КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КИТАЯ

Вотинцева Кристина Анатольевна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассматривается пример применения «мягкой силы» Китаем, который опирается на три основных источника: культуру, политические ценности и внешнюю политику.

Ключевые слова: «мягкая» сила, Китай, культурная дипломатия


CULTURAL DIPLOMACY OF CHINA

Votintseva Christina Anatolevna
Transbaikal State University

Abstract
This article describes an example of the use of "soft power" China, which relies on three main sources: culture, political values ​​and foreign policy.

Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Вотинцева К.А. Культурная дипломатия Китая // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/11/8065 (дата обращения: 21.02.2024).

Сегодня культура является неотъемлемой частью международной политики, она всегда играла и продолжает играть важную роль на её арене. Многие страны придерживаются принципа мирного сосуществования и доброй воли, и тем самым используют культурную дипломатию, без чего невозможно популяризовать своё культурное достояние, пропагандировать достижения своего народа. Особое значение приобрела и межкультурная коммуникация [5].

Нередко высокая культурная дипломатия именуется во многих источниках как «мягкая». Этот термин впервые был употреблен Джозефом Наем 1990 г., в его работе BoundToLead. Такая дипломатия служит для достижения и таких целей, как: решение внешнеполитических или экономических вопросов, укрепление геополитических позиций государства на международной арене без применения грубой силы.

Культурная дипломатия – это общественный институт, позволяющий странам со всего мира обмениваться культурными ценностями народа. Культурная дипломатия является сферой дипломатической деятельности, тесно связанная с использованием культуры в качестве главного средства достижения основополагающих целей внешней политики государства, создания благоприятного образа страны на международной арене, популяризации культуры и языков ее народов.

Одной из составляющих «мягкой силы» на сегодняшний день является культурный фактор. В мире влияние этого фактора на общие социально-экономические процессы и межгосударственные отношения и связи возрастает, в международной политике он приобретает новое звучание. В соответствии с этим многие государства начинают уделять большее внимание своей культурной политике, всё чаще используется термин «внешняя культурная политика», так как экспорт, распространение и популяризация национальной культуры или, наоборот, отторжение внешней культурной экспансии становится более действенным инструментом внешнеполитической деятельности. Внешняя культурная политика может также служить эффективным идеологическим средством, помогающим осуществлять внешнеполитические стратегии государств, строя прочный фундамент, который позволил бы государствам продвигать и отстаивать свои национальные интересы на международной арене, а также оказывать тем самым большое влияние на процессы общественного развития.

Одним из важных инструментов для продвижения «мягкой силы» китайской дипломатии служат Школы Конфуция. Эти школы были созданы с целью ознакомления народов разных стран мира с китайским языком и культурой и развития дружественных связей между Китаем и мировым сообществом.

В соответствии с уставом этих школ, подготовленных канцелярией при министерстве образования Китая, основная задача данных образовательных учреждений является способствование дальнейшему укреплению культурного и языкового познания Китая, развитию дружеских отношений между Китаем и другими странами, стимулированию развития мирового культурного многообразия и внесения вклада в построение гармоничного общества. При этом подчеркивается, что данные учреждения не носят политический характер и их мероприятия направлены на укрепление сотрудничества в области образования, культуры, экономики в Китае и за рубежом.

Первый “Институт Конфуция” появился в ноябре 2004 года в столице Южной Кореи – Сеул. С этого момента “Институты Конфуция” начали открываться по всему миру и за три последующих года в мире уже насчитывалось более 210 институтов в 64 странах мира и регионах, в том числе в России существует 12 “Институтов Конфуция”.

В последнее время экономика Китая стремительно развивается, и всё больше иностранных государств интересуется китайской культурой. Для привлечения большего интереса китайское правительство проводит политику по распространению китайского языка во всем мире. Преподавая этот язык за границей, тем самым это способствует распространению и самой культуры и традиций Китая. Теперь каждый год более миллиона иностранцев изучают китайский язык. В начале 2013 года институтом Конфуция был  опубликован  “Проект по развитию 2020″. Через 7 лет количество желающих говорить на самом массовом языке планеты должно вырасти вдвое. Такой расклад влияет на китайский голос в международном сообществе. Это своеобразная мягкая сила страны. Можно заменить, что мягкую силу Китай использует и для налаживания контактов с АСЕАН, и с непредсказуемой КНДР, и со своим антагонистом – США [1; 3; 4].

И наконец, главной целью является не культурный анализ, хотя без этого обойтись невозможно, а исследование проблемы с точки зрения мировой политики и международных отношений, в том числе и внешнеэкономических отношений.

Говоря о стремительном возвышении Поднебесной на международной арене, стоит отметить важность Пекинского консенсуса. О “Пекинской консенсусе” впервые упомянул профессор китайского университета ЦинхуаДж.Рамо.”Пекинский консенсус” был призван заместить дискредитировавший себя в 90-х годах на всем постсоветском пространстве неолиберальный “Вашингтонский консенсус”. “Пекинский консенсус” ориентирован, во-первых, на инновации, во-вторых, на устойчивое, сбалансированное и качественное развитие, а также на социальное равенство, в-третьих, на национальное самоопределение. Он придает социальным переменам столь же большое значение, как и экономическим. В “Пекинском консенсусе” экономика и управление нацелены на совершенствование общества, что полностью игнорируется “Вашингтонским консенсусом”. Китай в процессе рыночных реформ практически полностью добился и макроэкономической стабильности, и активизации субъектов хозяйства, и внушительных внешнеэкономических успехов.

Для применения Пекинского консенсуса была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Шанхайский дух основан на взаимном интересе, доверии между государствами, и включает такие принципы, как: равенство, сотрудничество и взаимных консультаций. ШОС со временем превратился в механизм для регулирования внешнеполитических отношений Китайской народной республики со странами Центральной Азии. Таким образом, это позволяет если не нейтрализовать, то хотя бы смягчить восприятие в центральноазиатском регионе Китая как врага мирового сообщества.

Под китайской угрозой, или как её еще называют «желтая опасность», понимается, в первую очередь, демографическое давление. С ростом экономики Китая развился также страх ―экономической экспансии. Это значит, что для стран Запада угрозу представляет, прежде всего, экономическое доминирование Китая практически во всех сферах экономики. Благодаря экономическим факторам, китайские товары могут производиться гораздо дешевле западных аналогов, что ведёт к устранению целых отраслей экономики в странах Запада.

Китайские власти и исследователи часто отмечают, что они выступают против глобального лидерства США. Китайская дипломатия указывает на новую концепцию, основывающуюся на взаимном доверии, взаимовыгоде, равноправии, взаимодействии и невмешательстве во внутренние дела других государств. Тем самым, Китайская народная республика является одной из тех стран, что стремительно быстро адаптируется к темпам глобализации.

Участвуя в процессе глобализации, Китай, во-первых, остается как самостоятельное суверенное государство, а во-вторых, способен внести в глобализацию определенные коррективы, например,  стимулировать создание справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.В Китае рассматривают в глобализации как угрозы, так и возможности. С одной стороны, это возможность возникновения мировой экономической войны, с другой стороны, перспективы взаимовыгодного сотрудничества. Пользуясь такой возможностью, нельзя ни в коем случае забывать об угрозах. После того, как Китай вступил в ВТО в 2001 году, в стране стали  чаще упоминаться благоприятные возможности, в том числе для решения острых внутренних проблем, особенно связанных с занятостью населения, и эти решения открыли рост внешней торговли, приток инвестиций и пр. Не удивительно, что в 2002–2006 гг. рост экспорта достиг очень высоких темпов, и к концу периода Китай догнал по этому показателю США.

В общем, понятие «мягкой силы», как одно из главных составляющих совокупной государственной мощи Китая, – это основной вектор осуществления культурной дипломатии Китая, направленный на укрепление не только геополитических, но и геокультурных позиций государства. «Выход за пределы» китайской культуры – это стратегия по возвышению «мягкой силы» культуры Китая, направленная на распространение культуры Китая во всем мире, формирование положительного имиджа страны на международной арене.

Стоит отметить, что проведение ЭКСП02010 в Шанхае является важным примером масштабного, комплексного и системного осуществления культурных стратегий («передача из, поколения в поколение», «ставить древнее на службу современности», «ставить зарубежное на службу Китаю», построение взаимовыгодного полилога на основе принципов «гармонии» и «гармоничного мира», «единения без унификации») в пространстве международного взаимодействия.Выставка ЭКСПО 2010 предложила концептуальное решение проблем, касающихся сокращения ресурсов, снижения уровня преступности, загрязнения окружающей среды посредством моделирования городов будущего.

В заключение можно добавить, что 21 век – это век межцивилизационного диалога, основанного на культурной дипломатии, которая предполагается как одна из главных составляющих внешнеполитической стратегии государств. В частности, китайская культурная дипломатия находит отражение в осуществлении стратегии «мягкой силы», в основе которой лежат культура и идеология, и которая используется для укрепления геополитических и геокультурных позиций. Элементы концепции «мягкой силы» были выявлены китайскими учеными: идеи гармонии, единства и многообразия моделей развития; представления о системе ценностей; привлекательность государственной модели и культуры на международной арене, наличие стратегических дружественных отношений с другими странами и масштабы участия в формировании международного правового порядка, степень воздействия на элиту и общество.

Кроме того, с начала образования Китайской Народной Республики китайское правительство уделяет особое внимание культурным обменам с иностранными государствами. В основу нового принципа взаимодействия Китая с внешним миром легло традиционное конфуцианское понятие «единение без унификации», что означает желание укреплять мир, гармонию и сотрудничество со странами Запада, т.е. «единение», без перехода на позиции союзника и признание его ценностей, т.е. «унификации», добиваться гармонии, избегая конфликтов. Также важно заметить, что в настоящее время специфика культурной дипломатия Китая во многом определяется «китайской мечтой» [3].


Библиографический список
  1. Гурулева Т.Л., Ширяева О.А., Скрипкарь М.В. Взаимодействие Китая с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (тезисы)//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 146.
  2. Седунов А.М., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. США во внешнеполитической стратегии Китая //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175-176.
  3. Скрипкарь М.В. «Китайская мечта» как национальная особенность в процессе бренд-билдинга приграничных территорий Северо-востока КНР//Молодой ученый. 2013. № 7. С. 362-365.
  4. Тимофеева М.Л., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Отношения Китая с Корейской народной демократической республикой//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 176.
  5. Топоркова Е.П., Скрипкарь М.В. Основы современных коммуникаций. -Чита: ЗабГУ, 2011. -163 с.


Все статьи автора «Yahondra»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: