СОЗДАНИЕ БАНКОВСКОГО СОЮЗА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕ

Трутнева Елизавета Валерьевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Студентка

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с созданием Банковского союза в условиях финансовой нестабильности. Создание такого союза необходимо, так как оно означает осуществление в будущем конкретных мер по поддержке финансовой стабильности в зоне евро. Кроме того, главной задачей экономической политики европейских стран является снижение объемов государственного долга и бюджетного дефицита.

Ключевые слова: Банковский союз, Европа, Европейский союз., экономика


CREATE BANKING ASSOCIATION IN TERMS OF FINANCIAL INSTABILITY IN EUROPE

Trutneva Elizaveta Valerievna
Financial University under the Government of the Russian Federation
Student

Abstract
This paper investigates issues related to the establishment of the banking union in times of financial instability. Creation of such a union is necessary because it means the exercise in the future concrete measures to support financial stability in the euro area. In addition, the main policy objective of the European countries is the decline in public debt and budget deficit.

Keywords: Bank Union, economy, Europe, European Union.


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Трутнева Е.В. Создание Банковского союза в условиях финансовой нестабильности в Европе // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/06/6769 (дата обращения: 22.02.2024).

Одна из наиболее актуальных проблем в мировой экономике сегодня – это финансовая нестабильность в Европе. Естественным решением данной проблемы должны быть действия самих европейских государств. Таким образом, главной задачей экономической политики европейских стран является снижение объемов государственного долга и бюджетного дефицита.

В середине 2011 года страны Евросоюза начали вести переговоры о реформировании ЕС и зоны евро. В то время перед ними были поставлены две задачи: необходимость выйти из состояния вхождения в дефолт некоторым странам и не оказаться с такими же проблемами в будущем снова. К большому сожалению, решение данных задач не удавалось на протяжении нескольких лет. Необходимо при этом отметить, что если еврозона разрушится, то это приведет к корпоративным и государственным дефолтам многих стран, также произойдет крах системы международной торговли и банковского сектора в том числе. В итоге, потери в реальном времени могут быть более значительными. [1, с. 21]

В июне 2011 года в Брюсселе на саммите ЕС было принято решение о создании, так называемого, банковского союза. Этого решения очень ждали, так как его принятие означало осуществление конкретных мер по поддержке финансовой стабильности в зоне евро. Кроме того, были приняты решения об организации единой системы банковского надзора и о прямой капитализации банков из имеющихся средств европейских стабилизационных фондов. Таким образом банки должны получить прямой доступ к финансам стабилизационных фондов, а кредиты, которые они будут получать не будут относиться к сумме общей государственной задолженности. Государственные облигации стран теперь можно будет скупать на средства из стабилизационных фондов. В то время именно они взяли на себя ответственность за покупку итальянских и испанских государственных облигаций. Но надзор за этим процессом финансовые контролеры Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ осуществлять уже не будут. Стоит отметить, что одними из важных вопросов были вопросы об инструментах контроля: создание в лице казначейства единого регулирующего органа, который был таким контрольным органом, который контролировал исполнение национального и общеевропейского бюджетов, а также решения которого были бы обязательны для всех стран Европейского союза. Создать банковский союз планировалось к концу 2012 года. [1, с. 22; 4]

Тогда же на саммите был предложен на рассмотрение документ под названием «На пути к более эффективному экономическому и монетарному союзу», который содержал главные решения Брюссельского саммита Евросоюза и в котором были изложены основные положения по десятилетнему плану экономических реформ. Именно созданию банковского союза было уделено основное внимание, а также речь шла о политическом и бюджетном союзах. Приоритетным направлением развития финансовой политики стало усиление централизованного контроля финансов тех стран, в которых первоочередной задачей должно быть определение допустимого уровня размера дефицита бюджета и долга. Для того чтобы укрепить банковский союз было запланировано использовать средства из стабфондов для рекапитализации банков, создать общеевропейские гарантии по депозитам, выпустить евробонды. В результате должен получится банковский союз с универсальной схемой страхования вкладов и единым банковским регулятором, что под собой подразумевает увеличение финансовой интеграции. Но при этом, программа оказалась без предложения по уменьшению долгов, то есть создание фонда по сокращению долговой нагрузки. Данный фонд мог бы покупать и хранить большую часть государственных облигаций тех стран, которым нужна помощь, например, Италия и Испания, а в итоге получать гарантии о проведении структурных реформ в этих странах. [1, с. 24]

Тем временем уже наступил 2014 год и создание Европейского банковского союза на сегодняшний день является заблокированным, так как никак не урегулируются разногласия между Советом Евросоюза и Европарламентом. Данное заявление сделал глава Министерства финансов председательствующей в Евросоюзе Греции в первом полугодии этого года Яннис Стурнарас. Было произведено заседание Совета Евросоюза на уровне министров экономики и финансов, на котором не было принято никаких решений по поводу урегулирования, существующих на данный момент, противоречий. Эти противоречия связаны с будущей системой прямой рекапитализации банков; с условиями, при которых бюджетные средства могут быть использованы для спасения банков; с тем, в каком объеме и на каких условиях могут быть задействованы средства вкладчиков банков, которые имеют вклады свыше гарантированных 100 тыс. евро, при рекапитализации этих банков. А также открытым является вопрос об условиях присоединения и возможного выхода из структур Банковского союза государств ЕС, которые не входят в зону евро. [3] Одной из главных проблем переговоров остается предложение о создание фонда в 55 млрд. евро на случай банковских банкротств. Другими словами, национальные правительства и депутаты Европарламента никак не могут договориться о том, когда создавать Банковский союз, кто будет принимать решение о банкротствах, и как именно использовать полученные деньги. Европарламент призвал как можно скорее создать фонд для ликвидации банков, а все остальные вопросы оставить на усмотрение Европейского центрального банка. [2]

По словам Стурнараса, Греция приложит все усилия, чтобы устранить существующие разногласия, добиться утверждения базовых документов Банковского союза до выборов в Европарламент в мае 2014 года. При этом он отметил, что «все стороны нацелены на достижение компромисса», осознают значимость Банковского союза, который в свою очередь посредством минимизации использования средств государственных бюджетов позволит обеспечить стабильность банков Европы. [3]

К тому же член правительства председательствующей в Евросоюзе Греции просит предоставить ей больше полномочий на посреднические усилия. На заседании Совета Евросоюза на уровне министров экономики и финансов, кроме вопросов банковского союза, происходило обсуждение кандидатов в члены Еврокомиссии, которая будет сформирована в ноябре, по итогам выборов. В итоге представитель Германии Вольфганг Шойбле выразил мнение, что председатель Европарламента немецкий социалист Мартин Шульц больше беспокоится о своём избрании главой Еврокомиссии, чем о банковском союзе и также отметил, что председатель парламента прямо злоупотребляет своими функциями председателя предвыборной компании, что влечет за собой трудность переговоров в предвыборный период. Но в конце концов глава Еврогруппы призвал наделить Грецию дополнительными полномочиями по урегулированию существующих споров. [2]

Так как выборы в парламент Европы пройдут в мае 2014 года все документы, которые не будут утверждены действующим составом депутатов, в частности финансовые директивы о создании Банковского союза, будут отложены до того времени, пока новый состав депутатов успеет с ними ознакомиться. Интересно отметить, что особую озабоченность институтов Европейского союза вызывает возможность значительного усиления в Европарламенте нового состава партий, которые могут намного замедлить реализацию интеграционных проектов внутри Евросоюза.

Последний шаг в создании Банковского союза – это соглашение о едином механизме решения банковских проблем. Но если так и не получится прийти к нему до назначенных на май выборов в парламент Европы, данные меры по финансовой интеграции и стабилизации общей валюты будут задержаны еще как минимум на полгода. [2]

Но несмотря на все остающиеся противоречия, еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Мишель Барнье выразил уверенность, что Европейский банковский союз удастся запустить в соответствии на данный момент планами к 2018 году. Напомню, что изначально, когда идея Банковского союза была впервые принята в 2011 году, планировалось, что эта система будет создана к концу 2012 года, а начнет работать уже к 2014 году. [3]

Проанализировав всю существующую ситуацию, можно сделать следующие выводы о перспективах развития европейской экономики. Судя по всему, несмотря на все меры, которые предпринимаются для разработки координированной политики, Европа вряд ли сможет справиться со всеми противоречиями в ближайшее время. Скорее всего можно ожидать очередной задержки в создании единого европейского Банковского союза. Все это обременяется увеличением темпов сокращения бюджетных расходов, уменьшением доли заемных средств в балансах частного сектора. Экономическая активность сдерживается нестабильностью все в том же банковском секторе, необходимостью расплачиваться по долгам. Как и прежде остается проблема безработицы, в том числе и в относительно стабильных северных странах Европейского союза. В общем и целом, экономика остается быть слабой и ожидающей понижения цен на сырьевые ресурсы.

Пока что не создан единый подход к разработке стратегии преодоления современного долгового кризиса Европейского союза. С уверенностью принятые на саммите 2011 года в Брюсселе решения, так и не принесли по сути ожидаемых результатов. В то же время совершенно очевидно, что Европейский союз стоит на пороге нового этапа в своем развитии. Сказать каким именно будет этот этап невозможно. Тем не менее можно проследить, с определенной долей вероятности, тенденцию стремления стран к координации при выработке политики в банковской и бюджетной сферах, а также выявить на фоне постепенного нарастания противоречий между Севером и Югом поиск оптимальных форм сочетания централизации и децентрализации в структуре финансовой политики Европейского союза.


Библиографический список
  1. Чувахина Л. Г. Актуальные проблемы европейской финансовой политики // Финансовый журнал. 2012. № 4, с. 19-28
  2. ru.euronews.com – Официальный сайт «Европейские новости»
  3. http://www.geopolitika.ru – Официальный сайт информационно-аналитического портала Геополитика
  4. http://www.grandars.ru − Энциклопедия Экономиста


Все статьи автора «Трутнева Елизавета Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: