Несмотря на распространенные сегодня теории о влиянии процессов глобализации на размытие государственного суверенитета и о снижении значения национальных факторов по сравнению с глобальными или транснациональными, национальные темы и проблемы являются актуальными во многих современных странах.
Можно даже говорить об усилении роли национального как своего рода реакцию на глобализацию. Правительства, стремясь поддержать исконную культуру своей страны, проводят различные кампании по активизированию национальной идентичности, а в кругах интеллигенции набирает обороты полемика о способах ее сохранения и подъема. Внешняя политика страны направлена на создание положительного образа страны за рубежом, продвижение программ национального языка и культуры. Внутренняя политика также постоянно затрагивает данные вопросы, стараясь придерживаться нейтральных тонов, либо имея положительную, подчас очень сильно выраженную, окраску.
И все это осуществляется в основном посредством средств массовой информации. Поэтому сейчас сложно переоценить роль дискурса национальных медиа в процессе формирования общественного мнения, аксиологического ориентирования массовой аудитории, медиатизации ее сознания и мышления, а также в передачи по каналам коммуникации заданного журналистом оценочного отношения к объектам и субъектам действительности. Таким образом, изучая дискурс СМИ в определенном регионе, имеющем национальную специфику, можно получить доступ в том числе и к ценностной модели данного общества.
Дискурс СМИ – это многосложный коммуникативный процесс, представляющий текст в его формировании для сознания аудитории. При этом читатель (зритель, слушатель) совмещает новую информацию с уже имеющимся у него прежним жизненным опытом и уже полученной ранее и сохранившейся в памяти информацией.
По ходу этого процесса конструируется мысленный мир, в котором, по предположению журналиста, отображаются реальное и желаемое, но нереальное, положение дел. Этот воображаемый мир содержит оценки объектов и субъектов действия, событий и поступков, включая домысливаемые читателем в соответствии с его личным жизненным опытом субъективные рассуждения и анализ. Журналист, пользуясь этим погружением аудитории в чужой мысленный мир, внедряет определенное мнение аудитории, являясь субъектом общественного мнения.
Социальное назначение массмедийного дискурса состоит в том, чтобы внушить аудитории необходимость «правильных» оценок и действий. Таким образом, основной целью дискурса СМИ является не описание, а убеждение, приводящее в конечном итоге целевую социальную группу к определенным действиям.
В дискурсе массмедиа журналисты часто являются посредниками между властью и обществом, образуя третичную формулу «государство – массмедиа – общество» (или «власть – пресса – народ»), в рамках которой рождается самый уникальный духовный продукт социального свойства, именуемый понятием «общественное мнение». По причине дистанцирования большей части населения от властных структур и невозможности непосредственного наблюдения процесса принятия решений, касающихся социальной жизни, массмедиа являются практически сингулярным способом опосредованной коммуникации власти и народа.
Дискурс СМИ пересекается во многом с политическим дискурсом. Например, обращение Главы Республики Мордовия к Госсобранию является политическим дискурсом, а отчет об этом событии в национальной республиканской газете «Мокшень правда» («Мокшанская правда») [1], сопровожденный комментариями и неизбежным отбором фактов для освещения журналистом – уже политический дискурс массмедиа. Точно также проект закона о республиканском бюджете относится к политическому дискурсу, а новостная заметка о его обсуждении в газете «Известия Мордовии» [2] является политическим массмедийным дискурсом. Следовательно, политический дискурс СМИ зарождается на пересечении массмедийного и политического дискурса, обладающих схожими чертами.
«Сегодня влияние на общественное мнение является той невидимой технологией управления общественной жизнью, которая пронизывает буквально все уровни социального взаимодействия, начиная от политико-правовых и заканчивая межличностными» [3, С. 299]. Воздействие на аудиторию осуществляется средствами массовой информации комплексно, захватывая и рациональную, и эмоциональную сферу сознанию. По мнению В. И. Карасика существует несколько типов воздействия – на культурологическом, социальном и психологическом уровне [4, С. 76].
Влияние на уровне культурологии происходит в контексте всей культуры, в которой находится человек. Массмедиа отдельно взятого региона в этом случае активно формируют образ национальной культуры. Например, газета «Эрзянь правда» («Эрзянская правда»), издающаяся в Мордовии с 1921 года, пишет о юбилеях [5], кинофестивалях [6], театральных постановках [7] и прочих событиях культурной жизни региона.
Воздействие на социальном уровне заключается во влиянии на представителя аудитории СМИ как на представителя какой-либо группы, общности, осуществляясь при помощи целенаправленно отобранных средств воздействия – авторитета, манипуляции, аргументации, силы (применительно к массмедиа – силы слова). Все региональные издания пользуются данными средствами воздействия. К примеру, в газете «Известия Мордовии» цитата человека, представляющегося авторитетом в области спорта, вынесена в заголовок («Сергей Бадриашвили: „Традиции дзюдо в Мордовии очень сильны“»), а в самом материале дается его прогноз будущим спортивным событиям: «Главный тренер сборной Мордовии по дзюдо Сергей Бадриашвили уверен, что в новом сезоне воспитанники республиканской СДЮСШОР добьются новых успехов и упрочат свои позиции в сборной страны» [8].
Влияние СМИ на уровне психологии – это индивидуально-личностное воздействие на читателя, осуществляемое как сопереживание и трансформация в сферу личностных смыслов. Одним из примеров данного влияния являются темы угрозы жизни человека и его близких, которые чаще всего затрагивают опасности, связанные с войнами, происшествиями, катаклизмами и «болезнями цивилизации». Например, в материале «„Синтетическая“ угроза: полицейские ловят обкуренных молодых людей по Саранску» происходит обращение именно к индивидуально-личностному переживанию человека.
Перечисленные типы воздействия представляют собой единую систему в современных массовых коммуникациях, составляя часть общего регионального дискурса массмедиа.Таким образом, дискурс средств массовой информации не может быть полностью объективен. Информация в дискурсе массмедиа зависима от социального фактора, создавая предпосылки для манипулирования общественным мнением.
Библиографический список
- Альшина Т. «Мзярдовок аф лотксемс и молемс аньцек инголи», – азозе Мордовия Республикань Оцюнясь В.Д.Волков журналисттнень мархта васьфтемста / Т. Альшина // Мокшень правда. – 06.06.2014.
- В Правительстве РМ обсудили проект закона о республиканском бюджете // Известия Мордовии. – 07.10. 2014.
- Дементьева К. В. Воздействие региональной прессы на общественное мнение / К. В. Дементьева // Вестник Чувашского университета. – 2011. – № 4. – С. 299-303.
- Карасик В. В. Язык социального статуса / В. В. Карасик. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. – 333 с.
- Тешкстызь юбилеест [Электронный ресурс] // Эрзянь правда.Режим доступа: http://erziapr.ru/index.php/culture-and-religion/1388-2014-10-09-07-18-14. – Загл. с экрана.
- Од кинось – Мордовиясо [Электронный ресурс] // Эрзянь правда.Режим доступа: http://erziapr.ru/index.php/culture-and-religion/1379-2014-10-09-06-52-59. – Загл. с экрана.
- Курок панжови од сезонось [Электронный ресурс] // Эрзянь правда. Режим доступа: http://erziapr.ru/index.php/culture-and-religion/1351-2014-10-02-06-38-57. – Загл. с экрана.
- Кириллов В. Сергей Бадриашвили: «Традиции дзюдо в Мордовии очень сильны» / В. Кириллов // Известия Мордовии. – 08.10.2014.