аспирантуры в России ежегодно растут, но эффективность ее работы в целом снижается. В 2012 году в аспирантуру поступило более 146 тыс. человек, что больше уровня 2000 года на 25% (таблица 3) [7, с. 29].
Таблица 3 – Численность, прием и выпуск аспирантов
Численность аспирантов, чел. |
Прием в аспирантуру, чел. |
Выпуск из аспирантуры, чел. |
в том числе с защитой диссертации, чел. |
Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации, проценты |
|
2000 |
117714 |
43100 |
24828 |
7503 |
30,2 |
2005 |
142899 |
46896 |
33561 |
10650 |
31,7 |
2007 |
147719 |
51633 |
35747 |
10970 |
30,7 |
2010 |
157437 |
54558 |
33763 |
9611 |
28,5 |
2011 |
156279 |
50582 |
33082 |
9635 |
29,1 |
2012 |
146754 |
45556 |
35162 |
9195 |
26,2 |
Эффективность аспирантуры, определяющаяся процентом выпуска из аспирантуры с защитой диссертации, в последние годы находится на очень низком уровне. Так, выпуск из аспирантуры с защитой диссертации в 2012 году составил 26,2%, он снижался с каждым годом, начиная с 2000 года [7].
Анализ состава и содержания деятельности аспирантов высших учебных заведений
В рамках проекта «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности», выполняемого кафедрой «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проведен мониторинг состава и содержания деятельности аспирантов высших учебных заведений, а также факторов, оказывающих влияние на решение поступить в аспирантуру в, котором приняли участие 521 аспирант городов Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Воронежа, Саратова, Пензы.
Средний возраст респондентов составил 24,92 года. В опросе приняли участие 55,3% аспирантов мужского пола и 44,7% – женского. По форме обучения аспиранты, принявшие участие в анкетном опросе, по очной бюджетной форме обучается 54,9% аспирантов, по заочной бюджетной форме – 18,1%, по очной контрактной форме – 16,2% и по заочной форме по контракту – 10,8% [8].
По профилю научной работы 37% опрошенных аспирантов занимаются экономическими науками, 31,8% – техническими, 15,6% – естественными, 7,6 – другими гуманитарными науками, 5,2% – сельскохозяйственными.
39,8% респондентов занимают должность ассистента в вузе, 27,1% – должность старшего преподавателя. 33,1% не занимают педагогических должностей в вузе.
Только половина всех аспирантов изучили и имеют в собственной библиотеке книги о том, как работать над диссертацией и учиться в аспирантуре.
Анализ факторов, оказавших влияние на решение опрошенных аспирантов поступить в аспирантуру, показал следующее. Для 85,4% респондентов поступление в аспирантуру открыло возможность повысить свой квалификационный уровень (рис. 1).
Рис. 1. Структура аспирантов по факторам, оказавшим влияние на решение поступить в аспирантуру, %
Возможность работать над интересными, сложными проблемами в процессе обучения в аспирантуре отмечена 69,5% респондентов; возможность работать в столице или областном центре – 64,3%; возможность защитить кандидатскую диссертацию – 63,9%; потребность реализовать свой творческий потенциал в сфере науки – 58,5%. Стать преподавателем вуза при поступлении в аспирантуру хотели лишь 39,3% аспирантов.
Основными проблемами, составляющими трудности их обучения в аспирантуре, по мнению опрошенных аспирантов, являются материальные проблемы. 84,9% аспирантов испытывают дефицит времени для научной работы из-за необходимости подрабатывать. На то, что у аспирантов маленькая стипендия указали 72,2% респондентов. Кроме того, на наличие слабой материально-технической базы для исследовательской работы и нехватку нужной научной литературы указали соответственно 56,5% и 48,4% аспирантов.
Также наиболее привлекательными для аспирантов сферами профессиональной деятельности отмечены те, где больше платят (76%), собственное дело (63,9%), работа в НИИ, КБ (66,8%), работа в наукоемком бизнесе (43,9%). Работа преподавателем вуза привлекательна для 69,3% аспирантов [9].
Среди факторов, обеспечивающих качество подготовки аспирантов, 90% респондентов указали на финансовую поддержку аспирантов из средств грантов, хоздоговоров, научно-технических программ, а также 87,3% – на наличие внешнего финансирования научных исследований (гранты, хоздоговоры, научно-технические программы). На повышение аспирантских стипендий как фактор, обеспечивающий качество подготовки аспирантов указали 77,6% опрошенных.
Развитая система научных коммуникаций (участие аспирантов в конференциях, стажировках и т.д.) как фактор качества подготовки аспирантов отмечена 93,7% опрошенных; наличие в вузе авторитетных научных школ – 86,3%; наличие современной инструментальной и лабораторной базы – 85,4%; тесная интеграция с академической и отраслевой наукой – 85,2%.
Качество научного руководства аспирантами и его влияние на качество подготовки аспирантами оценено респондентами по следующим факторам: повышение оплаты за научное руководство – отметили 69,3% аспирантов; привлечение наиболее авторитетных ученых для научного руководства – 48,3%; строгий контроль выполнения аспирантами индивидуальных планов – 62,2%; повышение требовательности к научным руководителям – 47% [10].
Среди причин нежелания многих аспирантов работать в вузе 96,6% респондентов отмечено то, что зарплата не позволяет выживать, а также то, что имеющиеся знания могут быть оценены в коммерческих структурах гораздо выше (91,1%). Кроме того, 90% среди таких причин отметили жилищные проблемы.
Для 21,1% аспирантов педагогическая работа является привлекательной, 36,2% аспирантов более привлекает научная работа, и научная и педагогическая работа привлекательны для 39,7% аспирантов (рис. 2).
Рис. 2. Структура аспирантов по оценке привлекательности их будущей работы, %
Оставаться в вузе на преподавательской работе не имеют желания 40,5% опрошенных; 22,2% пока не решили; 37,2% опрошенных хотели бы остаться в вузе (рис. 3).
Рис. 3. Структура аспирантов по желанию остаться в вузе на преподавательской работе после окончания аспирантуры, %
В процессе исследования респондентами были оценены условия, созданные вузом для аспирантов, оценка произведена по 5-балльной шкале, максимальной оценки не дано никаким условиям. Максимальные оценки аспирантами даны квалификации научного руководителя – 4,6 балла и возможности получать научные консультации – 4,21 балла (табл. 4).
Таблица 3 – Условия, созданные вузом для аспирантов, по 5-балльной шкале (1 – очень плохие,…, 5 – очень хорошие условия)
Условия работы над диссертацией |
Оценка |
1. Доступ к научной литературе |
4,08 |
2. Доступ к лабораторному оборудованию |
3,37 |
3. Доступ к компьютерной технике |
3,97 |
4. Доступ к вузовской Интернет-сети |
4,20 |
5. Возможность получать научные консультации |
4,21 |
6. Возможность участвовать в научной и методической работе кафедры |
4,19 |
7. Возможность участвовать в образовательном процессе |
4,09 |
8. Возможность публиковать научные работы |
4,04 |
9. Возможность участвовать в научных конференциях |
3,45 |
10. Возможность участвовать в международных конференциях |
3,62 |
11. Возможность апробации научных разработок на практике |
3,18 |
12. Квалификация научного руководителя |
4,61 |
13. Финансовая поддержка грантами |
3,23 |
14. Другие условия |
- |
Возможность участвовать в научной и методической работе кафедры оценена на 4,19 баллов; доступ к вузовской Интернет-сети – 4,2; возможность участвовать в образовательном процессе – 4,09; доступ к научной литературе – 4,08; возможность публиковать научные работы – 4,04.
Минимальные оценки были даны следующим условиям: доступ к лабораторному оборудованию – 3,37 баллов; возможность апробации научных разработок на практике – 3,18 баллов; финансовая поддержка грантами – 3,23 балла.
Большинство аспирантов (71,3%) считают, что срок обучения в аспирантуре – 3 года - достаточный, однако 23,6% респондентов отметили, что срок обучения в очной аспирантуре должен быть 4 года.
При возникновении проблемных ситуаций за советом аспиранты обращаются: к научному руководителю – 95,5%, к коллегам-аспирантам – 77,6%, к сотрудникам отдела аспирантуры вуза – 66,4%, к заведующему кафедрой – 60,5%, к ученому секретарю диссертационного совета – 11,7%, к председателю диссертационного совета – 8,2%.
Анализируя качество научного руководства аспирантами, необходимо отметить, что 30,2% научных руководителей аспирантов имеют ученую степень кандидата наук и 69,8% – доктора наук (рис. 4).
Рис. 4. Структура научных руководителей аспирантов по ученой степени, %
Ученое звание профессора, как отметили опрошенные аспиранты, имеют 75,8% научных руководителей, звание доцента – у 22,6% научных руководителей аспирантов (рис.5).
Рис. 5. Структура научных руководителей аспирантов по ученому званию, %
У 88,8% аспирантов научная специальность научного руководителя совпадает со специальностью, по которой готовится ими к защите диссертация. Однако 11,2% респондентов отметили, что научная специальность подготовки диссертации не совпадает с научной специальностью научного руководителя.
При назначении научного руководителя аспирантам в большинстве случаев (47,9%) вуз руководствовался совпадением научных интересов аспиранта и научного руководителя. Назначение научного руководителя по рекомендации заведующего кафедрой было у 27% респондентов, высокий авторитет научного руководителя в научном сообществе отмечен 19,4% опрошенных.
Помощь научного руководителя в подготовке диссертации была оценена аспирантами следующим образом: руководитель активно помогает – указали 67,3% опрошенных; хотелось бы большего – 24,4%; вынужден решать вопросы подготовки диссертации самостоятельно – 7,5%. Помощь научных руководителей в подготовке аспирантов к педагогической деятельности респондентами оценена так: руководитель активно помогает – 52,1%, хотелось бы большего – 26,7%, вынужден решать вопросы подготовки к педагогической деятельности и работе на кафедре самостоятельно – 13%. Таким образом, треть аспирантов не довольны помощью своих научных руководителей в их подготовке к научно-педагогической деятельности.
В отношении выбора темы диссертационного исследования 30% аспирантов отметили, что тема исследования была предложена научным руководителем; для 28,5% аспирантов выполняемая тема исследования является продолжением дипломного проекта; и лишь 22,1% респондентов сказали, что это им было интересно; тема исследования близка научным интересам кафедры – указали 14,0%.
Затруднения, которые испытывают аспиранты в работе над темой диссертации в 29,2% случаев вызваны трудоемкостью экспериментальной части, в 17,5% случаев – несоответствием темы научным интересам; 15,5% – несоответствием темы базовому образованию аспиранта; 9,1% – отсутствием соответствующего лабораторно-технического обеспечения; 8,4% – несоответствием темы будущей профессиональной деятельности; 4,6% – руководитель не уделяет достаточного внимания аспирантам.
С плановыми исследованиями тема диссертации связана далеко не у всех аспирантов, так, тема входит в государственную программу – у 25,4% аспирантов, тема входит в отраслевую программу, планы академий наук, планы научных или научно-производственных организаций – у 13,1%. Однако для 58,2% аспирантов исследования по теме диссертации являются инициативной работой. Причем в дальнейшем после защиты диссертации работать над развитием тематики исследования хотели бы 54,1% респондентов.
Значимость аудиторных занятий с аспирантами по подготовке к сдаче кандидатских экзаменов оценена высоко 54,8% опрошенных (указали на необходимость занятий). Однако 29,8% аспирантов считаю такие занятия необязательными.
Материальное положение большинства аспирантов не достаточно стабильное, у 25,4% опрошенных доходов хватает на одежду и обувь, но трудно купить, например, телевизор, холодильник. У 14,5% респондентов на питание денег хватает, но покупка одежды вызывает проблемы, денег не хватает даже на питание 6,4%. В целом доходов хватает на все, кроме такого приобретения как квартира только у 16,2% аспирантов; материальных затруднений не испытывают 23,4%.
54,5% аспирантов отметили, что вуз не оказывает им никакой материальной помощи. Вуз осуществляет только оплату командировок – отмечено 40,4% респондентов. Вуз выделяет аспирантам гранты – отметили 37,4% респондентов, производит доплаты к стипендии – 35,3%, оплачивает общежитие – 21,6%.
Обучение в аспирантуре совмещают с преподавательской деятельностью в вузе: на 0,5 ставки – 17,6% аспирантов, на полной ставке – 11,4%, на 0,25 ставки – 6,9%, бесплатно для получения практики – 13,1%.
Организация личной деятельности аспирантов по результатам анализа выглядит следующим образом. Аспиранты используют в работе следующие виды еженедельников или записных книжек: обыкновенный блокнот – 44%, еженедельник аспиранта (покупной) – 19,4%, зарубежный еженедельник (тайм-менеджер) – 11,6%, электронная записная книжка – 6%, специально разработали для себя еженедельник – 2%. Не пользуются записной книжкой – 14,1% аспирантов.
Доля времени от всего рабочего дня, которая занята работой над диссертационным исследованием у 41,4% аспирантов составляет менее 10%. 11-30% времени в день занимает работа над диссертацией у 36,9% респондентов; 31-50% времени в день – у 14,1% аспирантов. И только более 50% времени от всего рабочего дня занимаются диссертацией 3,8% аспирантов.
Необходимо отметить то, что большая доля аспирантов не бывают в командировках. Так, за последний год ни разу не были в командировках 69,3% опрошенных. Один раз были в командировке за год 16,4% опрошенных, 2-3 раза – 13%.
Существующую систему отбора кандидатов для поступления в аспирантуру считают эффективной 38,1% опрошенных. Неэффективной систему считают 37,3% аспирантов, не задумывались над этим 24,6% (рисунок 6).
Рис. 6. Структура аспирантов по фактору «считают ли эффективной существующую систему отбора кандидатов для поступления в аспирантуру», %
Наши рекомендации
По результатам мониторинга состава и содержания деятельности аспирантов высших учебных заведений с учетом факторов, оказавших влияние на решение поступить в аспирантуру, были разработаны предложения по совершенствованию системы формирования и подготовки научно-педагогических кадров вуза, к которым относятся:
1. Проведенное исследование показателей функционирования аспирантуры за ряд лет показало, что в совокупности, несмотря на рост абсолютных значений численности аспирантов, организаций, ведущих подготовку аспирантов, научных руководителей и др., показатели результативности аспирантуры находятся на низком уровне, институт аспирантуры нуждается в преобразованиях, которые позволили бы повысить качество научного руководства аспирантами, качество подготовки аспирантов к научно-педагогической деятельности, создать условия для заинтересованности аспирантов остаться в науке после защиты диссертации, обеспечить прием в аспирантуру лучших выпускников вузов, обладающих навыками и интересом к научно-исследовательской деятельности [11].
2. Усилить заинтересованность аспирантов в научно-педагогической работе, в первую очередь, это материальная заинтересованность (привлекать аспирантов в работе над грантами, финансирование проведения экспериментов, создание условий для получения стабильного дохода и возможности саморазвития, дополнительные стипендии лучшим аспирантам), во вторую очередь – научная заинтересованность аспирантов – выбор темы диссертационного исследования должен проводиться с учетом научных интересов аспирантов, необходима возможность применения результатов исследования на практике, работа должна помогать собирать материал по теме исследования [12].
3. Повысить качество научного руководства аспирантами необходима материальная заинтересованность научного руководителя в подготовке и защите диссертации, четкий график приема аспирантов научным руководителем, наличие регламента в работе над диссертацией и графика подготовки и защиты диссертации, совершенствование процесса научного руководства аспирантами на основе специально разработанной учебно-методической литературы по научному руководству [13]. Необходимы разработка и утверждение на кафедре Положения по научному руководству аспирантами, составление аспирантами индивидуального графика подготовки и защиты диссертации [14].
4. В целях совершенствования работы аспирантуры вуза создать благоприятные условия для обеспечения доступа к научным информационным базам, наладить связь научной деятельности и производства, создать реальные дальнейшие перспективы аспирантам в вузе, увеличить возможность осуществления командировок, организовывать совместное участие аспирантов и ведущих ученых в конференциях [15].
5. Для совершенствования личной организации деятельности аспирантов необходимо: усиление периодического контроля над научной работой аспиранта, повысить эффективность планирования личного времени аспирантов с использованием специально разработанного еженедельника и учебно-методической литературы по проблемам обучения в аспирантуре [16].
6. Повысить качество и интенсивность публикаций по результатам диссертационных исследований предполагает: предоставить максимальные льготы для публикации научных трудов в местных научных сборниках и журналах, наладить двусторонние связи с Европейскими научными учреждениями для обмена опытом и выявления общих актуальных направлений научных исследований, оказывать поддержку аспирантам в сфере участия в форумах, конкурсах, конференциях различного уровня, а также предоставлять возможность участия в грантах [17].
7. Подготовка аспирантов к научно-педагогической деятельности требует организации специальных семинаров для молодых преподавателей по вопросам учебно-методической работы преподавателя, участие аспирантов в посещении и обсуждении открытых учебных занятий на кафедре, постоянное участие аспирантов в методических семинарах кафедры [18].
8. Подготовка аспирантов к научной деятельности предполагает также их постоянное участие в научных семинарах кафедры, создание единой системы консультаций научного руководителя со всеми аспирантами, проведение регулярных аспирантских семинаров по актуальным проблемам науки и аспирантуры, возможность консультаций у ведущих ученых России, совместное участие аспирантов и научных руководителей в конференциях.
Библиографический список
- Резник С.Д. Становление системы подготовки научно-педагогических кадров в России // Вестник высшей школы Alma mater. 2011. №1.
- Резник С.Д. Преподаватель вуза: проблемы и перспективы // Вестник Московского университет. серия 20 Педагогическое образование. 2011. №2.
- Россия в цифрах. 2014: Крат.стат.сб./Росстат. – M., 2014. – 558 с.
- Резник С. Естественно, отбор! Воспитать кандидата наук может не каждый. // Поиск. 2011. 25 марта (№ 12).
- Наука России в цифрах: 2013. // http://www.scrs.ru/info/public/stat_2013_science/ – 137 с.
- Резник С.Д., Устинова Д.В. Механизмы привлечения одаренных студентов для обучения в вузовской аспирантуре. Человеческие ресурсы: проблемы инновационного развития и использования: сборник научных трудов / отв. ред. И.П. Поварич. – Выпуск 2; Кемеровский госуниверситет. Кемерово, 2013. С. 172-178.
- Резник С.Д., Макарова С.Н., Джевицкая Е.С. Эффективность аспирантуры российского университета: сравнительные результаты мониторинга аспирантов и их научных руководителей // Развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений. Сборник статей. Выпуск 9. Нижний Новгород: изд-во ННГУ им. Лобачевского, 2012. С.64-82.
- Резник С.Д. Дайте ориентиры! Вуз может и должен помочь молодому преподавателю найти путь к профессионализму // газета «Поиск», 2010, №43 // http://www.poisknews.ru/theme/edu/94.
- Персональный менеджмент. Учебник / С.Д. Резник, В.В. Бондаренко, Ф.Е. Удалов: под общей ред. Резника С.Д. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Сер. Высшее образование, 2012. – с.
- Преподаватель вуза: технологии организации деятельности. Учебное пособие / С.Д. Резник, О.А. Вдовина: под общ. ред. Резника С.Д. – М.: Сер. Менеджмент в высшей школе, 2009. – с.
- Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики / Программа Минобразования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина; под общей ред. Резника С.Д. Министерство образования РФ. – Пенза: Пенз. госуд. архитект.-строит. акад., 2003.
- Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений / С. Д. Резник, Сазыкина О.А. // Университетское управление: практика и анализ, 2008, №6. – С. 88-98.
- Резник С.Д., Устинова Д.В. Система и механизмы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения. Моногр. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 160 c.
- Резник С.Д., Джевицкая Е.С., Чаусова Ю.С. Система и механизмы упарвления конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Моногр. – Пенза, ПГУАС, 2009.
- Резник С.Д., Мосичева И.А., Джевицкая Е.С. Управление подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров в вузе. Практическое пособие. – Пенза, ПГУАС, 2010.
- Резник С.Д., Макарова С.Н. Повышение роли научного руководства аспирантами в обеспечении качества подготовки молодых ученых России: монография. Пенза: ПГУАС, 2013. 176 с.
- Женщины и мужчины России. 2012. Стат. сборник. / Росстат. – М., 2012. – 299 с.
- Резник С.Д., Макарова С.Н., Джевицкая Е.С. Аспиранты России: отбор и подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности: монография. Пенза: ПГУАС, 2013. 280 с.