ИСТОРИОГРАФИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЗМА, ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Аржанова Ирина Олеговна
University of Southampton, U.K.
аспирант

Аннотация
Статья дискурсивно рассматривает вопросы методологии и историографии проблемы развития и формирования патриотизма. Особое внимание уделено этническому и национальному аспектам проблемы.

Ключевые слова: историография, история, источники, казаки, культура, литература, методология, народ, наука, национализм, патриотизм, Россия, традиции, этнос


HISTORIOGRAPHY AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF RESEARCH ISSUES OF PATRIOTISM, THE FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS

Arzhanova Irina Olegovna
University of Southampton, U.K.
postgraduate

Abstract
The article examines the discursive methodology and historiography of the issue of development and formation of patriotism. Particular attention is given to ethnic and national aspects of the problem.

Keywords: Cossacks, culture, ethnicity, historiography, history, literature, methodology, nationalism, patriotism, people, Russia, science, traditions


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Аржанова И.О. Историография и методологический аспект исследования проблемы патриотизма, формирования патриотического сознания // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/10/8094 (дата обращения: 24.02.2024).

Содержательный уровень развития патриотического сознания определяется целым рядом и группой факторов, как то: духовно-нравственным климатом государства, уважительным отношением к традициям и истории, духовному наследию, целостной структурой мировоззренческой доктрины населения, ролью и значимостью общественных институтов, осознанностью целей, принципов и перспектив развития. Необходимость развития патриотизма и патриотических настроений декларируется во многих государствах и обществах. Однако, далеко не всегда эти устремления получают свое логическое завершение.

Социально-психологические факторы формирования идеологии патриотизма нашли свое отражение в исследованиях А.В.Потемкина, С.А.Гаврилушкина, С.В.Мещеряковой. В трудах данных ученых проанализированы и систематизированы все группы факторов социально-психологического характера, влияющие на настроения отдельной личности и общества.

Вместе с тем, достаточно остро стоит вопрос определения самой сущности термина «патриотизм». Без уяснения существа вопроса невозможно разобраться в основах формирования патриотического мышления. Частично вопрос пытались решить исследователи, – Г.В.Зверева, Г.А.Быковская, А.Н.Злобин, И.В.Иноземцев, И.Ф.Харламов, А.Н.Вырщиков, И.М.Дуранов, А.Н.Малинкин, В.В.Гладких, А.А.Горельцев, В.И.Лесняк, Н.С.Мухаметшина и др.

Особенную актуальность получили вопросы патриотического воспитания в среде молодежи и подрастающего поколения. К числу работ данной направленности можно отнести исследования: А.С.Калюжного, А.Н.Вырщикова, В.В.Дулина, В.А.Белоганова, В.И.Лутовинова и др.

Вопросы исследования влияния традиций и обычаев групп, этносов на формирование идей национального сознания, национальной гордости, элементов патриотизма были изложены в трудах видных представителей творческой общественности, ученых, публицистов. В их числе можно назвать, – П.П.Блонского, Я.С.Гогебашвили, Я.А.Коменского, И.Г.Пестолоцция, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, И Я.Яковлева. Эту традицию продолжили и современные ученые в лице, – Ю.П.Азарова, Л.М.Архангельского, Н.И.Болдырева, Г.Н.Волкова, И.В.Гребенникова, В.Е.Гмурнова, Н.К.Гончарова, А.И.Каирова, В.А.Кан-Калика, Б.Т.Лихачева, Ш.А.Мирзоева, Т.Н.Петрова, Ю.П.Сокольникова, А.Д.Солдатенкова, Э.И.Сокольникова, И.В.Суханова, Я.И.Ханбикова, Я.В.Чеснова и др.

Особый интерес представляют исследования этнического направления тех или иных групп в народной педагогике. Этому вопросу посвящены труды: Б.А.Афансьева (исследовал якутов), Н.Б.Битиевой (исследовала чеченцев и ингушей), Г.С.Виноградова (русский этнос), А.Ш.Гашимова (азербайджанцы), Э.М.Магомедова (дагестанцы), А.К.Минарова (узбеки), А.П.Орлова (белорусы), С.С.Танкасаевой (бурятские традиции), И.Я.Ханбикова (татары), Э.Е.Хатеева (осетины), А.Ф.Хинтибадзе (грузины), А.И.Шорова (адыги) и др.

Методологической основой по развитию работ подобной направленности может стать общефилософская концепция о роли народа, этноса, этнической группы в создании материального, культурного, общественного, цивилизационного продукта, – блага. Тут важно учесть приоритет именно общечеловеческого ценностного начала над идеями блага отдельного государства или его элит.

В работах могут быть широко использованы принципы методологии истории, психологии, педагогики, и особенно, культурологии, этносоционики.[1-8] В качестве одного из важных принципов может стать принцип учета концепции о гражданской и этнической идентичности личности, изложенный в трудах Т.Хайдеггера, Ю.Хабермаса, Р.Г.Абдулатипова, В.А.Ядова, А.В.Кузнецова, Е.А.Кублицкой, Т.С.Стефаненко, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайперова, Н.М.Лебедева, А.Н.Татарко. Личность была рассмотрена с учетом аксиологического подхода к ней на основе теоретических воззрений Б.Г.Ананьева, Б.С.Братусь, А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, А.Г.Асмолова, К.А.Абульхановой-Славской, а также зарубежных авторов в лице, – А.Маслоу,  Г.Олпорт и др.

Интересно рассмотреть существо поднимаемого вопроса на примере этно-социальной группы казачества.[9-13]

Специфика воспитательного воздействия идеологии казачества на подрастающее поколение, общественное сознание заключается в том, что передача морально-нравственных норм, ценностей осуществлялись на всем протяжении времени ненавязчиво, поступательно, но вместе с тем, системно и диалектично. Системность, – основный признак и знаковый элемент психологии казачьего воспитательного процесса. Военная традиция стала еще одним признаком и неотъемлемой чертой казачьего воспитания.

В ранних казачьих сообществах существовало главенство патриархальной семьи. Роль отца была очень велика. Пример и авторитет старшего поколения формировал у детей не только чувство достоинства, но и совершенно особое чувство национальной гордости.

Важно упомянуть о тесной связи воспитания в казачестве с жизнью, реальной обстановкой и ситуаций. Источники говорят о подобной традиции: «Здесь у них сама жизнь – школа воспитания, а обычаи и традиции – средство достижения целей воспитательного процесса. Дети, включенные в систему таких обычаев, воспитываются незаметно для самих себя, естественным образом и достаточно просто.»[14] И хотя цитата взята из наследия коммунистического прошлого, замечание вполне актуально для истории и развития казачества, включая его современное состояние.

В последнее время в научной литературе все большое распространение получает особый термин, – этнопедагогика, и это далеко не случайно. В период тотальной глобализации общество с большим недоверием начинает относиться к системе псевдо-демократических либеральных ценностей, основ и принципов воспитания на их основе. Альтернативой тут может стать этническая духовная концепция образования. Этнопедагоика тесно связана с понятием народной педагогики, когда в воспитании используются лучшие национальные духовные и нравственные традиции уклада общественной жизни. История казачества способна внести совершенно особый вклад в суть данного вопроса.


Библиографический список
  1. Азбелев С.Н. Фольклор в системе общественного сознания / С.Н.Азбелев // Проблемы фольклора. – М., 1975.
  2. Аленина Р.А. Социальная природа традиций и их роль в жизни общества:  дис. … канд. философ. наук / Р.А.Аленина. – М., 1976. – 176 с.
  3. Алиев А. Народные обычаи, традиции и их роль в формировании нового человека / А.Алиев. – Махачкала, 1968. – 290 с.
  4. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие / Э.А.Баллер. –  М., 1987. – 158 с.
  5. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обеспечение социальных нововведений / И.В.Бестужев-Лада. – М., 1993.
  6. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии / Ю.В.Бромлей. – М., 1981.
  7. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В.Бромлей. – М.: Наука, 1973. – 280  с.
  8. Бызова В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений,понимания: автореф. дис. … д-ра псих. наук / В.М.Бызова. –  CПб., 1996. – 35 с.
  9. Ерохин И.Ю. Государство и возрождение казачества // Приоритетные научныенаправления: от теории к практике. – 2013. – №6. – С.13-16.
  10. Ерохин И.Ю. К вопросам новой методологии и подходов в изучении историиказачества // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – №46. – С.042-046.
  11. Ерохин И.Ю. К вопросу формирования государственного мировоззрения казачества //Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2013. – №4(25). – С.34-38.
  12. Ерохин И.Ю. К вопросу формирования государственной структуры казачества //История и археология. – 2014. – №7(15). – С.8-14.
  13. Ерохин И.Ю. Многообразие казачьих территорий // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – №45. – С.094-100.
  14. Суханов И.В. Роль социальных традиций и обычаев в коммунистическом воспитании / И.В.Суханов // Известия Воронежского государственного педагогического института. – 1 вып. – 50 т. – Воронеж, 1965.


Все статьи автора «Аржанова Ирина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: