СОСТОЯНИЕ, ВИДЫ, ВОЗДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Воробьева Анна Андреевна
Алтайский Государственный Университет

Аннотация
Работа посвящена теоретическому и эмпирическому анализу современного состояния социальной рекламы в Алтайском крае. Результаты представленного в статье исследования отражают масштабы использования, виды и воздействие социальной рекламы в регионе.

Ключевые слова: Алтайский край, социальная реклама


THE STATE, THE SPECIES, THE IMPACT OF SOCIAL ADVERTISING IN RUSSIA. ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY

Vorobyova Anna Andreyevna
Altai State University

Abstract
The work is devoted to theoretical and empirical analysis of the current state of social advertising in the Altai region. The results are presented in the research article reflect the extent of use, types and impact of social advertising in the region.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Воробьева А.А. Состояние, виды, воздействие социальной рекламы в современной России. На примере Алтайского края // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/10/7944 (дата обращения: 22.02.2024).

В наш век информационных технологий и растущего влияния СМИ, человек уже привык к тому, что любая информация должна быть преподнесена ему наглядно, а какая-либо проблема продемонстрирована во всех красках. Это касается и проблем социальных. Возможно поэтому в последнее время в России, хоть и не такими быстрыми темпами, но развивается социальная реклама.

В данной статье будем использовать правовое определение социальной рекламы. Итак, согласно Федеральному закону Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ: «Социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства». [2]

В ФЗ «О рекламе» говорится о том, что «Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы …» [2] Однако социальная реклама часто демонстрируется некорректно (в ночное время, не для своей целевой аудитории, в труднодоступных местах и т.п.)

В своем реферате «Краткая история социальной рекламы» Гюзелла Николайшвили говорит о том, что социальная реклама появляется еще в начале XX века. В 1906 году общественная организация «Американская гражданская ассоциация» создала первую социальную рекламу, призывающую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями. Кроме того, значение социальной рекламы возрастает в периоды войн, тогда и появляются плакаты с призывами пополнить ряды армий. В современной России социальная реклама возникает в 1994-1995 гг. и, по мнению, Гюзеллы Николайшвили, сразу же становится «слугой» политики. [1]

В Алтайском крае на сегодняшний день объем социально рекламы невелик. В статье алтайского еженедельника «Аргументы и Факты» под названием «К кому и как обращается социальная реклама в Алтайском крае?» в качестве основного заказчика социальной рекламы указаны государственные органы. Как правило, это органы Госавтоинспекции, любимая тема которых – безопасность пешеходов, детей в автомобилях, пьянство за рулём и скоростной режим. Также заказчиком выступает Администрация края, которая в социальной рекламе освещает красоты региона и знаменитых земляков. Помимо этого, в статье в качестве заказчика указана Федеральная служба судебных приставов, которая через социальную рекламу призывала  граждан вовремя оплачивать задолженность перед кредитными организациями. Доля же социальной рекламы в крае от общественных организаций не велика, а от коммерческих – минимальна. [3]

Что касается видов социальной рекламы, то в разных источниках можно встретить множество ее классификаций по различным основаниям. В данной работе выведена классификация, основание которой – носитель социальной рекламы. Исходя их этого основания, социальную рекламу можно разделить на следующие виды:

- печатная социальная реклама (газеты, журналы, книги, листовки и т.п.);

- социальная реклама на радио и телевидении;

- социальная реклама на баннерах (билбордах, растяжках, вывесках и т.п.);

- социальная реклама в Интернете;

- социальная реклама в почтовых и SMS-рассылках;

- социальная реклама на транспорте;

- социальная реклама на акциях и мероприятиях.

Оценить эффективность социальной рекламы практически не представляется возможным. Однако можно попытаться выяснить, имеет ли социальная реклама какое-либо воздействие и влияние на человека. Эта попытка и была предпринята автором в исследовании «Социальная реклама в Алтайском крае». Также в исследовании рассматривались состояние и виды социальной рекламы в Алтайском крае на сегодняшний день.

Гипотезы исследования были следующими:

  1. Большинство жителей Алтайского края, скорее всего, сталкивались с социальной рекламой в своем регионе не очень часто;
  2. Социальная реклама в Алтайском крае, вероятнее всего, в большинстве своем представлена на радио и  телевидении;
  3. Вероятно, социальная реклама не оставляет человека равнодушным и оказывает на него положительное воздействие.

В ходе исследования было опрошено 30 человек из разных районов Алтайского края. Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы. Большинство респондентов (53%) встречают социальную рекламу в регионе лишь время от времени, 23% очень редко и 23% очень часто. Исходя из этих результатов, можно сделать вывод о том, что масштабы социальной рекламы в Алтайском крае не так велики и оставляют желать большего.

Что касается видов социальной рекламы в крае, то больше всего она встречается на радио и телевидении (67%), на втором месте социальная реклама на баннерах (57%), далее печатная социальная реклама (40%), социальная реклама в Интернете (33%), по 20% – социальная реклама на транспорте и мероприятиях и 7% социальная реклама в почтовых и SMS-рассылках. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Действительно, большинство респондентов сталкивались в регионе чаще всего с социальной рекламой на радио и телевидении, что может быть связано с трансляцией социальной рекламы по федеральным каналам и станциям.

Как выяснилось в ходе исследования, социальная реклама оказывает на человека, преимущественно, положительное воздействие. 70% опрошенных, сталкиваясь с социальной рекламой, задумываются над иллюстрируемой в ней проблемой, 17% респондентов ответили, что социальная реклама подталкивает их к более активным действиям по решению представленной проблемы и лишь на 13% опрошенных социальная реклама не оказывает никакого воздействия.

Проведенное исследование обнаруживает, что социальная реклама не оставляет человека равнодушным к представленной в ней проблеме. Следовательно, использовать ее нужно более активно. Она может стать инструментом демонстрации общественных проблем, прежде всего, в социальной работе, т.к. иллюстрирует проблемы социальные. Более того, большой объем социальной рекламы направлен на пропаганду мирного сосуществования всего общества с социально уязвленными категориями людей, что также связано с деятельностью специалистов по социальной работе. Сфера социальной работы может стать институтом, который будет заниматься разработкой и поставкой социальной рекламы профессионально. Сегодня социальная реклама нуждается в этом не только в Алтайском крае, но и в России вообще.


Библиографический список
  1. Николайшвили Г. Краткая история социальной рекламы // информационно-аналитическое агентство « Социальная реклама.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=390&SECTION_ID=122 (дата обращения: 06.10.2014)
  2. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Гарант [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12145525/ (дата обращения: 06.10.2014)
  3. Шульга П. К кому и как обращается социальная реклама в Алтайском крае? // «АиФ-Алтай». – 2014. – № 13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.altai.aif.ru/society/1135809 (дата обращения: 06.10.2014)


Все статьи автора «Воробьева Анна Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: