Возрастающие требования к будущим военным специалистам обусловливают изменение приоритетов в организации образовательного процесса в военных вузах, его направленность на личностно-профессиональный рост выпускника, на обеспечение условий для раскрытия его потенциала и непрерывное формирование профессиональной компетентности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается: …Основной целью профессионального образования страны является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
При компетентностном подходе содержание образовательного процесса строится на основе освоения компетенций и приобретения на этой основе профессиональной компетентности. Понятие компетенции используется в образовательных программах для описания академических и профессиональных профилей. Понятие компетентность гораздо шире по содержанию, чем понятие компетенция. Оно включает, наряду с когнитивно-знаниевой, еще и мотивационный, отношенческий и регулятивный компоненты [1]. Таким образом, под компетентностью понимается интегративное качество личности, необходимое для выполнения деятельности в определенных областях. В содержательном плане компетентность - это качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на основе достигнутого к усиленной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны [2].
Компетентность объединяет в себе кроме определенной совокупности знаний, умений и навыков процесс освоения и присвоения социальных норм, ценностных ориентиров и способность их реализации в своей деятельности, отношение к собственной профессии как к ценности, творческий потенциал саморазвития. В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования.
В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, психологическую готовность.
Отличают синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разное их понимание [3]:
- компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;
- компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В научно-методической литературе выделены традиционные характеристики компетенций:
- политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
- компетенции, качающиеся жизни в обществе, признанные препятствовать распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий;
- компетенции, определяющие владение письменным и устным общением, важным в профессиональной деятельности и общественной жизни;
- компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости;
- компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.
В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю С.И.Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении» [4].
Они являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может быть в полной мере и в социально-значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание находим и в определении А.С. Белкина, характеризующего компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность – как совокупность того, чем он владеет [5].
Содержание профессиональной компетентности будущего военного специалиста применительно к процессу ее формирования в условиях вуза определяется целями, задачами, характером деятельности офицера и включает в себя профессиональную теоретическую и практическую подготовленность, а также способность к решению исполнительских и творческих задач, выполнению обязанностей по прямому должностному предназначению, иными словами – систему профессионально значимых качеств, профессиональных позиций, акмеологических инвариантов и психологических особенностей, необходимых выпускнику военного вуза для успешной реализации профессиональных функций.
Формированию профессиональной компетентности у будущего военного специалиста в вузе способствует применение профессионально-ориентированной технологии обучения, основанной на использовании дидактического комплекса информационного обеспечения специальной дисциплины. В его состав интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных и знаний соответствующей предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих профессионально-ориентированную технологию обучения, способствующую формированию у курсантов и слушателей профессиональных знаний, навыков и умений [6].
Профессионально-ориентированная технология обучения специальной дисциплины может быть реализована в виде технологической карты, представляющей собой своего рода паспорт проекта учебного процесса, в котором целостно и емко представлены главные его параметры: диагностическое целеполагание; логическая структура обучения; дозирование материала и контрольных заданий; описание дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий педагога и обучающихся с указанием очередности применения соответствующих элементов дидактического комплекса; система контроля, оценки и коррекции.
Организационно-педагогическими условиями, способствующими успешному формированию профессиональной компетентности у будущих военных специалистов в вузе при изучении специальных дисциплин, являются [6]:
• дидактическое проектирование, конструирование и применение профессионально-ориентированной технологии обучения, реализованные на основе моделирования профессиональной деятельности военного специалиста;
• использование своевременной и качественной диагностики и мониторинга сложившегося уровня профессиональной компетентности у курсантов;
• целенаправленное управление познавательной деятельностью обучающихся как на этапе проведения плановых учебных занятий, так и в период их самостоятельной работы с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения;
• подготовка преподавателей и обучающихся к практическому применению профессионально-ориентированной технологии обучения, формирование у них для этого положительной мотивации;
• создание в вузе технологической инфраструктуры применения в процессе обучения информационных средств и информационной продукции учебного назначения.
Таким образом, осмысление преподавателем военного вуза сущности и содержания понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» военного специалиста, особенностей образовательного процесса, критериев и показателей эффективности образовательных технологий будет способствовать формированию профессиональной компетентности и профессионализма будущего военного специалиста.
Библиографический список
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 2-е издание /И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2007. – 384 с.
- Татур, Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования / Ю.Г. Татур. – М.: Логос, 2006. – 256 с.
- Баева, Г.И., Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога. Автореф. дис. канд. пед. наук. Пермь, 2007. – 20 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.—750 с.
- Белкин, А. С. Проблемы педагогического мастерства / А. С. Белкин. – М.: Педагогика, 1987. – 150 с.
- Козачок, А. И. Профессионально-ориентированная технология обучения как средство формирования компетентности у будущих военных специалистов в вузе :На материале изучения специальных дисциплин. Автореф. дис. канд. пед. наук, Орел, 2004. – 19 с.