Одним из условий функционирования регионального образовательного комплекса является предметная подготовка будущих специалистов. Традиционная система образования оторвана от предметной ориентации обучающихся на будущую профессиональную деятельность, что выражается в частности в обучении иностранному языку. В большинстве учебных заведений общего образования возможности иностранного языка как предмета, способствующего профессиональному самоопределению обучающихся, не используются в должной мере. Обучающиеся не видят перспектив практического применения иностранного языка в своей будущей профессиональной деятельности, что приводит к низкой мотивации изучения иностранного языка, а следовательно – к низкому уровню знаний. Изучение иностранного языка в учебных заведениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства способствует реализации принципа непрерывности и последовательности образования и формированию профессиональной мотивации будущего специалиста.
Отличием в обучении иностранному языку в учебных учреждениях Университетского учебного комплекса является его практическая ориентация на будущую профессиональную деятельность. Работа с иноязычной информацией, грамотно подобранной членами Ассоциации «Университетский учебный комплекс», способствует формированию и развитию профессиональных интересов студентов, активизации их познавательной деятельности, готовности обучаемых целенаправленно использовать полученные языковые знания в сфере профессиональной деятельности. В частности, профильное деление в старших классах учреждений общего образования комплекса позволяет средствами иностранного языка уделять особое внимание выбранному профилю будущей профессии.
Формирование профессиональной мотивации у обучающихся Ассоциации «Университетский учебный комплекс» осуществляется на всех этапах обучения: дошкольное, общее, профессиональное образование средствами всех учебных дисциплин. Преемственность и последовательность в обучении в учреждениях Университетского комплекса позволяют сформировать устойчивую профессиональную мотивацию. Мотивация к будущей профессиональной деятельности реализуется через создание условий для выбора профессии, для целенаправленного овладения основами профессиональных знаний.
За основу нами принимается следующее определение профессиональной мотивации: «Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией» [1, с. 386]. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом.
Данное определение будет дополнено нами с учетом особенностей формирования профессиональной мотивации в образовательных условиях Ассоциации «Университетский учебный комплекс»:
Под процессом формирования профессиональной мотивации будущего специалиста следует понимать действия члена Ассоциации «Университетский учебный комплекс» (учителя, воспитателя, преподавателя), побуждающие обучающегося образовательного комплекса:
1) к обоснованному объективными условиями выбору будущим специалистом будущей профессии и связанный с этим выбором выбор конкретного вуза;
2) стимулирующие будущего (в пролонгированном действии состоявшегося) специалиста к самостоятельному творческому и научному профессиональному росту и развитию.
В первой части положения нами подчеркивается объективность условий выбора будущим специалистом будущей профессии и соответствующего данному выбору вуза. К объективным условием мы относим действия членов Ассоциации УУК по профессиональному консультированию, профессиональному определению обучающихся комплекса в отличие от субъективных условий формирования профессиональной мотивации у обучающихся традиционных учебных заведений (близость расположения вуза, престиж выбранной профессии, совет друзей и т. д.)
Работа по формированию профессиональной мотивации будущего специалиста в рамках Ассоциации «Университетский учебный комплекс» включает в себя несколько блоков, внутри которых ведется целенаправленная работа с конкретной сферой мотивации: целеполагание, теоретические и практические знания, умения, навыки обучающихся, психологические и возрастные особенности, эмоциональная сфера.
Внешние мотивы, стимулирующие к учебной деятельности в Ассоциации «Университетский учебный комплекс», действуют опосредованно, через внутреннее отношение обучающихся к созданным условиям обучения. Все составляющие учебной деятельности в учебном комплексе нацелены на формирование устойчивого положительного внутреннего отношения обучающихся к обучению и приобретению элементарных навыков будущей профессиональной деятельности.
Теоретические положения нашли подтверждение в опытно-экспериментальной работе, проведенной среди абитуриентов, выпускников и молодых специалистов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, разделенных на контрольные и экспериментальные группы.
Результаты анкетирования показали, что мотивы поступления в вуз у студентов экспериментальной группы (Ассоциация «Университетский учебный комплекс» при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства) истинные и осознанные. Выбор специальности будущих студентов экспериментальной группы был сформирован при целенаправленном и последовательном воздействии специалистов университетского учебного комплекса. Именно в учреждениях Ассоциации обучающиеся были сориентированы в выборе профессии, получили первые сведения об интересующей их специальности и узнали о путях дальнейшего образования, что подтвердили анкетные данные опрашиваемых и эссе на тему «Моя будущая профессия».
Результаты аналогичных исследований, проведенных в контрольной группе (традиционные дошкольные и учебные заведения), позволили сделать вывод о ложности мотивов выбора конкретной специальности опрашиваемыми. При выборе обучения в вузе решающим оказался факт престижности высшего образования в целом и настоятельные советы родителей и друзей без учета способностей и интересов абитуриентов. возможности конкретного использования полученной специальности в профессиональной жизни. В складывающей ситуации ложного мотивирования выбора высшего образования, вуза и определенной специальности, полученное образование не принесет пользы ни самому выпускнику вуза, ни экономике страны.
В ходе исследования было определено, насколько у будущих специалистов контрольной и экспериментальной групп сформированы: профессиональная потребность, профессиональная активность, профессиональная направленность, профессиональные умения, самостоятельность мышлений и поступков, что в целом дало представление об эффективности формирования профессиональной мотивации в Ассоциации «Университетский учебный комплекс» и в традиционном учебном заведении.
Показатели по тестовым методикам, полученные у опрашиваемых экспериментальной группы, в большинстве случаев значительно превосходят аналогичные показатели в контрольной группе.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной мотивации у обучающихся учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс», доказывают, что:
1) УУК способствует формированию профессиональной потребности будущих специалистов;
2) Педагогический процесс УУК побуждает обучающихся комплекса к проявлению активности в освоении профессиональных знаний, умений, навыков и в приобретении профессионально значимых качеств личности будущего специалиста;
3) В процессе занятий в учебных заведениях УУК у обучающихся формируется профессиональная направленность;
4) УУК способствует формированию профессиональных умений;
5) УУК развивает у обучающихся самостоятельность мышления и поступков.
Следовательно, обучение в учебных заведениях, входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс», способствуют более эффективному формированию профессиональной мотивации обучающихся, чем обучение в традиционном учебном заведении.
Библиографический список
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. / В.Д. Балин, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крыловой, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)