Создание качественного электронного учебника есть процесс длительный, трудоемкий и требующий значительных материальных затрат [1]. Выделим основные этапы взаимодействия обучаемого с электронным учебным изданием, которые должны быть реализованы в оптимально организованном издании.
1. Навигация. Интерфейс электронного издания должен иметь навигационную панель – аналог оглавления, с помощью которой можно было легко перемещаться по его содержанию.
2. Получение порции методического материала (содержания определенного раздела). Для этого необходимо формирование на экране определенной области для вывода запрашиваемого материала.
3. Получение подсказок по ключевым словам и терминам. Для этого требуется создание глоссария, организации ссылок на его соответствующие разделы.
4. Активизация аудио и видео клипов.
5. Получение правильных ответов на вопросы в разделе самоконтроля.
Если проанализировать этапы взаимодействия обучаемого с электронным учебным изданием, то следует отметить, что наибольший удельный вес в процессе его создания занимает реализация первых двух этапов, а именно программная реализация навигационной панели и создание множества HTML-файлов в соответствии с порциями методического материала, если предположить, что все это делается вручную.
Таким образом, если заниматься разработкой средств повышения эффективности создания электронных учебных изданий, то главный резерв следует искать именно на этих двух этапах.
Чтобы уменьшить трудозатраты на обеспечение второго этапа взаимодействия целесообразно использовать один из редакторов, реализующих технологию WYSIWYG, например, Dreamweaver, Microsoft FrontPage или Microsoft Word. Применение данных компьютерных программ предполагает участие в создании электронного учебного издания специалиста, знакомого с ними.
Преподаватели обычно для подготовки своих методических материалов используют текстовый процессор Microsoft Word [2,3,4], поэтому существующий учебно-методический материал хранится в основном в doc-формате.
Традиционно установившееся мнение относительно использования текстового процессора Microsoft Word, заключается в том, что результирующие HTML-документы получают избыточные символы и, таким образом, существенно увеличивают свой объем.
Как известно, одним из требований к современным электронным учебным изданиям является насыщение их мультимедийной информацией. Отличительной особенностью этой информации является то, что ее объем в битах, как правило, превышает объем текстовой информации. Отсюда следует, что завышение объема HTML-документов, подготовленных в текстовом процессоре Microsoft Word, нивелируется, если в учебнике относительно много такой информации.
Применение текстового процессора Microsoft Word для подготовки HTML-документов далеко не решает задачу существенного снижения трудоемкости создания электронных учебных изданий. Основной путь решения поставленной задачи состоит в использовании разработанных автоматизированных средств создания электронных учебных изданий. В качестве таких автоматизированных средств выступают компьютерные программные средства, позволяющие автоматизировать выполнение первых двух из упомянутых выше этапов взаимодействия пользователя с системой обучения – это обеспечение навигации и получение порции учебного методического материала.
Для успешного преобразования исходного учебно-методического материала, подготовленного преподавателем в текстовом процессоре Microsoft Word, в набор HTML-документов в соответствии с разделами учебника и в файл навигационной панели должен удовлетворять следующим требованиям:
1. Для обеспечения возможности создания оглавления учебника стандартными средствами Microsoft Word в документе должны быть применены стили – Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3.
2. Все таблицы из документа должны быть вырезаны и помещены в отдельную папку. В тексте должны оставаться лишь заголовки типа Таблица 1, Таблица 2, … и подписи к таблицам. Это делается для того, чтобы не предъявлять к созданию таблиц слишком строгих требований, которые трудно выполнить обычному пользователю.
3. Оглавление, которое создано в документе стандартными средствами Microsoft Word, должно быть удалено.
После такой предварительной, не слишком трудоемкой работы, можно приступить к преобразованию подготовленного документа Microsoft Word в файл навигационной панели и к преобразованию каждого фрагмента текста под заголовком нижнего уровня (висячей вершины графа структуры оглавления) в HTML-файл и папку с графическими объектами.
Созданное таким образом электронное учебное издание вполне может быть использовано в учебном процессе.
Библиографический список
- Мотов В.В., Яшин В.Н. Современное состояние автоматизации процесса разработки электронных методических материалов // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2008. № 1. С. 229-232.
- Бобкова Е.Ю., Логинов С.М., Мелишева Е.П., Яшин В.Н. Научный потенциал кафедры информатики и математики СИ РГТЭУ 2010-2012. Москва, 2013.
- Яшин В.Н. Информатика: аппаратные средства персонального компьютера. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Прикладная информатика (по областям)” и другим специальностям / В. Н. Яшин. Москва, 2008. Сер. Высшее образование.
- Яшин В.Н. Алгоритмизация процесса нормирования метрологических характеристик технических средств хронометрии // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Технические науки. 2011. № 4. С. 79-87.