К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ УСТАНОВОК НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Максимова Наталья Юрьевна1, Коробова Екатерина Александровна2
1Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, ассистент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования
2Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, студентка 4 курса специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»

Аннотация
В статье рассматривается вопрос о формировании положительного отношения студентов вузов к здоровому образу жизни в рамках практических занятий по дисциплине «Физическая культура».

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, студенчество, физическая культура, физическое развитие.


THE QUESTION OF THE STUDY OF RELATIONSHIPS TO A HEALTHY LIFESTYLE IN THE STUDENT COMMUNITY

Maksimova Natalya Urievna1, Korobova Ekaterina Aleksandrovna2
1Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, assistant department of general pedagogy and pedagogy of professional education
2Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 4th year student of the specialty "Pedagogy and Psychology of deviant behavior"

Abstract
The article discusses the formation of positive attitude of university students to a healthy lifestyle through practical lessons on discipline "Physical Education".

Keywords: a healthy lifestyle, health, physical development., physical education, students


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Максимова Н.Ю., Коробова Е.А. К вопросу об изучении установок на здоровый образ жизни в студенческой среде // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/12/8626 (дата обращения: 22.02.2024).

На современном этапе развития российского общества одной из приоритетных задач политики государства выступает укрепление здоровья населения, которое связано с  формированием у россиян установок на здоровый образ жизни. Сведения о снижении уровня здоровья детей приведены в письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02.1999 г., где указано, что здоровыми являются лишь 5 – 25% школьников.  В 1998 г. Минздравом России были признаны здоровыми в начальной школе 11 – 12% детей, в основной группе здоровья находилось 8%, в средней – 5%, при этом 79% детей имели пограничное нарушение психического здоровья [1]. Учитывая данные показатели, мы можем сделать вывод о том, что современные студенты являются теми младшими школьниками, о которых сказано выше, следовательно, они нуждаются в организации здорового образа жизни для поддержания нормального функционирования.

Ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения связано, прежде всего с ухудшением экологической ситуации в стране и мире, с социально-экономическими условиями жизни населения, с вредными привычками, малоподвижным образом жизни, алкоголизацией и наркотизацией населения, распространением хромосомных болезней и т. д. Существенное влияние на самочувствие студентов оказывает увеличение учебной нагрузки, изменение распорядка дня, смена социального окружения и  образа жизни в целом, что может привести к раздражительности, снижению двигательной активности и умственной деятельности студентов. Важным условием поддержания физического развития обучающихся является их активность в рамках образовательного процесса, которая зачастую связана с занятиями физической культурой.

Физическая культура – это сфера деятельности человека, направленная на укрепление здоровья, развитие двигательной активности, увеличение знаний и умений в области физического воспитания; она может быть представлена в виде массовой, адаптивной физической культуры, физической рекреации и спорта. Массовая физическая культура направлена на деятельность людей в рамках физического воспитания, носящая характер общего физического развития и укрепления здоровья в целом, которая в рамках вуза представлена общими занятиями по дисциплине «Физическая культура». В контексте профессионального образования существует адаптивная физическая культура, где  подобран комплекс упражнений для лиц с отклонениями в развитии, стимулирующий двигательную активность, работу определённых систем; развивающий координацию, физические навыки для жизнеобеспечения и совершенствования организма. Физическая реакреация представляет собой активные формы отдыха и развлечений, игры с использование физических упражнений, направленные на восстановление умственной работоспособности. В образовательном учреждении подобная форма физического воспитания может осуществляться в рамках институтского, факультетского «Дня здоровья», который может включать в себя соревнования между факультетами, академическими группами по уровню их физической подготовленности. Спортом же является организованная деятельность людей, включающая определённые правила, состязательный компонент, физическую или интеллектуальную активность, в вузе это может быть представлено в различных секциях, где студенты имеют возможность проявить свои физические возможности на соревнованиях разного уровня.

Выстраивая занятие по физической культуре в системе высшего профессионального образования, следует учитывать возрастные и анатомо-физиологические особенности студенчество. Дисциплина «Физическая культура» способствует  не только повышению уровня физической подготовленности студентов, но и формированию у них установок на здоровый образ жизни, системы поведения человека, направленного на профилактику и укрепление здоровья. Здоровье людей обусловлено их активностью, соблюдением правил гигиены, правильного питания, знанием теоретических основ физического воспитания, психоэмоциональным состоянием. Здоровый образ способствует поддержанию в тонусе различных структур организма, увеличению продолжительности жизни населения.

В рамках нашего исследования был проведен опрос, в котором принимали участие 80 человек (15 юношей и 65 девушек), студенты Арзамасского филиала ННГУ, цель которого заключалась в изучении отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом

По результатам исследования было выявлено, что отношение к дисциплине «Физическая культура» носит положительный характер у 62,5% студентов, так как смена деятельности позитивно сказывается на умственной активности, учащимся нравятся спортивные игры; отрицательный характер – у 10%,  что обусловлено их слабой физической подготовкой; нейтральный характер – 27,5%, они считают, что физические упражнения не влияют на их состояние. Среди опрашиваемых удовлетворены своей физической формой 58%, их устраивает собственное телосложение и физические данные; не удовлетворены –34%, считают себя «полными» и «неуклюжими»; а для 8 % учащихся их физическая форма не имеет значения. Среди причин посещения занятий по «Физической культуре»,  первостепенной является обязательность данной формы занятий в вузе для 51% занимающихся; совершенствование тела и необходимость в движении важно для 34% студентов, они в большей степени заинтересованы в соблюдении здорового образа жизни; для 15% важным условием занятия физической культурой является получение положительных эмоций. Выяснилось, что среди студентов занимаются физическими упражнениями и спортом вне вуза 58%, они посещают различные секции и фитнес – клубы; не занимаются – 42%, считают, что им достаточно занятий по физкультуре в вузе. Побуждают студентов к занятиям физической культурой одногруппники в 12%,  что связано с обсуждением внешнего облика друг друга и модных тенденций; семья – в 5% случаев, зачастую родители подают личный пример детям; спортсмены и «звезды» – 7%, студенты стремятся соответствовать кумира в их внешнем облике, внутренний интерес к физическим упражнениям присутствует у 75% учащихся, они придерживаются мнения, что человек всегда должен самосовершенствоваться и всего добиваться самостоятельно.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по формированию установок на здоровый образ жизни у студентов, установлению положительного отношения к занятиям физической культуре, повышению активности учащихся, что является основанием для становления успешного будущего страны.


Библиографический список
  1. Письмо Министерства образования РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» (22.02.99. №220/11- 12). – А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Полесский и др. – М.: Медицина. – 1998. – 192 с.


Все статьи автора «Максимова Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: