СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ДЕСКРИПТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ УЧЕБНО-НАУЧНОГО МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА

Куриленко В.Б.1, Щербакова О.М.2, Макарова М.А.3, Шаталова Л.С.4
1Российский университет дружбы народов, зав.кафедрой русского языка медицинского факультета, кандидат педагогических наук, доцент
2Российский университет дружбы народов, доцент кафедры русского языка медицинского факультета, кандидат филологических наук, доцент
3Российский университет дружбы народов, доцент кафедры русского языка медицинского факультета
4Российский университет дружбы народов, доцент кафедры русского языка медицинского факультета, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В данной статье анализируется один из наиболее репрезентативных классов стратегий учебно-научного медицинского дискурса – стратегии дескрипции. Рассматриваются их сущность и структура. Выявляются средства вербального представления дескриптивных стратегий в учебно-научном медицинском дискурсе.

Ключевые слова: дескриптивная стратегия дискурса, медицинский дискурс, профессионально ориентированная лингводидактика, русский язык как иностранный


ESSENTIAL CHARACTERISTICS AND STRUCTURE OF DESCRIPTIVE STRATEGIES OF THE ACADEMIC MEDICAL DISCOURSE

Kurilenko V.V.1, Shcherbakova O.M.2, Makarova M.A.3, Shatalova L.S.4
1Peoples' Friendship University of Russia, Head of Russian language chair
2Peoples' Friendship University of Russia, Ass.Prof. of Russian language chair
3Peoples' Friendship University of Russia, Ass.Prof. of Russian language chair
4Peoples' Friendship University of Russia, Ass.Prof. of Russian language chair

Abstract
In this article one of the most representative classes of medical academic discourse stratigies is analyzed. The essential characteristics and structure of the descriptive stratigies are studied. Means of their verbal manifestation are revealed.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Куриленко В.Б., Щербакова О.М., Макарова М.А., Шаталова Л.С. Сущность и структура дескриптивных стратегий учебно-научного медицинского дискурса // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/04/6471 (дата обращения: 26.02.2024).

Дескриптивные (от лат. descriptio – описываю) стратегии являются самыми частотными в учебно-научном медицинском дискурсе (УНМД). Это вполне объяснимо. Одна из основных целей  профессиональной подготовки будущих врачей – овладеть системой знаний о том фрагменте объективной реальности, который стал предметом изучения медицины, усвоить информацию о признаках, свойствах, характеристиках объектов, которые находятся в сфере профессиональных интересов специалистов-медиков. Поэтому темы значительной части учебно-научных дискурсивных интеракций – объекты и явления физической реальности: костно-мышечная, нервная, эндокринная и др. системы организма, патологическое состояние человека,  существующие способы его нормализации, физиологические процессы, протекающие в организме и т.д. Развитие дискурсивных интеракций, в которых реализована эта стратегия, их тематическая динамика осуществляются не столько в направлении  интерпретации информации (доказать новое или опровергнуть спорное положение, оценить диагностическую, лечебную, прогностическую значимость симптома, эффективность лекарственного средства и т.д. –  как, например, в стратегиях аргументации или  оценки.),  сколько следует  «порядку вещей», объективно существующему в реальной действительности.

Дескриптивные стратегии в реальном дискурсе могут меняться. Структура стратегии дескрипции варьирует в зависимости от степени полноты представления информации об объектах и их признаках. На этом основании мы выделили а) скетч-дескрипции (от англ. sketch – набросок, общее представление, описание в общих чертах) и б) дескрипции-характеристики. В зависимости от цели данные стратегии также могут функционировать как дескрипции-констатации (с помощью которых фиксируются, «констатируются» объективно существующие, непосредственно наблюдаемые признаки объектов медицинского знания) и   сравнительные дескрипции, или дескрипции-компаративы (с помощью которых не только указываются, но и сопоставляются свойства объектов). Выбор структурного варианта дескриптивной стратегии зависит от целей, которые ставит перед собой субъект дискурса: перечислить признаки объекта или дать его всестороннее описание, охарактеризовать объект или сравнить его с другим. Содержательная вариативность стратегий дескрипции определяется классом объектов (предмет, организм, природный процесс, практическая или познавательная деятельность, патологическое состояние и т.д.), которые становятся темой дискурсивной интеракции.

Стратегии являются своеобразными динамическими схемами действий и операций, которые осуществляют субъекты дискурса, они представляют собой «совокупность речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи (цели) говорящего» [Иссерс 2008: 182 – 183]. Эта «общая схема» взаимодействия субъектов в конкретном дискурсе реализуется с помощью определенного набора дискурсивных тактик. К наиболее частотным тактикам, реализующим стратегии  дескриптива в УНМД можно отнести:

1. Дескриптив-идентификацию, сущность которой заключается в указании, констатации свойств «статических» объектов – веществ, органов, тканей,  и т.п.: Водород – это самый легкий газ (он в 14, 4 раза легче воздуха), не имеет цвета, вкуса и запаха. Водород мало растворим в воде (в 1 л воды при 20 градусах растворяется 18 мл водорода). При температуре – 252, 8 градуса и атмосферном давлении переходит в жидкое состояние. Жидкий водород бесцветен [5, с. 153].

2. Дескриптив-квалификацию, с помощью которой дают качественную характеристику свойств объекта: Форма теменной кости сравнительно простая. Кость имеет форму выпуклой четырёхугольной пластинки. Это обусловлено её функциями: теменная кость служит местом прикрепления мышц и фасций, кроме того, она выполняет функцию защиты [3, с. 57].

3. Дескриптив-квантификацию, сущность которой заключается в указании и количественной характеристике объекта или его свойства: Как правило, клетки обладают микроскопическими размерами. Части клетки, выполняющие различные функции, – органоиды – имеют микроскопические и субмикроскопические размеры [4, с. 25 - 26].

В УНМД стратегия дескрипции обычно реализуется с помощью целостного текстового произведения. Рассмотрим пример реализации стратегии на примере текста, представляющего метатему «Объект и его свойства». Как показал проведенный нами анализ, основные классы объектов, о свойствах которых может идти речь в УНМД: 1) предмет: Свойства нервных центров; Основные свойства рецепторов; Физико-химические свойства крови [2]; Осмотические свойства клетки; Физико-химические свойства протоплазмы [4]; 2) процесс: Свойства нервных процессов. Химизм и энергетика мышечного сокращения [2]; 3) биологический объект: Защитные свойства организмов [4]; 4) связи, отношения: Свойства ковалентной связи [5].

Стратегия дескриптива в данном классе текстовых произведений включает несколько этапов.

1. Идентификация свойств объекта: Под свойствами нервных процессов понимаются такие характеристики возбуждения и торможения, которые дают представление о том, в какой степени каждый из этих процессов проявляется и как они воздействуют друг на друга. Соответственно выделяют силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов [2, с. 400].

2. Характеристика свойства / класса свойств: Проводимость миокарда. (1) Проводимость миокарда – это способность сердечной мышцы проводить возбуждение. (2) Импульсы, возникшие в синусном узле, проводятся по мускулатуре предсердий со скоростью до 1 м в 1 с, а дойдя до атрио-вентрикулярного узла при прохождении через него задерживаются на 0,02 – 0,04 с. Далее волна возбуждения распространяется по общему стволу, а затем со скоростью 4 м в секунду по ножкам пучка Гиса к верхушке сердца, а оттуда по разветвлениям ножек пучка Гиса и волокнам возвращается к основанию сердца. Сокращение сердца происходит в последовательности: сначала предсердия, затем верхушки желудочков и затем их основания. Пока происходит атрио-вентрикулярная задержка, успевает закончиться систола желудочков и их волокна перестают быть рефрактерными. Возбуждение через атрио-вентрикулярный узел может в нормальном сердце проходить только из предсердий к желудочкам, а ретроградное проведение импульса невозможно. (3) Данная особенность имеет огромное физиологическое значение, так как обеспечивает сохранение направленного движения процессов возбуждения и скоординированность работы предсердий и желудочков [2, с. 61].

Типичная межпонятийная связь на макротекстовом уровне – эквивалентность (основные средства выражения – лексический, местоименный, местоименно-семантический, синонимический повтор, частотно также использование неместоименных специализированных средств). Логическая связь представляет собой детерминативную ретроспективную конъюнкцию, которая по форме может быть охарактеризована как параллельная. Формальные показатели логической связи обычно отсутствуют, но могут быть легко восстановлены.

Рассмотрим способы и средства репрезентации этапов стратегии в дискурсе.

Этап «Идентификация свойств объекта» может быть представлен микротекстом с двухкомпонентной логико-смысловой структурой (как в приведенном выше примере). Содержательные составляющие микротекстов таковы:

1. Содержательный компонент «дефиниция свойств объекта». Компонент эксплицируется не во всех микротекстах, способы его представления  типичны для атрибутивных явных и неявных контекстуальных определений.

2. Содержательный компонент «указание (перечисление) основных свойств (процессуальных признаков) объекта». Этот содержательный компонент обычно представлен  простым предложением. Наиболее частотные модели таковы:

Образцы предложений: Сердечная мышца характеризуется / обладает автоматией, возбудимостью, проводимостью и сократимостью. Сердечная мышца имеет свойство проводимости.

Типовое значение предложения: «предмет и его свойство».

Основные структурные схемы:

N1 + Vf / V (-ся) + (Adj) + N5, где N1 – синтаксемы существительных с категориальной семантикой «предмет»;  Vf  – синтаксемы глагола «обладать»;  V (-ся) – синтаксемы глагола «характеризоваться»; Adj – синтаксемы прилагательных (полная форма) с категориальной семантикой «объективный наблюдаемый признак»; N5  – синтаксемы существительных с семантикой «свойство»;

N1 + Vf + (Adj) + N4, где N1 – синтаксемы существительных с категориальной семантикой «предмет»;  Vf  – синтаксемы глагола иметь; Adj – синтаксемы прилагательных (полная форма) с категориальной семантикой «объективный наблюдаемый признак»; N4  – синтаксемы существительных с семантикой «свойство».

Наиболее частотные модификации базовых моделей: предикатные (временные, отрицательные, модальные), авторизация.

Наиболее частотные модификации базовых моделей: предикатные (временные, отрицательные, модальные),  авторизация.

Компонент может быть также выражен сложноподчиненным предложением, атрибутивная придаточная часть которого образована на основе приведенных моделей, или открытым сверхфразовым единством.

Основные межпонятийные отношения между компонентами микротекста – включение (родовидовые: класс свойств – члены класса), которая по форме выражения может быть отнесена к тезаурусной имплицитной связи.  Основной способ логической связи – ретроспективная последовательная присоединительная связь (по форме выражения представляющая собой грамматическую импликатуру).

Этап «Характеристика свойства / класса свойств» обычно представлен микротекстами с более сложной логико- смысловой структурой (примером может послужить приведенный выше микротекст «Проводимость миокарда»). Основными их компонентами являются:

1. Содержательный компонент «дефиниция свойства / класса свойств» (в нашем примере это фрагмент (1)). Этот содержательный компонент манифестируется способами, типичными для определений.

2. Содержательный компонент «механизм проявления свойства (процессуального признака)». В приведенном нами примере это фрагмент (2). Данный содержательный компонент, как правило, манифестируется с помощью открытой линейно-синтаксической цепи (если представлен первый компонент) или закрытой линейно-синтаксической цепи (если первый компонент отсутствует). Предложения, формирующие цепь, представляют класс типовых ситуаций с акциональными предикатами и строятся по следующим моделям.

Образец предложения: Кровь транспортирует  кислород в организме.

Типовое значение: «воздействие протагониста-агенса / функтива на объектив».

Основная структурная схема: N1 + Vf + на + N4, где N1, N4 – синтаксемы существительных со значением «предмет», «биологический объект»; Vf – синтаксемы глаголов с категориальной семантикой «воздействие».

Наиболее частотные модификации: отрицательные, модальные, временные, фазисные, объектно-пассивные.

3. Содержательный компонент «оценка свойства». В нашем примере это фрагмент (3). Этот содержательный компонент чаще всего представлен сложноподчиненным предложением с такими характеристиками:

Образцы предложений: Автоматия миокарда имеет важное значение, так как позволяет сердечной мышце сокращаться. Автоматия является важным свойством миокарда, поскольку она дает возможность  сердечной мышце сокращаться. Автоматия миокарда играет важнейшую роль в жизнедеятельности организма, в связи с тем что  благодаря ей сердечная мышца способна  сокращаться.

Характер смысловых отношений между частями: вторая часть служит обоснованием оценочной квалификации свойства объекта, выраженной в первой части. Структура расчлененная, закрытая. Соотношение типовых значений частей: квалификативно-оценочная характеризация свойства, функциональное значение свойства объекта. Основные структурные схемы предикативных частей:

N1 + Vf +  Adj + N4, N1’ + Vf + N3 + Vinf, где N1, N1’ – синтаксемы существительных с категориальной семантикой «свойство»; Vf – синтаксемы глагола иметь; Adj – синтаксемы прилагательных (полная и краткая форма) с оценочной семантикой; N4  – синтаксемы существительного значение; Vf – синтаксемы глагола позволять; N3 – синтаксемы существительных со значением «предмет», «биологический объект» и т.д.; Vf – глаголы с акциональной семантикой;

N1 + V (-ся) +  Adj5 + N5, N1 + Vf + N4 +N3 + Vinf, где N1 – синтаксемы существительных со значением «свойство»; V (-ся)  – синтаксемы глагола являться; Adj – синтаксемы прилагательных (полная и краткая форма) с оценочной семантикой; N5 – синтаксемы существительных свойство, качество, признак, характеристика; Vf – синтаксемы глагола давать; N4  – синтаксемы существительного возможность; N3  – синтаксемы существительных со значением «предмет», «биологический объект» и т.д.; V inf – глаголы с акциональной семантикой;

N1 + Vf +  Adj + N4, N1’ + Vf + N3 + Vinf, где N1, N1’ – синтаксемы существительных с категориальной семантикой «свойство»; Vf – синтаксемы глагола играть; Adj – синтаксемы прилагательных (полная и краткая форма) с оценочной семантикой; N4  – синтаксемы существительного роль; Vf – синтаксемы глагола позволять; N3 – синтаксемы существительных со значением «предмет», «биологический объект» и т.д.; Vf – глаголы с акциональной семантикой;

N1 + Vf +  Adj + N4, N1 + Cop (Ø) + Adj + Vinf + благодаря + N3 , где N1, N3 – синтаксемы существительных с категориальной семантикой «свойство»; Vf – синтаксемы глагола играть; Adj – синтаксемы прилагательных (полная и краткая форма) с оценочной семантикой; N4  – синтаксемы существительного роль; N1 – синтаксемы существительных со значением «предмет», «биологический объект» и т.д.; Adj’ – синтаксемы прилагательного (краткая форма) способный;  Vinf – глаголы с акциональной семантикой.

Союзные скрепы: а) так как, поскольку, потому что, в связи с тем что, ввиду того что  и т.д.; б) поэтому, в этой связи, ввиду этого и т.д.

Порядок следования частей: фиксированный при союзах  потому что и средствах второй группы (б), гибкий при остальных союзных средствах.

Возможность бессоюзного соединения частей: возможно при постпозиции придаточной части.

Фиксируются также способы репрезентации компонента простым предложением, построенным по схеме главной части, или открытым сверхфразовым единством, предложения в котором также реализуют указанные схемы главной и придаточной частей.

4. Содержательный компонент «количественные параметры свойства».

Компонент обычно представлен простым предложением, построенным в соответствии с такой моделью:

Образец предложения: Осмотическое давление крови равно (равняется) 7,5 – 8 атм.   Осмотическое давление крови достигает 7,5 – 8 атм. Осмотическое давление крови колеблется между  7,5 и 8 атм.  

Типовое значение: «количественная характеризация дескриптива-свойства».

Основные структурные схемы:

N1 + N2 + [Cop (Ø) + Adj / V (-ся)] + Num3 + N3, где N1 – синтаксемы существительных со значением «свойство»; N2 – синтаксемы существительных со значением «предмет», «биологический объект»; Adj – синтаксемы прилагательного (краткая форма) равный; V (-ся) – синтаксемы глагола равняться; Num3 – синтаксемы количественных числительных;  N3 – синтаксемы существительных со значением «мера длины, ширины и т.д.»;

N1 + N2 +  Vf  + Num2 + N2 где N1 – синтаксемы существительных со значением «свойство»; N2 – синтаксемы существительных со значением «предмет», «биологический объект»;  Vf – синтаксемы глагола достигать; Num2 – синтаксемы количественных числительных;  N2 – синтаксемы существительных со значением «мера длины, ширины и т.д.»;

N1 + N2 +  V(-ся)  + между + Num5+ и + Num5 +N5, где N1 – синтаксемы существительных со значением «свойство»; N2 – синтаксемы существительных со значением «предмет», «биологический объект»;  V (-ся) – синтаксемы глагола колебться; Num5 – синтаксемы количественных числительных;  N5 – синтаксемы существительных со значением «мера длины, ширины и т.д.».

Наиболее частотные модификации: отрицательные, модальные, временные.

5.  Содержательный компонент «измерение количественных параметров свойства». Наиболее частотный способ его репрезентации  – простое предложение, построенное в соответствии с такой моделью.

Образцы предложений: Измерить осмотическое давление крови можно по точке замерзания данного раствора. PH раствора можно рассчитать с помощью формулы Гендерсона- Гассельбаха.

Типовое значение: «ментальное действие агенса над объектом с помощью средства (инструментива)».

Основные варианты структурных схем:

N1 + Vf + N4 + N2 + по N6, где N1 синтаксемы существительных со значением «лицо»; Vf – синтаксемы глаголов измерять, определять, рассчитывать  и т.д.; N4 – синтаксемы существительных со значением «свойство»; N2 – синтаксемы существительных со значением «предмет», «биологический объект» и т.д.;  N6 – синтаксемы существительных закон, формула, положение, правило, закономерность и т.д.;

N1 + Vf + N4 + N2 + с помощью / посредством / при помощи + N2’, где N1 синтаксемы существительных со значением «лицо»; Vf – синтаксемы глаголов измерять, определять, рассчитывать  и т.д.; N4 – синтаксемы существительных со значением «свойство»; N2 – синтаксемы существительных со значением «предмет», «биологический объект» и т.д.;  N2’ – синтаксемы существительных закон, формула, положение, правило, закономерность и т.д.

В учебно-научном медицинском дискурсе этот класс предложений чаще всего встречается в форме объектно-пассивных модификаций. Фиксируются также модальные, отрицательные модификации и отдельные разновидности субъектных (определенно-личные, неопределенно-личные).

6. Содержательный компонент «количественные параметры свойства, обеспечивающие нормальное функционирование объекта»:

В норме резервная щелочность крови равна  50 –60 объемного процента углекислого газа [2, с. 45].

Способы репрезентации  те же, что и у компонента 4, но в этих предложениях фиксируются обязательные распространители: а) выраженные синтаксемой существительного норма в форме предложного падежа с предлогом в, представляющими сирконстантную денотативную роль; б) выраженные синтаксемами прилагательного нормальный (полная форма), представляющими атрибутивную денотативную роль.

7. Содержательный компонент «способы  поддержания количественных параметров свойств». Типичный способ репрезентации – открытое сверхфразовое единство, которое формируется следующими основными классами предложений:

Образец предложения: В организме есть специальные механизмы для поддержания pH на строго определенном уровне.

Типовое значение: «существование объекта»

Основная структурная схема: N1 + Vf, где N1 – синтаксемы существительных с категориальной семантикой «процесс»; Vf – синтаксемы глаголов с бытийной семантикой.

Наиболее частотные модификации: временные, отрицательные.

8. Содержательный компонент «изменение количественных параметров свойств». Наиболее частотный способ репрезентации – открытое сверхфразовое единство. Предложения, которые входят в его состав, строятся в соответствии со следующими моделями:

Образец предложения: pH жидкой среды организма уменьшается.

Типовое значение «изменение количества признака».

Основная структурная схема: N1 + N2 + Vf / V (-ся), где N1 – синтаксемы существительных со значением «свойство»; N2 – синтаксемы существительных со значением «предмет»; Vf / V (-ся)– синтаксемы глаголов с категориальной семантикой «изменение количества» (уменьшаться, возрастать, убывать, увеличиваться и т.п.).

В заключение хотелось бы отметить, что, как показывает практика обучения русскому языка иностранных специалистов-медиков, глубокое изучение стратегий УНМД, включение данного материала в содержание обучения способствуют эффективному формированию дискурсивной компетентности будущих врачей.


Библиографический список
  1. Иссерс,  О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / Иссерс О.С. М., 2008. – 288с.
  2. Коробков, А.В. и др. Нормальная физиология: учебник [Текст] / Коробков А.В., Башкиров А.А., Ветчинкина В.Т. М.: Высшая школа, 1999. 560 с.
  3. Курепина, М.М. и др. Анатомия человека: учебное пособие [Текст] / Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. М.: ВЛАДОС, 2003. 384 с.
  4. Слюсарев, А.А. Биология с общей генетикой: учебник [Текст] / Слесарев А.А.  М.: Медицина, 1978. 472 с.
  5. Хомченко,  Г.П. Химия: учебник [Текст] / Хомченко Г.П. 2-е изд., перераб.и доп. М.:Высш.шк., 1988.  368с.


Все статьи автора «Kurilenko Viktoria»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: