В наш век информационных технологий и растущего влияния СМИ, человек уже привык к тому, что любая информация должна быть преподнесена ему наглядно, а какая-либо проблема продемонстрирована во всех красках. Это касается и проблем социальных. Возможно поэтому в последнее время в России, хоть и не такими быстрыми темпами, но развивается социальная реклама.
В данной статье будем использовать правовое определение социальной рекламы. Итак, согласно Федеральному закону Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ: «Социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства». [2]
В ФЗ «О рекламе» говорится о том, что «Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы …» [2] Однако социальная реклама часто демонстрируется некорректно (в ночное время, не для своей целевой аудитории, в труднодоступных местах и т.п.)
В своем реферате «Краткая история социальной рекламы» Гюзелла Николайшвили говорит о том, что социальная реклама появляется еще в начале XX века. В 1906 году общественная организация «Американская гражданская ассоциация» создала первую социальную рекламу, призывающую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями. Кроме того, значение социальной рекламы возрастает в периоды войн, тогда и появляются плакаты с призывами пополнить ряды армий. В современной России социальная реклама возникает в 1994-1995 гг. и, по мнению, Гюзеллы Николайшвили, сразу же становится «слугой» политики. [1]
В Алтайском крае на сегодняшний день объем социально рекламы невелик. В статье алтайского еженедельника «Аргументы и Факты» под названием «К кому и как обращается социальная реклама в Алтайском крае?» в качестве основного заказчика социальной рекламы указаны государственные органы. Как правило, это органы Госавтоинспекции, любимая тема которых – безопасность пешеходов, детей в автомобилях, пьянство за рулём и скоростной режим. Также заказчиком выступает Администрация края, которая в социальной рекламе освещает красоты региона и знаменитых земляков. Помимо этого, в статье в качестве заказчика указана Федеральная служба судебных приставов, которая через социальную рекламу призывала граждан вовремя оплачивать задолженность перед кредитными организациями. Доля же социальной рекламы в крае от общественных организаций не велика, а от коммерческих – минимальна. [3]
Что касается видов социальной рекламы, то в разных источниках можно встретить множество ее классификаций по различным основаниям. В данной работе выведена классификация, основание которой – носитель социальной рекламы. Исходя их этого основания, социальную рекламу можно разделить на следующие виды:
- печатная социальная реклама (газеты, журналы, книги, листовки и т.п.);
- социальная реклама на радио и телевидении;
- социальная реклама на баннерах (билбордах, растяжках, вывесках и т.п.);
- социальная реклама в Интернете;
- социальная реклама в почтовых и SMS-рассылках;
- социальная реклама на транспорте;
- социальная реклама на акциях и мероприятиях.
Оценить эффективность социальной рекламы практически не представляется возможным. Однако можно попытаться выяснить, имеет ли социальная реклама какое-либо воздействие и влияние на человека. Эта попытка и была предпринята автором в исследовании «Социальная реклама в Алтайском крае». Также в исследовании рассматривались состояние и виды социальной рекламы в Алтайском крае на сегодняшний день.
Гипотезы исследования были следующими:
- Большинство жителей Алтайского края, скорее всего, сталкивались с социальной рекламой в своем регионе не очень часто;
- Социальная реклама в Алтайском крае, вероятнее всего, в большинстве своем представлена на радио и телевидении;
- Вероятно, социальная реклама не оставляет человека равнодушным и оказывает на него положительное воздействие.
В ходе исследования было опрошено 30 человек из разных районов Алтайского края. Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы. Большинство респондентов (53%) встречают социальную рекламу в регионе лишь время от времени, 23% очень редко и 23% очень часто. Исходя из этих результатов, можно сделать вывод о том, что масштабы социальной рекламы в Алтайском крае не так велики и оставляют желать большего.
Что касается видов социальной рекламы в крае, то больше всего она встречается на радио и телевидении (67%), на втором месте социальная реклама на баннерах (57%), далее печатная социальная реклама (40%), социальная реклама в Интернете (33%), по 20% – социальная реклама на транспорте и мероприятиях и 7% социальная реклама в почтовых и SMS-рассылках. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Действительно, большинство респондентов сталкивались в регионе чаще всего с социальной рекламой на радио и телевидении, что может быть связано с трансляцией социальной рекламы по федеральным каналам и станциям.
Как выяснилось в ходе исследования, социальная реклама оказывает на человека, преимущественно, положительное воздействие. 70% опрошенных, сталкиваясь с социальной рекламой, задумываются над иллюстрируемой в ней проблемой, 17% респондентов ответили, что социальная реклама подталкивает их к более активным действиям по решению представленной проблемы и лишь на 13% опрошенных социальная реклама не оказывает никакого воздействия.
Проведенное исследование обнаруживает, что социальная реклама не оставляет человека равнодушным к представленной в ней проблеме. Следовательно, использовать ее нужно более активно. Она может стать инструментом демонстрации общественных проблем, прежде всего, в социальной работе, т.к. иллюстрирует проблемы социальные. Более того, большой объем социальной рекламы направлен на пропаганду мирного сосуществования всего общества с социально уязвленными категориями людей, что также связано с деятельностью специалистов по социальной работе. Сфера социальной работы может стать институтом, который будет заниматься разработкой и поставкой социальной рекламы профессионально. Сегодня социальная реклама нуждается в этом не только в Алтайском крае, но и в России вообще.
Библиографический список
- Николайшвили Г. Краткая история социальной рекламы // информационно-аналитическое агентство « Социальная реклама.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=390&SECTION_ID=122 (дата обращения: 06.10.2014)
- О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Гарант [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12145525/ (дата обращения: 06.10.2014)
- Шульга П. К кому и как обращается социальная реклама в Алтайском крае? // «АиФ-Алтай». – 2014. – № 13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.altai.aif.ru/society/1135809 (дата обращения: 06.10.2014)