БИЗНЕС И ИНТЕРНЕТ: РОСТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Лихолетов Валерий Владимирович
Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск
доктор педагогических наук, кандидат технических наук

Аннотация
Анализируется тенденция изменения форм занятости людей в связи с развитием Интернет. Обсуждаются причины роста интернет-бизнеса в России, обосновывается важность поддержки интернет-инициатив в условиях низких темпов инновационного развития в народном хозяйстве страны.

Ключевые слова: бизнес, венчурный капитал, инновационная занятость населения, Интернет


BUSINESS AND INTERNET: GROWTH OPPORTUNITIES SOLVING PROBLEMS OF EMPLOYMENT

Likholetov Valery Vladimirovich
South Ural State University (national research university), city of Chelyabinsk
Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Technical Sciences

Abstract
Analyzed the trend of changes in forms of employment of people in connection with the develop-ment of the Internet. Discusses the reasons for the growth of Internet business in Russia, the im-portance of support online initiatives in the face of low innovation development in the national economy of the country.

Keywords: business, innovative employment, Internet, venture capital


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Лихолетов В.В. Бизнес и интернет: рост возможностей решения проблем занятости населения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/11/8147 (дата обращения: 23.02.2024).

Проблематика исследований взаимосвязи Интернета и экономики важна по ряду причин. Одна из них – выявление возможностей реализации интеллектуального потенциала квалифицированных специалистов в своем отечестве и уменьшение «утечки мозгов». Другая причина – поиск путей инновационного развития страны в высокотехнологичных секторах экономики и реализация проектов по перспективным направлениям несырьевого характера. Третья (и самая важная) причина состоит в необходимости выявления закономерностей междисциплинарного характера, опора на которые позволила бы в перспективе ускорить инновационное развитие страны.

Сегодня в России существенен сектор неформальной экономики. Число занятых в нём измеряется за последние 10 лет по годам в пределах 15–20% от числа всех занятых в народном хозяйстве. Неформальная экономика – ненаблюдаемая статистическими методами часть экономики в разрешенных законодательством видах экономической деятельности. Часто занятые в этом секторе не платят (или не доплачивают) налоги в государственную казну. Вице-премьер Правительства России О.Ю. Голодец, освещая этот вопрос, заявила в 2013 г., что до 38 млн человек трудоспособного возраста в стране «непонятно где заняты, чем заняты, как заняты» [1]. Выявление причин феномена «ускользающей» от статистики занятости выводит на необходимость анализа изменений, идущих в лоне мировой и отечественной экономик, а также их влияния на жизнь общества. Во многом они связаны с бурным развитием компьютеров, IT-технологий и сети Интернет.

Занятость на базе информационных технологий становится глобальной. Исследователями даже выдвинут тезис о «флексибилизации» экономики и переходе её в состояние, представляющее новую эпоху. В сфере занятости все чаще звучат термины «гибкие формы труда», «дистанционная занятость», «телеработа», «занятость инновационного типа». Гибкие формы становятся её признаками, уменьшающими консолидацию на стороне предложения труда и оживляющими конкуренцию на рынке труда. В результате иной аспект сегодня обретают вопросы социальной защиты населения, перспективы занятости и безработицы [2].

Занятость инновационного типа – свершившийся факт ряда стран, шагнувших в постиндустриальную эпоху. Исследователи трактуют её двояко. Широко – как новую систему включения работников в общественное производство с иным качеством труда, превращающимся в инновации на всех уровнях экономики и порождающим синергию социально-экономического эффекта на индивидуальном и общественном уровнях. В узком смысле занятость инновационного типа понимается как впервые появившиеся (усовершенствованные) формы труда, основанные на использовании инновационного потенциала, реализованные субъектами рынка труда и способствующие достижению эффективной занятости [3]. Сфера многих новых форм занятости прямо связана с активным развитием Интернета и ростом числа его пользователей. По данным Фонда «Общественное мнение», осенью 2012 г. месячная аудитория Интернета в России была 61,2 млн человек – более 52% всего совершеннолетнего населения страны. Для многих Интернет стал привычкой, поэтому до 47 млн человек используют его ежедневно. В городах с населением более 100 тыс. жителей практически у всех пользователей (94%) есть выход в Интернет из дома, причем у большинства – широкополосный [4].

Аудитория Интернета непрерывно растёт, хотя темпы роста несколько замедляются. Если в 2010–2011 гг. она выросла на 17%, то в 2011–2012 гг. её рост составил 12%. Среди федеральных округов страны лишь Центральный и Уральский увеличили темпы роста. Москва и Санкт-Петербург, несмотря на всеобщее замедление, увеличили темпы, но это происходило за счёт увеличения населения мегаполисов, а не за счёт роста проникновения Интернета. Аудитория Интернета увеличивается в основном за счёт регионов – 86% новых пользователей живут вне столиц. Есть данные о том, что с 2011 по 2012 год проникновение Интернета по стране выросло на 5% – до 52%. Наибольший вклад в этот рост внесли города с населением менее 100 тыс. чел., где проникновение увеличилось за год на 7%. Сёла страны по-прежнему сильно отстают. В двух столицах проникновение практически перестало увеличиваться, остановившись в районе 70% (табл. 1).

Таблица 1 – Распространение Интернета в регионах России (на начало 2013 г.)

Федеральные

округа

Проник-

новение Интер-нета, %

Проник-новение мобиль-ного Интернета, %

Стоимость доступа в Интернет, рублей за Мбит/с

Индекс доступ-ности

Интер-

нета

Стоимость мобильного доступа в Интернет, рублей за ГБ трафика

Центральный (без

Москвы)

50

25

24

1,58

112

Северо-Западный (без Санкт-Петербурга)

56

23

39

1,01

97

Южный

49

29

37

0,76

55

Приволжский

48

26

24

1,23

78

Уральский

54

22

25

1,87

233

Сибирский

50

25

27

1,29

108

Дальневосточный

50

31

197

0,27

156

В среднем по стране

50

26

36

1

108

Москва

70

30

16

4,71

144

Санкт-Петербург

71

27

13

3,77

85

Число пользователей Интернета в России к 2014 г. может достигнуть 80 млн человек, оставив далеко позади в темпах компьютеризации другие страны БРИК – Китай, Индию и Бразилию. Об этом заявил в Нью-Йорке руководитель по странам СНГ консалтинговой компании Booz&Co Ш. Ляйстнер [5]. Таким образом, в 2014 г. доступ к Интернету получит почти 71% взрослого населения России. Среди причин стремительной «интернетизации» эксперты называют следующие: 1) высокий уровень образования, унаследованный со времен СССР (39% россиян в возрасте 25–39 лет имеют университетский диплом); 2) сравнительно низкую безработицу (на уровне 6%); 3) улучшение демографической ситуации в последние годы. Высоким темпам компьютеризации России также способствует то, что на тысячу работающих у нас приходится 32 специалиста с дипломом инженера, строителя или производственника, в то время как в США эта профессиональная группа составляет лишь 0,7% на тысячу человек.

Сегодня бизнес, связанный с Интернетом, активно развивается во всем мире, а также в нашей стране ввиду фактического отсутствия бюрократических формальностей для начала деловой деятельности и относительно небольших капиталовложений. При этом человечество уже убедилось в том, что в случае успеха начинаний новые направления бизнеса в Сети привлекают значительные денежные суммы (табл. 2).

В связи с этим в мире ежегодно растет число дистанционно занятых людей. Так, если в Европе в 1997 г. таковых было чуть более 2 млн человек, то спустя 8 лет (в 2005 г.) – уже 27 млн человек. В 2014 г. прогнозируется увеличение дистанционно занятых примерно до трети занятых европейцев и до 20% американцев. По статистике Британского института по развитию персонала, сегодня доля потенциальных телеработников в Европе – от 10% до 22% в общем количестве занятых.

Таблица 2 –Характеристика направлений интернет-бизнеса [6]

Направление

Комментарий

Интернет-торговля Представлена Интернет-магазинами и аукционами. Магазины привлекают клиентов возможностью выбрать товар, которого часто нет в реальных магазинах. Они популярны за счёт удобства обращения с каталогами и возможности делать покупки из дома. Электронные аукционы – шанс получить доход за счёт вещей, неинтересные продавцу, но для кого-то представляющие ценность. Так, общие доходы самого популярного интернет-аукциона eBay в 2012 г. достигли почти 15 млрд долл. США при показателе чистой прибыли в 2,6 млрд долл.
Сетевые

онлайн-игры

Разновидность компьютерных игр, которые обычно не требуют приобретения лицензионного носителя. Однако получение определённых бонусов, что даёт преимущество в игре, является платным. Этот бизнес высоко прибылен за счёт постоянного роста потребителей – число пользователей игр – более 500 млн человек. Например, доходы компании Blizzard Entertainment, издателя культовой онлайн-игры World of Warcraft, в 2012 г. составили почти 4,5 млрд долл.
Реклама

в Интернете

Сетевая реклама дает наибольшие доходы из-за деятельности: 1) поисковых систем – сверхрентабельных «рекламных площадей» – их используют миллиарды пользователей (доход Google за 2012 г. – 50 млрд долл., из них рекламные доходы – 43,5 млрд); 2) социальных сетей – их рекламная привлекательность определяется ростом числа пользователей и большим количеством времени, проводимого ими в сетях

Согласно данным консалтинговой компании Booz&Co, вклад в отечественную экономику от процесса компьютеризации лишь за период 2008–2010 гг. составил 29 млрд долларов США (1,27% ВВП России).

Венчурное (рисковое) инвестирование интернет-бизнеса сегодня – дело весьма привлекательное. Впечатляющие успехи достигнуты на Западе, особенно в США. Значительное число успешных стартапов наступившего века прямо связаны с Интернет (табл. 3). В результате этих успехов появился солидный институт «бизнес-ангелов» (термин впервые введен в 1978 г. профессором У. Ветцелем из университета штата Нью-Хэмпшир). Так зовут непрофессиональных инвесторов, вкладывающих средства в проекты ранних стадий развития и не участвующих в операционном управлении проинвестированными компаниями. По данным PricewaterhouseCoopers, сообщество бизнес-ангелов США сегодня насчитывает более 250 тыс. человек.

Таблица 3 –Мировые стартапы, связанные с Интернет

Название

Дата запуска,

основатель

Тип

Целевая

аудитория

Приблизительно пользователей

1 Wikipedia

 

Янв. 2001 г.,

Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер

Энциклопедия От 10 до

80 лет

500 тыс. пользователей на янв. 2006 г.
2 MySpace

 

Июль 2003 г.,

Tom Anderson и Chris DeWolfe

Социальная сеть 16–24 (подростки, молодежь) 150 млн чел. (100 млн на авг. 2006 г.)
3 Del.icio.us

 

24 сент. 2003 г., Joshua Schachter Социальные

закладки

От 20 до 40 лет 1 млн чел. (на сент. 2006 г.)
4 Facebook

 

Февр. 2004 г., Марк Цукерберг Социальная сеть 20–25, изменяется 1,2 млрд чел.(на июль 2013 г.)
5 Digg

 

Ноябрь 2004 г.,

Kevin Rose

Социальные закладки / Голосование 16–30 (подростки, взрослые) 1 млн чел.
6 Flickr

 

Февр. 2004 г.,

Ludicorp

Размещение

фото

От 16 до

80 лет

51 млн чел. (на авг. 2011 г.)
7 Bebo

 

Янв. 2005 г.,

Michael Birch и Xochi Birch

Социальная сеть 16–24 (подростки, молодежь) 24 млн чел.

(на май 2006 г.)

8 YouTube

 

Февр. 2005 г.,

Chad Hurley,

Steve Chen и Jawed Karim

Видео обмен 16–40 (подростки, взрослые) До 4 млрд просмотров в день (на янв. 2012 г.)
9 Netvibes

 

Сент. 2005 г.,

Tariq Krim

Стартовая страница (на базе AJAX) 20–40, взрослые 7 млн чел. (на февр. 2007 г.)
10 Meebo

 

Сент. 2005 г., Siny Jen, Seth Sternberg и Elaine Wherry Передача сообщений (на базе AJAX) 13–40 (подростки, взрослые) 500 тыс. чел.

(на окт. 2006 г.)

11 В Контакте

 

Сент. 2006 г.,

Павел Дуров

Социальная сеть От 14 до

30 лет

236 млн чел.

(на дек 2013 г.)

12 Instagram

 

Окт. 2010 г., Kevin Systrom,

Mike Krieger

 

Мобильное приложение

обмена фото и видеозаписями

Более 150 млн активных пользователей в месяц (на янв. 2014 г.)

В современной России аудитория таких частных инвесторов сегодня составляет 10–50 тыс. человек, но по прогнозам к 2020 г. может вырасти до 200–300 тыс. человек [7]. «Питательная среда» для этого – растущий в России сегмент состоятельных людей, обладающих свободными средствами от 1,3 до 12 млн. руб. (за рубежом для него используется термин mass affluent). Уже сегодня этот сегмент составляет около 2% населения страны и обладает суммарными активами, по разным оценкам, от 3,5 до 7 трлн рублей [8].

По мнению экспертов, в России много способов для привлечения денег в уже сложившиеся проекты. Инвестировать готовы «Роснано», «Российская венчурная компания» (РВК), ММВБ, венчурные фонды и частные лица. С производством идей у нас дело обстоит неплохо (их тысячи), а вот проектов «прорастает» мало. В качестве второй проблемы часто называют малое число перспективных бизнес-команд.

Одна из главных проблем венчура в России – во взаимопонимании предпринимателей и ученых. По мнению ряда бизнес-ангелов, для развития разработки обязательно нужно присутствие частного предпринимателя. В отличие от инвестора-государства, частник дает деньги не за отчеты, а за конкретные бизнес-показатели, требуя их достижения.

В России есть специфика образа бизнес-ангела по сравнению с Западом. Бизнес-ангел в США, чаще всего, предприниматель «на пенсии». У нас он – действующий» предприниматель, обремененный множеством проблем и могущий уделять «патронату» проинвестированной компании гораздо меньше времени и сил. Из-за перечисленных факторов российский рынок инвестиций ранней стадии пока заметно отстает от мирового. Большая часть создаваемых в России стартапов – «клоны» западных проектов. Часто предприниматели строят копии по моделям, бесперспективность которых уже замечена за рубежом, но из-за «засилья клонов» у нас есть сильный «комплекс провинции». Даже если венчурное направление выглядит перспективным, инвесторы рассуждают: «раз этого нет в США, значит, это не может быть успешным!» В итоге перспективные разработки ориентированы на финансы Запада. Ведь проблема России – отсутствие локальных покупателей на бизнесы, что заставляет стартаперов «идти» за деньгами в Европу и США.

В этих условиях поддержка роста инвестиционного сообщества ранней стадии – ключевая задача государственных институтов развития. Один из инструментов достижения заявленной цели – организация сетей бизнес-ангелов. Созданы: Национальная ассоциация бизнес-ангелов (в 2012 г. принятая в Европейскую ассоциацию бизнес-ангелов), Содружество бизнес-ангелов России, «Частный капитал», «Стартовые инвестиции» и ряд региональных объединений. По данным РВК, в России сегодня есть до 20 бизнес-ангельских объединений. Сети занимаются не просто коворкингом (от англ. co-working – совместным работаньем), но и поиском потенциально привлекательных проектов. За свое участие сети берут 5–7% от сделки и фиксированную сумму (100–200 долл.) за экспертизу проекта. Важная задача сетей – просветительская: не просто заявить миру о существовании феномена бизнес-ангела, но и обучить начинающих частных инвесторов. Такой деятельностью призван заняться недавно созданный «Московский посевной фонд» (МПФ). Кроме семинаров, вебинаров и мастер-классов, он готов предоставить аккредитованным частным инвесторам льготный займ под 12% годовых. На каждый рубль, вложенный в проект бизнес-ангелом, МПФ готов дать два своих (максимум – до 8 млн. рублей).

С ноября 2012 г. дан старт программе поддержки бизнес-ангелов при Фонде посевных инвестиций РВК, где предусмотрено покрытие от 25% до 75% потребности стартапа (до 3 млн руб.), но право пользоваться этим рычагом получили лишь опытные инвесторы (более 2 успешных инвестиций).

В ноябре 2012 г. В.В. Путин впервые высказался по поводу создания Фонда поддержки инициатив в Интернете. В качестве примеров проектов, могущих рассчитывать на инвестиции, им были названы различные сообщества, электронные библиотеки, сайты гражданских и благотворительных инициатив, порталы дистанционного обучения, полезные игры, быстро приобретающие сотни тысяч пользователей по всему миру. После этого Агентством стратегических инициатив (АСИ) – структурой, созданной ещё в 2011 г. для поддержки бизнес-проектов в социальной сфере была развернута деятельность ФРИИ – Фонда Развития Интернет-Инициатив (табл. 4).

Таблица 4 – Хронология работы ФРИИ

Дата

Состав выполненных работ

07.2013 г. Начало регистрации проектов и приема заявок на финансирование
08.2013 г. Прием заявок в 1-й Акселератор
18.09.2013 г. Сформирован топ-100 проектов для1-го Акселератора
2.10.2013 г. Завершение набора. 50 проектам дано по 1 млн руб на 3 месяца
11.2013 г. Встреча наблюдательного совета АСИ с В.В. Путиным
Открытие «Клуба Ангелов»
4.12.2013 г. Стартовал 2 этап отбора проектов
3.02.2014 г. Первый выпуск Акселератора ФРИИ: 29 проектов из 1-го набора. Общая сумма инвестиций в 6 из них – 3 млн долл. США
6.02.2014 г. Запуск Преакселератора (его сможет пройти каждый бесплатно)
До 14.03.2014 г. Прием заявок в 3-й Акселератор
27.02.2014 г. Старт 2-го Акселератора ФРИИ. Инвестиции на общую сумму 47,6 млн руб вложены в 34 проекта
16.04.2014 г. ФРИИ открывает заочный Акселератор в Крыму
23.04.2014 г. Запуск конкурса «РОСТ: Регионам О СТартапах». Цель – популяризация интернет-предпринимательства среди населения
12.05.2014 г. По данным J’son & Partners Consulting в 2013 г. рынок венчурных сделок РФ составил 3,25 млрд долл. Среди инвесторов наибольшая доля – у венчурных фондов (37,4%). Заметны доли: основателей компаний, частных и корпоративных инвесторов (27%, 18,7% и 11,5% соответственно). По количеству инвестиций ФРИИ – лидер в стране
23.06.2014 г. ФРИИ объявил об pre-seedинвестициях – 33,6 млн руб. в 24 проекта. Основная их часть: агрегация товаров и услуг, решения для бизнеса, e-commerce, образование, есть проекты, связанные с медициной и банковскими услугами
2.09.2014 г. ФРИИ инвестировал 110 млн руб. в интернет-гипермаркет детских товаров BABADU. По данным РБК.research, эта категория сегодня – 6,7% всего интернет-рынка страны. Ежегодно рост рынка детских товаров в России – 30–35%, что в разы (!) превышает общемировой
8.09.2014 г. Microsoft и ФРИИ объявили о начале работы индустриального акселератора – поддержка стартапов с ИТ-решениями для образования, здравоохранения, торговли, производства, сферы услуг, финансового сектора, городских служб. Microsoft даст стартапам гранты до 6 млн руб. (посевное финансирование), инфраструктурную поддержку, в т.ч. «облачный грант» более 2 млн руб. каждому стартапу – участнику проекта. Инвестиции ФРИИ в акселератор составят 1,5 млн рублей
25.09.2014 г. Кроме инвестиций в интернет-стартапы ФРИИ будет заниматься проектами в сферах носимых устройств («умные» часы, очки и проч.), «интернета вещей» («умная» бытовая техника, подключенные к Сети датчики) и «больших данных». Это дань тенденции. По данным MIT Technology Review Business Report, к 2020 г. количество подключенных к Интернету «умных» вещей, обменивающихся данными без участия человека, превысит число смартфонов и компьютеров в Сети

С помощью ФРИИ государство планирует помочь Интернету в России и дать жизнь перспективным идеям [9]. Для этого ФРИИ: 1) реализует трехмесячную программу акселерации, включающая финансирование; 2) финансирует онлайн-стартапы на ранних стадиях развития; 3) обеспечивает полноту инфраструктуры для совершения инвестиционных сделок; 4) формирует законодательные инициативы. В зависимости от стадии развития (что выявляется аналитиками Фонда при анализе заявок) проекты могут претендовать на суммы от 1,4 до 275 млн руб.

Типы инвестиций: 0,8 млн руб. на счет и услуги обязательной акселерации стоимостью 0,6 млн руб. (ФРИИ получает 7% доли в проекте). Трёхмесячная программа акселерации позволяет найти и/или проверить бизнес-модель при участии лучших экспертов-практиков российского рынка. Проекты, доказавшие жизнеспособность бизнес-модели, уже через 1,5 месяца с начала программы акселерации могут получить предложение от ФРИИ о финансировании seed-раунда в размере до 14 млн. руб. Проекты, успешно закончившие программу Акселератора по истечении 3 месяцев, также могут претендовать на получение инвестиций seed-раунда до 14 млн руб. Проекты на стадии Round A могут претендовать на получение более солидного финансирования от ФРИИ – до 275 млн руб., минуя программу акселерации.

Все это позволит улучшить состояние венчурного бизнеса России. Позитивные прогнозы уже подтверждаются данными опроса респондентов, проведенного экспертами компании J’son & Partners Consulting. Согласно им, в наступившем 2014 г. ожидается рост венчурного рынка России на 20%. Хотя по итогам ушедшего 2013 г. доля венчурного рынка в структуре ВВП России составила лишь 0,04%, что в четыре раза ниже, чем у США (0,17%), она вполне сравнима с показателями Китая и Европы за III квартал 2013 г. (0,03% и 0,04% соответственно) [10].


Библиографический список
  1. Корчагин Ю. Рост за счет тени. – http://www.rg.ru/2013/04/23/zanatost.html (публ. 23.04.2013).
  2. Курносова Т.И. Гибкая занятость в экономике развитых стран: причины, формы, эффективность: дис…канд. экон. наук. – М.: МГУ, 1998. – 143 c.
  3. Санкова Л.В. Занятость инновационного типа: теория, методология исследования, управление: автореф. дис…д-ра экон. наук. – М.: МГУ, 2008. – 48 с.
  4. Развитие интернета в регионах России. – http://company.yandex.ru/researches/reports/2013/ ya_internet_regions_2013.xml
  5. Число пользователей интернета в РФ к 2014 году достигнет 80 млн. – http://newsland.com/news/detail/id/1007025/
  6. Самый прибыльный бизнес в мире: оружие, лекарства, Интернет. – http://www.luxurynet.ru/ russian-market/5897.html
  7. Дедова Е. Бизнес-ангелы в России: кто они и что они делают? – http://www.nanonewsnet.ru/ articles/2013/biznes-angely-v-rossii-kto-oni-chto-oni-delayut (публ. 17.01.2013)
  8. Обухова Е. Пахнет средним классом // Эксперт. 2012. № 12(795). – http://expert.ru /expert/ 2012/12/pahnet-srednim-klassom (публ. 26.03.2012)
  9. Фонд поддержки инициатив в интернете скоро начнёт свою деятельность. Оправдается ли начинание? – http://www.spb-venchur.ru/news/21790.htm (публ. 11.03.2013).
  10. Объем российского венчурного рынка в 2013 году превысил 3 миллиардов долларов. – http://lenta.ru/news/2014/05/12/venturejson/


Все статьи автора «Лихолетов Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: