На современном этапе общество ставит множество задач перед членами различных профессиональных коллективов, что обусловлено постоянными и интенсивными социальными, экономическими, политическими изменениями. Эти задачи возможно решить, только если трудовой коллектив является эффективным с точки зрения профессиональной деятельности. В свою очередь эффективность деятельности обеспечивается слаженностью работы, групповой сплоченностью, профессиональной подготовкой, умением идти на риск и принимать решения, а также наличием в группе благоприятного социально-психологического климата (СПК). Проблема социально-психологического климата в психологических исследованиях рассматривается, как правило, посредством изучения различных групповых процессов: сплоченности группы, лидерства, генезиса, феномена группового давления. Такой аспект не позволяет учитывать личностные, психологические особенности каждого из членов группы притом, что малая группа – это всегда совокупность индивидуальностей, имеющих свое отношение к социальному миру, к другим людям. Можно предположить, что, учитывая личностные особенности членов группы (личностную композицию), возможно спрогнозировать уровень благоприятности социально-психологического климата, что позволит предотвратить трудности формирования эффективной команды и сделать малую группу продуктивной, инициативной, успешной.
Теоретический анализ показал, что социально-психологический климат – это эмоциональный фон, возникающий в группе на основе взаимоотношений и отношений людей к миру, к себе и другим, удовлетворенности в группе, что способствует конструктивному взаимодействию, развитию эффективности группы [1;2]. Он формируется под влиянием множества разнообразных факторов, одним из которых является композиция группы [3;4]. Композиция группы – это совокупность индивидуальных особенностей членов группы. При описании композиции группы (ее гетерогенности/гомогенности) исходят, как правило, из трех критериев: антропологического, целевого, а также индивидуально-психологического, включающего личностные, социально-психологические особенности членов группы. Одними из важнейших личностных и социально-психологических особенностей являются базовые убеждения, ценностные ориентации, доверие к другим. На основе теоретического анализа было выдвинуто предположение о том, что для членов групп с благоприятным социально-психологическим климатом в отличие от членов групп с неблагоприятным социально-психологическим климатом характерно преобладание таких базовых убеждений как благосклонность и справедливость мира, доброта людей, ориентация на межличностные отношения, а так же высокий уровень доверия к другим.
Для доказательства данного предположения было изучено пять трудовых коллективов, в состав которых входило 105 респондентов. Однако в исследовании приняли участие только четыре коллектива с явно выраженной модальностью СПК: два с неблагоприятным социально-психологическим климатом и два с благоприятным. Диагностика композиции групп с точки зрения индивидуально-психологических особенностей их членов осуществлялась при помощи следующих методов и методик: с целью изучения доверия и доброжелательности к другим, были использованы «Шкала принятия других» В. Фейя, «Шкала доброжелательности» Д. Кэмпбелла и «Шкала доверия» М. Розенберга; с целью изучения базовых убеждений (отношения каждого отдельного члена группы к себе, другим и к миру) использовалась «Шкала базовых убеждений» Р. Янов-Бульман; с целью изучения ценностных ориентаций членов группы – «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова. Для изучения социально-психологического климата и отношения к своей группе использовались методики «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест) и «Цветовой тест отношений» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд) (слова-стимулы: «Мой коллектив» и «Эмоциональный климат в моем коллективе»).
Полученные эмпирические результаты позволили заключить следующее. Члены коллективов с благоприятным социально-психологическим климатом отличаются наличием доброжелательных и доверительных интонаций в деловом общении, наличием неформального общения друг с другом, у них преобладает открытость, а отношение к руководителю имеет позитивный характер (СПК – 50 баллов). Члены коллективов с неблагоприятным климатом отличаются наличием нервозности, явной или скрытой раздражительности в деловых отношениях, они проявляют эмоциональное безразличие по отношению друг к другу, отношение к руководителю имеет негативный характер (СПК – 18 баллов).
Рисунок 1 – Сравнительные результаты отношения респондентов к своему коллективу и эмоциональному фону в нем (по методике ЦТО – чем выше значение, тем более неблагоприятным является отношение)
Члены групп с благоприятным климатом достоверно чаще стремятся к спокойному и упорядоченному окружению, в котором события происходят и развиваются плавно, а отношения с другими безмятежны и свободны от разногласий, они преданы тому, что делают и склонны помогать друг другу даже в ущерб себе (слово-стимул «Эмоциональный фон в моем коллективе»: Uэмп=0; Uкр=637; р < 0,01) (рис.1). Так же у них преобладает открытость, общительность, радость жизни и справедливость (предпочитаемыми цветами являются синий и желтый, а отвергается – коричневый). Члены групп с неблагоприятным климатом хотят повысить уверенность в своей ценности, каждый из них настойчиво пытается отстоять свои притязания либо ожидает признания другими им самим созданного идеализированного «Я»-образа. Каждому члену данного коллектива нужно чтобы его признавали, он хочет всегда сохранять свои позиции и поступать по-своему, несмотря на сопротивление или противодействие со стороны окружающих (предпочитаемыми цветами являются желтый и зеленый, а отвергается – черный) (рис.1). Члены групп с неблагоприятным климатом достоверно в большей степени стремятся к тому, чтобы ими восхищались и одобряли, большинство из них «возвышают» себя над другими людьми и предпочитают, чтобы их взгляды и убеждения были определяющими (Uэмп=0; Uкр=637; р < 0,01). В отличие от них, для членов групп с благоприятным климатом характерна взаимопомощь, они ценят друг в друге организованность, упорство, преданность, оригинальность, сообразительность, а также честность и уверенность в себе.
Сравнительный анализ композиции групп с разным уровнем социально-психологического климата показал следующее. В группах с благоприятным климатом достоверно в большей степени люди склонны доверять большинству окружающих их людей (Uэмп=101,5; Uкр=637; р<0,01), они доброжелательно относятся к ним (Uэмп=24; Uкр=637; р < 0,01), принимают других такими, какие они есть (Uэмп=0; Uкр=637; р < 0,01), в отличие от них члены групп с неблагоприятным климатом достаточно насторожено и недоверчиво относятся к окружающему миру, и им сложно вытерпеть причуды других людей (рис. 2). Можно предположить, что недоверие к другим приводит к использованию членами этих групп активной конкурирующей стратегии, что способствует неблагоприятному климату.
Рисунок 2 – Процентное соотношение людей в группах с разным социально-психологическим климатом по уровню доверия
Анализ базовых убеждений показал, что члены групп с благоприятным климатом считают, что в мире больше добра, чем зла, а люди по своей натуре добры и готовы прийти на помощь (Uэмп=1; Uкр=637; р < 0,01) (рис. 3). В отличие от них, члены групп с неблагоприятным климатом считают, что люди в большинстве случаев недружелюбны и злы. Они полагают, что течение жизни во многом определяется случаем. Члены групп с неблагоприятным климатом имеют достоверно более высокое мнение о самом себе и считают себя удачливее большинства людей (Uэмп=65; Uкр=637; р < 0,01) (рис. 3). Интересно отметить, что в ряде исследований делается акцент на том, что базовые убеждения являются причиной выборов, оценок, предпочтений и решений людей, а, следовательно, оказывают влияние на взаимоотношения, складывающиеся с другими людьми, в том числе и в коллективах [5, 6]. Соответственно, можно предположить, что для людей, которые входят в состав групп с благоприятным климатом более важно выстраивание доверительных, близких взаимоотношений, чем удовлетворение собственных потребностей; они смотрят на других людей через «призму» добра и справедливости, и возможно, именно это накладывает отпечаток на их поступки, намерения и на отношения с членами своей группы. В свою очередь, можно сказать, что в группах с неблагоприятным климатом, люди в большей степени нацелены на достижение собственного результата и удовлетворение индивидуальных потребностей, при этом оценивают они себя достаточно высоко и отрицают наличие собственных недостатков, что приводит к соответствующей атмосфере в коллективе.
Рисунок 3 – Сравнительные результаты изучения базовых убеждений в группах с разным уровнем социально-психологического климата
Были выявлены достоверные различия и в ценностных ориентациях членов исследуемых групп. Так, для членов групп с благоприятным климатом, в отличие от членов групп с неблагоприятным климатом, оказание помощи людям – является неотъемлемой частью их жизни, а любовь является определяющим чувством (Uэмп=101,5; Uкр=637; р < 0,01) (рис. 4). Для членов групп с неблагоприятным климатом главное – приобретение материальных благ и власти, при этом для них важно получать удовольствие от заработка денег (Uэмп=7,5; Uкр=637; р < 0,01) (рис. 4). Они утверждают, что важна не только работа, но и нормальный отдых, умение доставлять себе удовольствие. В отличие от них, члены групп с благоприятным климатом акцентируют внимание на построении теплых и доверительных отношений с окружающими людьми, а не на материальных благах и власти. Можно предположить, что наличие у людей таких ценностных ориентаций как «Любовь», «Помощь и милосердие к другим людям» способствует формированию высокого уровня взаимопонимания между людьми, доверия. Для этих респондентов ценно и важно проявлять открытость и доброжелательность в своем поведении и отношении к окружающим их людям, что не может не сказываться на атмосфере, возникающей в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. В свою очередь можно предположить, что люди, имеющие в приоритете такие ценностные ориентации как «Высокое материальное благосостояние», «Высокий социальный статус и управление людьми» и «Признание и уважение людей и влияние на окружающих», скорее будут стремиться к соперничеству. Для них на первом месте будет стоять их личная удовлетворенность как от занимаемого положения в обществе, так и от материальной обеспеченности, что будет неблагоприятно влиять на социально-психологический климат в группе.
Рисунок 4 – Сравнительные результаты изучения ценностных ориентаций групп с разным уровнем социально-психологического климата
Таким образом, предположение о том, что для членов групп с благоприятным социально-психологическим климатом в отличие от членов групп с неблагоприятным социально-психологическим климатом характерно преобладание убеждений в справедливости мира, доброте людей, ориентация на межличностные отношения, а так же высокий уровень доверия к другим подтвердилось. Соответственно, можно заключить, что для формирования благоприятного социально-психологического климата и создания продуктивных, эффективных профессиональных команд важно учитывать те личностные и социально-психологические особенности потенциальных и реальных членов групп, которые будут способствовать развитию доверительных, безопасных межличностных контактов. Полученные результаты могут быть использованы для разработки коррекционных, просветительских, консультативных программ с целью развития и оптимизации деятельности профессиональных коллективов. Также полученные результаты могут использоваться при профотборе и формировании кадрового потенциала с целью формирования трудового коллектива с благоприятным социально-психологическим климатом.
Библиографический список
- Коган Л.Н., Улыбина Т.А. Благоприятный социальный климат как фактор развития демократических начал в управлении производством// Социологические проблемы управления народным хозяйством. – Свердловск.: изд-во УФАИ, 1973. вып.2. – 146с.
- Косолапов Н.А. Социальная психология и международные отношения. – М.: Наука, 1983. – 269с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. – М.: ТетраСистемс, 2000. – 432с.
- Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога-консультанта организации. Проф. подбор персонала, оценка проф. компетентности, методы групповой психокоррекц. работы, развитие мотивац. сферы, коучинг /. Ростов-на-Дону, 2006. Сер. Серия “Справочник” – 638 с.
- Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 1 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 297 с.
- Эксакусто Т.В. Обеспечение психологической безопасности личности с учетом развития и коррекции личностных свойств//Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 14. С. 396.