ПРОГРАММА ПРАЗДНОВАНИЯ СТОЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА В ШКОЛАХ АЛТАЯ

Валитов Александр Александрович1, Сулимов Вадим Сергеевич2
1ФГБУН Тобольская комплексная научная станция УрО РАН, кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории истории освоения Сибири,
2Филиал Тюменского государственного университета в г. Тобольске, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
Перед Первой мировой войной Министерство народного просвещения планировало проведение в подведомственных учебных заведениях мероприятий, посвященных празднованию столетнего юбилея со дня рождения М.Ю. Лермонтова. В светских школах Алтая началась активная подготовка к празднику, что привело к разработке значительной программы празднования. Мероприятия способствовали патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся.

Ключевые слова: Алтай, директор народных училищ, М.Ю. Лермонтов, программа празднования, столетняя годовщина, учащиеся, юбилей


THE CELEBRATION OF THE CENTENARY OF M. Y. LERMONTOV IN SCHOOLS ALTAI

Valitov Aleksandr Aleksandrovich1, Sulimov Vadim Sergeevich2
1Tobolsk comprehensive research station RAS, candidate of historical Sciences, researcher;
2The branch of Tyumen state University, Tobolsk, candidate of historical Sciences, associate Professor, Department of Economics, management and law

Abstract
Before the First world war the Ministry of education planned in the subordinate institutions of events dedicated to the celebration of the centennial anniversary of the birth of M. Y. Lermontov. In secular schools Altai began active preparations for the holiday that has led to the development of significant celebration. Activities contributed Patriotic and aesthetic education of students.

Keywords: anniversary, Director of the public schools, M. Y. Lermontov, students, the Altai, the celebration of the centennial anniversary


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Валитов А.А., Сулимов В.С. Программа празднования столетнего юбилея М.Ю. Лермонтова в школах Алтая // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/12/8293 (дата обращения: 22.02.2024).

В учебных заведениях Российской империи в конце XIX – начале ХХ вв. празднование юбилеев русских писателей имело определенное значение для эстетического и патриотического воспитания учащихся. Данные вопросы нашли отражение ранее в ряде публикаций [1; 2; 3].

Министерство народного просвещения (далее – МНП) весной 1914 г., учитывая приближение столетнего юбилея со дня рождения М.Ю. Лермонтова, обратилось к попечителям учебных округов с просьбой разработать программу празднования этого события в школах, с учетом указаний при подготовке к празднованию юбилея Н.В. Гоголя [4, л. 1]. Предлагалось взять за основу «Программу празднования столетней годовщины со дня рождения Н.В. Гоголя в средних учебных заведениях». В соответствии с данной программой, в учебных заведениях следовало отслужить панихиду по Н.В. Гоголю в присутствии учащихся, украсив актовый зал бюстом, портретом писателя. Также предписывалось устроить торжественный акт для учащихся и их родителей, где произнести речь о значении писателя, читать отрывки из его произведений. Было желательно при этом раздать учащимся художественно исполненные, но недорогие, портреты писателя [4, л. 5].

Директор народных училищ Томской губернии 12 июня1914 г. представил попечителю Западно-Сибирского учебного округа проект программы чествования юбилея Лермонтова. В училищах, где имелись православные учащиеся, служилась панихида по поэту. В помещении школы, украшенном портретом или бюстом писателя устраивались чтения, по возможности, с туманными картинами. Затем следовал краткий очерк о жизни и деятельности Лермонтова, а также наиболее характерные и интересные для молодежи отрывки из его произведений. Было также желательно раздать учащимся портреты Лермонтова, а если окажется возможным, то и сочинения его, существующие в недорогих изданиях [4, л. 15].

Для детей обоего пола накануне дня празднования в Каменском частном училище 1-го разряда, планировалось 1 октября в домовой церкви учебного заведения совершить вечернее и в день годовщины (2 октября) утреннее богослужение, после которого великую панихиду по почившем поэте. Перед панихидой законоучитель произносил слово, где выяснял отношение поэта к христианской религии. После литургии и панихиды учащиеся, педагоги, родители, гости, приглашались в актовый зал, где около 12 часов дня открывалось собрание, посвященное памяти поэта. Собрание открывалось речью заведующего, в которой он характеризовал Лермонтова, как поэта и гражданина «нашей Великой родины» и его влияние на развитие русской литературы. Преподаватель словесности читал реферат, посвященный выяснению значения поэта в русской и мировой литературе, а также отмечал литературные веяния, которые отразились на творчестве поэта (Байрон). Один из педагогов читал краткую биографию поэта. Собрание заканчивалось пением национального гимна «Боже, царя храни». Во время собрания хору учащихся предлагалось исполнить два небольших лирических стихотворения поэта [4, л. 68-68об.].

Председатель педсовета Барнаульской женской гимназии полагал возможным приурочить к празднованию юбилея Лермонтова 2 октября1914 г. раздачу наград и выдачу юбилейных похвальных листов и, кроме того, выдать лучшим ученицам собрание сочинений писателя. На педсовете гимназии 2 июня было постановлено накануне дня юбилея после обедни в присутствии учащихся отслужить панихиду по Лермонтову. В день юбилея устроить акт, состоящий из произнесения речи о жизни и деятельности поэта, декламации и пения нескольких отрывков из его произведений. К концу акта приурочить годовой акт, состоящий в чтении краткого отчета о гимназии и раздаче наград учащимся. Литературно-вокальную часть акта постановили разделить на три отделения. В первом отделении очерк о жизни и деятельности Лермонтова читал преподаватель словесности. Во втором отделении пелись стихотворения «Ангел», «Парус», декламировались «Желание» («Зачем я не птица»), «Поэт», «Нет, я не Байрон», «Пророк», «Тучи». В третьем отделении пелись «Казачья колыбельная песня», «Родина», «Молитва», декламировались «Три пальмы», «Бородино», «Воздушный корабль», «Спор» [4, л. 18, 19-19об.].

В Барнаульском реальном училище предполагалось истратить на проведение праздника до 200 руб. из специальных средств – суммы сбора за право учения. Все учащиеся, с педагогическим персоналом, собирались в 9 ч. утра в Димитриевской церкви на заупокойную литургию и панихиду по Лермонтову. В 2 часа дня в актовом зале училища, украшенном портретом поэта, устраивался акт в присутствии учащихся и их родителей, с произнесением преподавателем словесности речи о значении великого поэта с чтением отрывков из его произведений. Хор учеников исполнял юбилейную кантату, несколько хоровых произведений со словами Лермонтова и народный гимн. По окончании акта ученикам раздавались книжки с портретом и очерком жизни и деятельности Лермонтова, конфеты [4, л. 28-29].

Директор Бийской мужской гимназии 29 июля1914 г. доложил о выработке порядка празднования 100-летия со дня рождения Лермонтова. Предполагалось 2 октября отслужить панихиду по Лермонтову, если в этот день будет назначена литургия в Еленинской церкви при Пушкинском городском училище, то в нее поведут учеников. Перед началом панихиды законоучитель произносил соответствующее «слово». В час дня организовывался торжественный акт в присутствии учеников и их родителей по следующей программе: 1) Речь преподавателя словесности Я.О. Бирюкова «Жизнь и литературная деятельность М.Ю. Лермонтова». Торжественную кантату и «Два великана» исполнял хор. В избранных отрывках звучал «Максим Максимыч», затем стихотворения «Спор», «Песнь про купца Калашникова», «Молитва», «Ветка Палестины», «Бородино». Далее гимназический хор исполнял кантату и «Боже, царя храни». После акта каждому ученику планировалось выдать по «недорогому, но художественно исполненному» портрету и по книжке избранных отрывков из произведений Лермонтова, если ко времени юбилея будут изданы подходящие и недорогие сборники. В связи с тем, что в помещении гимназии не было актового зала, а также большой комнаты, которая могла бы вместить всех учеников, педсовет постановил ходатайствовать перед Бийским общественным собранием о предоставлении гимназии помещения [4, л. 65-65об.].

В Бийской Николаевской женской гимназии празднование юбилея Лермонтова совершалось по следующей программе: 1) В 10 часов утра 2 октября в церкви Пушкинского училища планировалось отслужить панихиду в присутствии учащихся и учебно-воспитательного персонала. 2) После панихиды устраивался торжественный акт, на котором преподаватель словесности произносил речь о значении великого писателя. 3) Ученицей одного из старших классов читалась краткая биография Лермонтова. 4) Гимназический хор исполнял «Славу» Лермонтову, «Колыбельную песню», «Ангел», «Молитва», «Парус». Ученицы также читали стихотворения поэта «Спор», «Бородино», «Пророк». Заканчивалось мероприятие гимном «Боже, царя храни». В заключении ученицам раздавались портреты Лермонтова [4, л. 63-63об.].

После начала Первой мировой войны начальники учебных заведений обращались к попечителю учебного округа по поводу

Директор Барнаульской гимназии Шинкаренко запросил телеграммой о том, праздновать ли юбилей Лермонтова [4, л. 83]. 15 сентября 1914 г. МНП признало, в виду происходящих чрезвычайных военных событий ограничиться совершением панихиды по поэту, отложив празднование юбилея до более благоприятного времени [4, л. 85-85об.]. Циркуляр попечителя ЗСУО об этом последовал 29 сентября. Несмотря на данную телеграмму, празднование в честь юбилея М.Ю. Лермонтова в ряде школ не ограничилось проведением панихиды.


Библиографический список
  1. Сулимов В.С. Чувства добрые пробуждать. Из истории светской школы Тобольской губернии в конце XIX – нач. XX вв. / В. С. Сулимов. Тюмень, 2004.
  2. Сулимов В.С. Подготовка к празднованию столетия со дня рождения М.Ю. Лермонтова в школах Тобольской губернии // История и археология. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/10/1225 (дата обращения: 23.10.2014).
  3. Сулимов В.С. Планирование мероприятий по празднованию столетия М.Ю. Лермонтова в школах Томска // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8159 (дата обращения: 06.11.2014).
  4. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2946.


Все статьи автора «Валитов Александр Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: