СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА

Даськова Юлия Викторовна1, Даськова Кристина Эдуардовна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ"
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студентка

Аннотация
Статья рассматривает сущность понятие «творческая самостоятельность» студента-дизайнера на основе анализа исследований понятий "«творчество», «самостоятельность», «самостоятельная деятельность». А также проанализирована, в какой взаимосвязи находятся основное понятие «творческая самостоятельность» и перечисленные выше понятия. Выделены структурные компоненты, на развитие которых необходимо сделать акцент в процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров.

Ключевые слова: самостоятельность, студенты-дизайнеры, творческая самостоятельность, творчество


ESSENCE OF CONCEPT OF CREATIVE INDEPENDENCE OF THE STUDENT DESIGNER

Daskova Yulia Viktorovna1, Daskova Christina Eduardovna2
1Penza state University of architecture and construction, teacher of the chair of design and art design of interior
2Penza state University of architecture and construction, student

Abstract
Article considers essence the concept "creative independence" of the student designer on the basis of the analysis of researches of concepts ""creativity", "independence", "independent activity". And also it is analysed, in what interrelation there are the basic concept "a creative independence" and the listed above concepts. Structural components on which development it is necessary to place emphasis in the course of vocational training of students are allocated.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Даськова Ю.В., Даськова К.Э. Сущность понятия творческой самостоятельности студента-дизайнера // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6601 (дата обращения: 22.02.2024).

Как известно, успешный дизайнер сочетает высокий профессионализм и талант, эстетическое чутье, особое видение пространства и свежее мышление, он способен создавать по-настоящему индивидуальный стиль любого помещения.  Кроме того, дизайнер должен обладать профессиональными навыками: владеть программами компьютерного моделирования, знать свойства различных материалов, разбираться в определенных инженерных технологиях, обладать развитым вкусом, чувством ритма и цвета и др. Овладение творческой профессией дизайнера происходит  не только при обучении в вузе, но   и продолжается в процессе дальнейшей практической работы. Дизайн-подготовка в вузе, прежде всего, направлена на формирование профессионально-личностной компетенции будущего специалиста, основанной на высоко развитой творческой самостоятельности.

Исследуя сущность понятия «творческая самостоятельность студентов-дизайнеров», мы полагаем необходимым провести анализ  таких определяющих понятий, как «творчество», «самостоятельность», «самостоятельная деятельность». А также проанализировать, в какой взаимосвязи находятся основное понятие «творческая самостоятельность» и перечисленные выше понятия.

Творчество и самостоятельность является предметом изучения многих наук: философии, истории и культурологи, психологии и др. История и культурология – изучает результаты творчества, становление и смену форм культуры, произведений искусств и ремесел, научных теорий и философских систем. Социология – проявление сознания человека в формировании межличностных отношений в различных сферах общественной жизни. В философии рассматривается вопрос о их сущности,  который по-разному ставился в разные исторические эпохи. В психологии исследуется процессы протекания творчества и самостоятельности как субъективного акта индивида. Педагогика, опираясь и синтезируя эти аспекты, определяет видение проблемы со своей специфической точки зрения.

Приведем несколько трактовок понятия «творчества». В философском энциклопедическом словаре читаем,  творчество – деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В определении Бердяева Н.А., творчество – социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность, в которой полнее всего представлены продуктивные компоненты, присущие человеческому труду; эта деятельность, направленная на порождение принципиально качественно новых, нравственно оправданных и эстетических совершенных культурных ценностей [1] .

- творчество – процесс движения [2];

- в основе творчества лежит проблема; творчество – живое переживание в данный момент; внутренние сомнения и противоречия, поиск истины и мучительные усилия на этом пути; творчество связано с воображение, выходом за границы действительности; новаторство и преемственность – две стороны творчества [3];

- суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций [4];

- творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [5].

- в основе творческого процесса лежит система установок творческой личности, направленная на решение творческой задачи. Творчество состоит не только в умении генерировать идеи, но и в уменьи выбирать идеи путем «сокращенного перебора» (Бархин Б.Г. и др.) .

- именно творческая уникальность является необходимым и неотъемлемым атрибутом самореализации личности [6].

Понятие «творчество» – один из основных компонентов творческой самостоятельности и является наиболее значительным проявлением человеческой сущности. В современной научной литературе прослеживается стремление исследовать конкретные виды творчества (в науке, технике, искусстве), его прикладные аспекты. Ряд авторов, определяют творчество  как ведущий вид человеческой деятельности. Ими выделяются признаки, характеризующие ее как целостный процесс, а именно: наличие проблемы и противоречий; творческой задачи; концентрация творческих усилий; новизна и оригинальность процесса и результата; независимость в суждениях и ответственность за свои действия (Л. С. Выготский, В.Д. Шадриков, Ильин Е.П. и др.). В трудах Я.А. Коменского, Ж-Ж Руссо, А.Дистервега, К.Д Ушинского, В.А. Сухомлинского и других педагогов творчество рассматривалось как основа всей учебной деятельности учащихся. В исследованиях Джонса Дж.К., А.Я.Понамарева, Вертгеймера и др. процесс творчества описывается как изменяющаяся во времени последовательность действий субъекта творчества, использующего специфические способы (умение видеть проблему, делать прогноз, генерировать идеи, делать выборы методов и средств решения проблемы, проводить проверку решения) и средства деятельности.

Наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А.Понамарев [7]. Критерием творческого акта, по А.Я.Понамареву, является уровневый подход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности на низших уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода.

Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне). По мнению Фокина Ю.Г., следует различать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество определяется его конечным продуктом – научным открытием или новизной научного исследования, изобретением, рационализацией, созданием художественного произведения, решением новой задачи. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом независимо от значимости продукта (психическими процессами, характерными для творчества) [8].

Богоявленская Д.Б. определяет творчество как  «способность не просто к высшему уровню выполнения любой деятельности, но к ее преобразованию и развитию». «Творчество предполагает совпадение мотива и цели, т.е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью» [9]. Можно говорить о том, что имеет место развитие деятельности по инициативе самой личности, а это, по мнению Д.Б. Богоявленской, и есть творчество.

По мнению Л.С. Выготского, Л.Б. Ермолаевой-Томиной творчество проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности.

Имеющиеся определения творчества позволяют выделить некие общие его основания. Во-первых, качественная, принципиальная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, творчество – это деятельность [10].

Д.К. Комский в сущностной характеристике особенностей творческой деятельности выделил два ведущих признака.  Первый признак – это новизна результатов деятельности, в чем и проявляется ее отличие от репродуктивной деятельности, ибо творчество – это высшая форма активности и самостоятельности человека; вторая – развитие личности индивида, т.к. в процессе творчества раскрываются способности, происходит самоутверждение и самореализация личности [11]. Ключевой характеристикой творчества является принципиальная новизна продукта, то есть творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за существующие рамки.

Мышление как процесс – это анализ, синтез и обобщение, посредством которых человек ставит и решает задачу (вычленяет ее условия и требования, соотносит их друг с другом, выявляет искомое и т.д.).

Дж. Гилфорд разделил мышление на дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных.

Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата. М. А. Холодная определяет «конвергентные интеллектуальные способности – в виде уровневых, комбинаторных и процессуальных свойств интеллекта – которые характеризуют один из аспектов интеллектуальной активности, направленной на поиск единственного (нормального) результата в соответствии с заданными условиями деятельности».

«Дивергентные способности (или креативность) – это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении слова – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова – это творческие, интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уллах), способность осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд)» [10].

Творческое мышление связано с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных», то есть независящее от характера данных или данные могут вообще отсутствовать. Творческое мышление выходит за рамки конвергентного или дивергентного мышления. Деятельность, связанная с творческим мышлением направлена на  создание объективно нового, уникального продукта.

Творческая деятельность рассматривается как специфическая деятельность, в основе которой лежит деятельность, со своими процессуально-технологическими особенностями, используя которые можно развить творческий потенциал личности.

Академик Владимир Васильевич Шаронов выделял виды творческой деятельности, которые могут быть представлены тремя основными группами:

1.  деятельность по выдвижению принципиально новых решений.

2.  деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации.

3.  деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах.

Такая классификация творческой деятельности, по мнению Шаронова В.В., может быть отнесена не только к видам научного творчества (фундаментальное, прикладное и техническое знания), но  и к творчеству как таковому  [10]. Творческая деятельность рассматривается как специфическая деятельность, в основе которой лежит деятельность, со своими процессуально-технологическими особенностями, используя которые можно развить творческий потенциал личности.

Из приведенного выше анализа, а также изучения других психолого-педагогических работ видно, что основными признаками творческой деятельности являются:

- творческое мышление;

- способность к  напряженной продуктивной деятельности и ее критическому анализу (увидеть и сформулировать проблему, сделать точный прогноз, распространить имеющиеся данные на новые условия, найти оригинальные способы разрешения проблемы);

- творческие способности и потребности, проявляющиеся в стремлении достичь оригинального, индивидуального результата деятельности.

Под творческой деятельностью мы понимает такую деятельность, при которой предполагается выход из репродуктивного мышления в преобразующее (творческое). Творческое мышление характеризуется подвижностью, гибкостью, оригинальностью, критичностью, проникновением в самое существенное, ярко выраженным стремлением к оригинальности, к поиску индивидуального  собственного отличного от других решений. Сущность творчества проявляется в продуктивном воображении, которое выполняет функцию источники и средства получения нового знания. Творческое воображение, как и творческое мышление, связано со «стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности» [12].

Личностный аспект мышления составляют, прежде всего, мотивация и способности человека (т.е. его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т.д., в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются (“кристаллизуются”) в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция [13].

В творческой деятельности выделяются следующие процедуры:  самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; поиск решения или способа решения  и учет альтернатив при решении проблем; комбинирование известных способов решения проблемных задач.

Творческая самостоятельность является составной частью творческой деятельности, поэтому выделенные процедуры входят в структуру творческой самостоятельности.

Анализируя сущность творчества, А.Г. Ковалев, Н.С. Лейтес, Я.А. Пономарев и др. определяют его как высшую форму активности человека в самостоятельной деятельности.

Д.К. Комский в сущностной характеристике особенностей творческой деятельности обучающихся выделил два ведущих признака.

Первый – это новизна результатов деятельности, в чем и проявляется ее отличие от репродуктивной деятельности, ибо творчество – это высшая форма активности  и самостоятельности человека;

Второй – развитие личности индивида, т.к. в процессе творчества раскрываются способности, происходит самоутверждение и самореализация личности [14].

Исследователи понятия  «самостоятельность» – крупнейшие философы и психологи прошлого – обращались к изучению внутреннего мира личности, к анализу многообразных факторов, оказывающих влияние на ее развитие, и мотивировали необходимость формирования самостоятельной личности быстрыми преобразованиями жизни общества, в ходе своего развития все более ориентирующегося на самостоятельность, автономию, внутреннюю свободу индивидов.

Самостоятельность – наиболее существенный признак человека как личности и как субъекта деятельности. Человек как личность, подчеркивает Л.И. Анциферова, «всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный индивидуальный путь» [15]. Э.Ильенко считает, что личность умеет «самостоятельно определить путь своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого» [16].

Одной из характерных черт самостоятельности,  по мнению П.И. Пидкасистого, является умение, способность студента ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу, находить подход к ее решению и осуществлять его. Эту черту он рассматривает как главный признак самостоятельности.  Наличие внутреннего побудителя (потребности) является другой характерной чертой самостоятельности [17].

Анализ литературы показал, что существуют различные  трактовки понятия самостоятельности. Приведем некоторые из них.

Самостоятельность – это

- потребность и умение самостоятельно мыслить; видеть новую проблему и решать ее своими силами; способность ориентироваться в новой ситуации (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, М. А. Данилов и др.);

- готовность и потребность решать без посторонней помощи новые задачи, находить свои способы их решения (Е. П. Есипов, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый и др.);

-  избирательное устремление активности к определенному характеру деятельности и готовность к собственному целеполаганию и действию (Н. А. Половникова и др.);

-  черта личности, обеспечивающая выбор и реализацию определенного способа решения задачи (А. Н. Леонтьев, А. Я. Пономарев и т.д.);

Таким образом, самостоятельность проявляется в способности ставить перед собой  цели, определять для себя задачи, отыскивать средства и способы их решения. В общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия и поступки без помощи других. С одной стороны самостоятельность характеризуется в связи с операционным  аспектом деятельности и является показателем продуктивности деятельности, а с другой стороны,  является необходимым условием осуществления деятельности.

Быть самостоятельным – значит делать что-либо без посторонней помощи, без внешнего побудителя, по своему усмотрению. В этом смысле самостоятельность студентов можно понимать и как свойство его личности, и как способность, и как показатель его активности, и как критерий сформированности в  той или иной деятельности.

Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления данного качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые учащийся включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем [18]. Самостоятельная деятельность студента – это деятельность, идущая от него, в которой студент не только приобретает  способность к творчеству, но активно участвует в ее появлении и развитии. Поэтому, нами творчество рассматривается, как качественная характеристика самостоятельной деятельности личности.

Развитие самостоятельности – это своеобразный переход от деятельности под руководством преподавателя (учебной деятельности) к такой деятельности, когда обучающийся начинает руководить самим собой (профессиональной деятельности).

Учебная деятельность, как известно, определяется двумя взаимосвязанными процессами: репродуктивным и творческим. Репродуктивный тип деятельности состоит в воспроизводстве или повторении уже раньше создавшихся и выработанных приемов. Творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира, или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке.

Продуктивный и репродуктивные типы деятельности тесно взаимосвязаны. Репродуктивные элементы составляют основу творческой деятельности, выступая материалом для появления творческой.  Известно, что новое складывается на основе ранее известного. При этом ранее известное выступает не только в качестве строительного материала содержания деятельности, но и операционной структуры, а также отношений, которые складываются между субъектами процесса обучения.

В заключении нашего исследования необходимо сделать следующий вывод. Творчество и самостоятельность взаимодополняют и взаимоопределяют друг друга, способствуя формированию творческого специалиста в вузе, обладающего  не только определенным минимумом знаний, но также – умением самостоятельно повышать свои знания, проявлять научное творчество в своей деятельности, выбирая и используя в профессиональной  работе все новое, полезное, что содержится в интенсивном потоке современной информации. Поэтому в процессе обучения должны создаваться условия  побуждающие студента к самостоятельному творческому поиску. Своевременная и ненавязчивая     педагогическая поддержка выступает залогом успеха обучающегося в самостоятельном решении поставленных задач. Индивидуальный подход к каждому студенту, что наилучшим образом раскрывает творческие умения самостоятельности учащихся.


Библиографический список
  1. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. М.: Мысль, под редакцией В.С. Степина, 2001г.
  2. Шадриков В.Д.  Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация “Логос”, 1996. – 320 с.
  3. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб.и доп. -  М.: Стройиздат, 1982. – 224с.
  4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов// А.В. Хуторской А.В. – СПб.: Питер, 2001. – 544с
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Собр. соч. / Л.С. Выготский – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982
  6. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: Брачно-семейные отношения. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. – 292 с.
  7. Понамарев Я.А. Психология творчества/ Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988, с.21 – 25
  8. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 224 с
  9. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчестваhttp://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/992/992035.htm
  10. Серавин А.И. Исследование творчества – это путь к свободе выбора . СПб., Копи-Парк, 2006 -  электронный ресурс – http://www.seravin.narod.ru
  11. Карнаухова И.Б. Поисково-исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки [электронный ресурс]: Дис. Канд. пед. наук: 13.00.08 – М.: РГБ, 2003
  12. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 304 с
  13. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1999 – 510 с.
  14. Комский Д.М. Основы теории творчества – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 1993. – 77с.
  15. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности// Человек в системе наук. _ М.: Наука, 1989. – С. 434.
  16. Ильенко Э. Что же такое личность? С чего начинается личность? – М., 1979. – 320 с.
  17. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. для студентов педагогических учебных заведений – М.: Педагогическое общество России, 1998 г. – 640 с.
  18. Круглова Л.Ю, К определению понятия «творческая самостоятельность личности», Вестник ОГУ №6/июнь 2007, с. 40 – 46
  19. Даськова Ю.В., Даськова К.Э. Понятие творческой самостоятельности в контексте профессиональной деятельности дизайнера // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33595


Все статьи автора «Даськова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: