РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ РЕБЁНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ АНИМАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ

Кочеткова Екатерина Станиславовна1, Кочеткова Майя Владимировна2
1Пензенский государственный университет, студент
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.т.н., доцент

Аннотация
Показано влияние анимационных фильмов на развитие психики у ребёнка на основе анализа российских и зарубежных мультфильмов, наблюдений психологов, данных о несчастных случаях после просмотра некоторых мультфильмов.

Ключевые слова: анимационный фильм, детская психология, становление личности, формирование мировоззрения


THE DEVELOPMENT OF THE CHILD'S MIND INFLUENCED BY ANIMATED FILMS

Kochetkova Ekaterina Stanislavovna1, Kochetkova Mayya Vladimirovna2
1Penza State University, student
2Penza State University of Architecture and Construction, Ph.D., Associate Professor

Abstract
Shows the influence of animated films on the development of the psyche of the child based on the analysis of Russian and foreign cartoons, observations of psychologists, mine casualty data after watching some cartoons.

Keywords: animation film, child Psychology, formation of ideology, formation of personality


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кочеткова Е.С., Кочеткова М.В. Развитие психики ребёнка под влиянием анимационных фильмов // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/12/8600 (дата обращения: 25.02.2024).

Часто родители предлагают своим детям посмотреть мультфильмы, однако не все понимают, что анимационный фильм может повлечь за собой различного рода психические расстройства, а так же изменить представления ребенка о мире и человеческих взаимоотношениях.

Проблема «ребенок-телевидение» возникла не на пустом месте. В настоящее время уже не осталось семей, в которых дети смотрят мультипликационные фильмы по праздникам, или в качестве поощрения, такие телевизионные картины стали подобием книги или игрушки. Телевидение формирует мировоззрение ребенка, воспитывает его идеалы, пристрастия, мечты и желания.

Не все мультфильмы одинаково полезны. Многие из них не содержат необходимых ребенку образов и могут плохо повлиять на его развитие, сформировать склонность к агрессии и различного рода зависимостям.  Так, крайне важно контролировать просмотр детьми мультипликационной продукции. В возрасте от 0 до 3 лет у ребенка еще не до конца сформированы основные функции движения – он не умеет одновременно держать предметы, двигаться, смотреть и слышать,  поэтому при просмотре анимационных фильмов дети ни на что не отвлекаются.

В будущем у таких детей есть риск появления проблем с движением, зрением, речью и лишним весом. Происходит торможение развития ребенка.

В советское время мультфильмы транслировались после прохождения тщательного контроля, проверялись психологами с точки зрения влияния на детскую психику. Многие советские мультфильмы учат прекрасному, доброму и являются комфортными для детского восприятия: «Карлсон», «Простоквашино», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дядя Стёпа – милиционер» и многие другие.  Сейчас эти мультфильмы многие считают старомодными, неактуальными, примитивными, отдавая предпочтения современным американским и японским анимациям.

Взяв для рассмотрения современные иностранные мультфильмы, можно отметить яркие, ядовитые, постоянно мерцающие и быстро меняющиеся цвета – таким образом, создатели мультипликаций приковывают взгляд ребенка к персонажу, не давая возможности отвлечься и поразмышлять. Кроме решения ярких красок, нельзя не обратить внимание на внешность героев анимации – у действующих лиц самые разнообразные прически, одежда, но они все на одно лицо. Таким образом, у детей формируется неправильное представление о красоте, и они стремятся выглядеть так же, как герои любимых мультипликационных фильмов. Происходит подмена истинных идеалов  – ложными.

Говоря о женских образах иностранных мультфильмов, многие психологи отмечают культ матриархата. Действительно, юные девушки обладают совершенно мужским чертами характера, кроме того, они постоянно кричат, ругаются, проявляют жестокость по отношению к окружающим людям.  В то время, как персонаж-мужчина изображается как спутник, верный друг, который духовно слабее героини-женщины. Смотря на мультипликационных героинь, девочки отмечают для себя особенности женского поведения, а мальчики подсознательно формируют идеал своей будущей спутницы жизни.

Женский образ, которому надлежит быть романтичным и загадочным окрашивается жестокостью, реализмом, физиологичностью. Кроме этого высмеиваются традиционные для русских женщин качества, которые прославляли советские мультфильмы и русские сказки – целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность.

Не менее отчетливо прослеживается цинизм, неуважение, а порой и жестокость героев некоторых анимационных фильмов к своей семье. В большинстве мультфильмов такими не самыми приятными качествами наделяется главный – положительный герой. Таким образом, детское сознание воспринимает пороки героя как должное, ведь положительным героям следует подражать.

На сегодняшний день проблема воздействия анимационных фильмов на развитие психики детей волнует специалистов всего мира. Отрицательное воздействие анимации доказывают несколько крупных скандалов последних лет:

После 38ой серии мультипликационного сериала «Покемоны» Сатоси Тадзири в Японии госпитализировали около пятисот  детей с эпилепсическими припадками.

Сара Грэм – продюсер анимационного сериала «Телепузики» в своем интервью для «The Daily Mail» призналась,  что детская программа была написана под влиянием наркотических веществ.

В американских мультипликационных фильмах в основе воображаемого мира лежит противоборство двух начал: добра и зла. Разумеется, в лучших традициях классической сказки, добро побеждает зло. Однако победа эта дается посредством физического, насильственного устранения соперника, в то время как герои русских сказок борются со злом другими методами: хитростью, смекалкой.

Однако существуют замечательные анимационные фильмы киностудии «Уолт Дисней» – «Белоснежка», «Бемби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», они учат  доброте, состраданию, любви к своим родным и близким. Но подобные анимации не часто транслируются на российском телевидении.

Родители должны понимать, что даже самый нравоучительный мультфильм не заменит ребенку живого общения со взрослым. Детям необходимо чувствовать любовь близких родственников, их внимание, поддержку, заинтересованность в общении и совместных играх.  Ребенку должен видеть пример для подражания в реальной жизни, чтобы не искать его по другую сторону  экрана.



Все статьи автора «Кочеткова Майя Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: