АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЗДАНИЯ И РЕДАКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Советкина Наталия Сергеевна
Самарский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
начальник учебно-методического отдела

Аннотация
Проведен анализ существующих технологий создания и редактирования электронных учебных материалов. Показано, что задача создания, редактирования и сопровождения электронных учебных материалов является сложной и многозадачной. Поэтому при ее решении следует ограничить круг решаемых вопросов. Формирование единого обучающего пространства для конкретной области знаний на основе образовательных информационных технологий предполагает наличие нескольких основных компонентов. Анализ показал, что существующие технологии создания и редактирования электронных учебных изданий, основанные на использовании современных стандартных программных средств, могут быть использованы как вспомогательные инструменты при решении общей задачи автоматизации создания и редактирования электронных учебных изданий

Ключевые слова: анализ, компоненты, редактирование, сопровождение, технологии, формирование, электронные учебные материалы


ANALYSIS OF EXISTING TECHNOLOGIES CREATION AND EDITING E-LEARNING MATERIALS

Sovetkina Natalija Sergeevna
Samara Institute of Plekhanov Russian University of Economics
chief of educational and methodical department

Abstract
The analysis of existing technologies for creating and editing e-learning materials. It is shown that the task of creating , editing and maintenance of e-learning materials is rather complex and multi-tasking . Therefore, when its decision should restrict the issues involved. Formation of a single learning space for a particular field of knowledge -based educational information technology requires a few basic components. The analysis showed that existing technologies for creating and editing of electronic textbooks, based on the use of modern standard software tools can be used as tools to help in solving the general problem of automating the creation and editing of electronic textbooks.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Советкина Н.С. Анализ существующих технологий создания и редактирования электронных учебных материалов // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/04/6381 (дата обращения: 28.02.2024).

Задача создания, редактирования и сопровождения электронных учебных материалов является сложной и многозадачной. Поэтому при ее решении следует ограничить круг решаемых вопросов. Формирование единого обучающего пространства для конкретной области знаний на основе образовательных информационных технологий предполагает наличие нескольких основных компонентов. Ограничимся в данном случае двумя компонентами: системой конструирования и управления учебным материалом и системой тестирования и оценки знаний, как одними  из основных составляющих учебного процесса.

Обеспечение этих составляющих учебного процесса в едином электронном учебно-методическом издании не представляется оптимальным. Это связано, прежде всего, с тем, что в процессе тестирования и оценки знаний можно заложить общие принципы и, следовательно, его унифицировать, используя существующий стандарт IMS QTI. Данное обстоятельство позволяет создать общую программу-оболочку для контроля знаний по различным дисциплинам, и преподавателям останется лишь вводить в программу соответствующий контролирующий материал. Сегодня имеется ряд тестирующих компьютерных программ приемлемого качества, которые можно  использовать независимо от разрабатываемых материалов.

Намного сложнее представляется решение задачи, связанной с созданием системы конструирования и управления учебным контентом. При решении данной задачи следует учитывать особенности учебного процесса (наличие основных компонентов) высшего учебного заведения. Основная особенность состоит в том, что большая часть учебно-методических материалов, подготовленных преподавателями вуза в электронной форме, имеют формат, соответствующий формату текстового процессора Microsoft Word (*.doc). [1]

Поскольку данный формат не является форматом, приемлемым для представления электронных учебных изданий, то необходимо воспользоваться уже накопленным в вузе богатым методическим материалом для преобразования его в HTML-формат, который отвечает требованиям, предъявляемым к электронным учебным изданиям. Однако, очевидно, что преобразование имеющегося материала в приемлемую электронную форму является весьма трудоемкой задачей. Освещение оптимальных путей решения данной задачи и поиск методов уменьшения временных и трудовых затрат при создании электронных методических материалов являются основными целями, поставленными при написании отчета и выполнении данной научно-исследовательской работы.

Существующие технологии создания и редактирования электронных учебных материалов основаны преимущественно на использовании современных стандартных программных средств, позволяющих преобразовать исходный учебно-методический материал в HTML-формат, и отобразить его на компьютере с помощью программы – браузера. К таким стандартным программным средствам можно отнести компьютерные программы Dreamweaver, Microsoft FrontPage, Microsoft Word и т.д. Данные программы реализуют технологию  WYSIWYG (What You See Is What You Get – «что вы видите, то и получаете») и позволяют отчасти автоматизировать процесс преобразования исходного учебного материала в HTML формат. Использование данных программ ставит перед разработчиком учебного электронного издания ряд проблем:

- необходимо участие в создании электронных учебных изданий специалиста, хорошо знакомого с этими программами;

- создание электронного учебного издания начинается практически с нулевого уровня, поскольку достаточно трудно воспользоваться уже имеющимися учебными материалами, созданными в формате, отличном от HTML;

- невысокий уровень автоматизации создания и редактирования электронных учебных изданий, что значительно увеличивает трудоемкость;

- невозможность получения HTML-файлов оптимального качества.

Остановимся более подробно на четвертой проблеме, поскольку три первых являются очевидными. Известно, что пока самое оптимальное качество HTML-файла можно получить только при его создании в ручном режиме [2]. В данном случае под оптимальным качеством HTMLфайла понимается тот минимальный его информационный объем, который может быть получен, если его создавать в ручном режиме, т.е. при написании соответствующих конструкций языка HTML в стандартной программе «Блокнот».

Так, если широко использовать для создания электронного учебного издания программу  Microsoft Word, при вводе дополнительно в текст издания только одного символа и сохранения текста в  HTML формате в результирующий документ учебного издания добавляется 2520 символов, что приводит к увеличению его объема в 2520 раз. Это связано с тем, что результирующий HTML-документ электронного учебного издания получает избыточные (служебные) символы и, таким образом, существенно увеличивает свой объем. Как будет показано ниже, это относится и к компьютерным программам Microsoft FrontPage и Dreamweaver.

Таким образом, если полностью ориентироваться  при создании и редактировании электронного учебного издания на существующие аппаратные и программные средства [3], то следует ожидать значительного увеличения информационного объема полученного электронного учебного издания по сравнению с тем же изданием, подготовленным в ручном режиме. Значительное увеличение информационного объема имеет существенный недостаток, связанный с тем, что он может оказаться критичным при использовании электронного учебного издания в системе дистанционного образования, при котором задействована сеть Интернет.

Выход из этой ситуации авторы видят в поиске компромисса между оптимальным качеством HTML-файлов электронного учебного издания и трудозатратами на его создание, который лежит в плоскости обеспечения приемлемого уровня автоматизации.

Таким образом, существующие технологии создания и редактирования электронных учебных изданий, основанные на использовании современных стандартных программных средств, могут быть использованы как вспомогательные инструменты при решении общей задачи автоматизации создания и редактирования электронных учебных изданий.


Библиографический список
  1. Бобкова Е.Ю., Логинов С.М., Мелишева Е.П., Яшин В.Н. Научный потенциал кафедры информатики и математики СИ РГТЭУ 2010-2012.   Москва, 2013.
  2. Мотов В.В., Яшин В.Н. Современное состояние автоматизации процесса разработки электронных методических материалов// Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2008. № 1. С. 229-232.
  3. Яшин В.Н. Информатика: аппаратные средства персонального компьютера.  учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Прикладная информатика (по областям)” и другим специальностям / В. Н. Яшин. Москва, 2008. Сер. Высшее образование


Все статьи автора «SIREY»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: