Алексеевский район Волгоградской области – это жемчужина казачьего края, население – свыше шестнадцати тысяч человек, более половины из них считают себя казаками; в последние годы уделяется особое внимание изучению истории казачества, что способствует в итоге дальнейшему вкладу в возрождение нашей малой родины. Туристам, посещающим наш край, наверное, интересно будет знать обычаи и традиции казаков, способствующие формированию моральных и нравственных ценностей [1].
Хоперский край имеет богатую историю, сохранен до наших дней самобытный этнос донского и хоперского казачества. Вспомним наши истоки. Шестнадцатый век… Дикая просторная степь раскинулась на сотни километров вдоль красивейших и чистейших рек России – Хопра и Бузулука. Здесь, на этом месте, обосновались наши предки. Это были люди пришлые, которые бежали от тяжкого непосильного труда и гнета и произвола помещиков. Дикая привольная степь с лесами сманили их сюда, укрывая от преследователей. Раньше все жили и кормились дарами природы: рыбачили, охотились, собирали мед диких пчел и … воевали.
Дикое поле своим изобилием притягивало кочевников с их бесчисленными стадами, здесь шли дороги их набегов на Русь. Да и местных жителей кочевники не жаловали. Если удавалось, били, грабили и уводили в полон. Война была основной работой наших пращуров, поэтому на Тихом Дону и на Седом Хопре уживались и выживали люди сильные, смелые и умелые в деле ратном. Их жильем долгое время оставались землянки, полуземлянки и утепленные шалаши, огороженные от внешнего мира земляными валами да терновыми палисадами. Такие городки ставились в лесах, на берегу рек, на островах, в местах, труднодоступных для конницы кочевников. Несмотря на эти предосторожности, городки часто разорялись. Сначала татарами и ногайцами, а позже – калмыками. Из – за этого до наших дней почти не дошло никаких материальных предметов былого. Кое – где в займищах, в местах, затопляемых вешними водами, еще можно найти остатки ям и бугорков, именуемых городищами. Практически возле каждой хоперской станицы есть одно, а то и два – три городища – мест, где стояли прежде городки. Не очень много и письменных источников дошло до нашего времени. Самое раннее, что мы можем прочитать, так это «Список городов русских дальних и ближних», составленный во времена с 1390 по 1415 годы. В нем можно найти название только городка на Хопре – Урюпеска – Урюписка – пограничной крепости Рязанского княжества. Из найденных же на настоящий момент самых ранних документов о заселенности Хопра считается список городков, подвергшихся разорению калмыков зимой 1673-74 г.г. Жалобу на калмыков привез на Москву в феврале 1674 года атаман посольской станицы А. Наумов. Из 62 городков, сожженных калмыками, двадцать было хоперских: Беляевской, Пристанской, Тишанской, Бурацкой, Провоторовской, Луковкин, Тепикин, Бесплемянный, Одинилский, Котов, Косоркинский, Добрый, Григорьевской, Федосеевской, Курепин (Урюпин), Бубков, Остроухов, Акишевской, Белуковской (Усть – Бузулукской) и станица Зотовская.
Второй документ семидесятых годов XVII века (около 1678 г.) не только перечисляет сохранившиеся или возродившиеся после калмыцкого набега городки, но и дает представление об их приблизительных размерах. Это «Роспись боевых казаков в городках по Дону, Бузулуку и Хопру». В четырнадцати городках верхнего Дона (от Донецкого до Качалинского) тогда проживало 1130 боевых казаков, 1235 казаков было в двадцати городках Хопра. По Бузулуку в «Роспись» попало четыре городка: Усть – Бузулукский – 43 казака; Алексеевской – 102 казака; Осиновской – 20 казаков; Яминской – 41 казак, всего по Бузулуку – 206 казаков.
Современные станицы Алексеевская, Усть – Бузулукская, Зотовская и Аржановская появились в конце XVI – начале XVII веков. И по праву можно считать, что станица Алексеевская – одно из древнейших поселений нашей области. Первоначально это был небольшой городок донских казаков, возникший в первую четверть XVII столетия. О времени его основания и основания других станиц, которые в настоящее время входят в состав Алексеевского района, – Усть-Бузулукской, Аржановской, Зотовской, Яминской, Карповской – до нас дошли также сведения из показаний атамана Зимовой станицы Пахома Сергеева. Он, будучи в Москве в 1700 году, сообщил, что «…по Хопру и по Медведице и по Бузулуку рекам старожилых и казацких 59 городков, в том числе хоперских 26, медведицких 17, бузулукских 16. Поселились лет со сто, а по иным по семидесяти и по осьмидесяти, людей в них жилых домами тысяч з десять» [2, с. 56].
Когда Пахом Сергеев находился в Москве, в бассейнах рек Хопер, Медведица, Бузулук и Северный Донец по приказанию Петра I проводилось описание лесов с целью выявления массивов, годных для кораблестроения. В связи с быстрым ростом населения и хищническим уничтожением лесов, в XVIII веке они быстро поредели, а к началу XIX в. сохранились лишь кое-где. В книге под названием «Краткое топографическое описание земли Войска Донского за 1806 год» написано, что если лес по Хопру и Бузулуку в XVII веке имел деревья, годные для кораблестроения, то лес XIX века был низкого качества, даже «годного к домовому строению было мало».
Об Алексеевском городке сказано: «Алексеевский городок стоит на правой стороне реки Бузулук, где Бузулук устьем впал, на пять верст и больше в поперечены, на устье реки Бузулук лес на полверсты». Война оставалась основным занятием казаков, но на смену охоте, рыболовству и бортничеству, как основным источникам пополнения продовольственных запасов, пришли скотоводство и земледелие, с последней четверти XVII века – хлебопашество. Казакам приходилось в то время не раз выдерживать набеги кочевников, грабивших их, а захваченных в плен людей – мужчин и женщин – угоняли для продажи на восточные рынки – в Персию и Турцию.
Об одном из набегов Донское войсковое правительство доносило в Москву царскому правительству, что 15 апреля1691 г. калмыцкий хан Аюк «верховые наши казачьи городки разорил многие: казаков поколол и в полон побрал многое число: коней и всякого скота отогнал тысяч за двадцать и больше». Лишь после сооружения укрепленных линий между реками Волгой и Доном разорительные и опустошительные набеги кочевников сначала сократились, а затем и прекратились.
Число проживающих по Хопру и Бузулуку из года в год прибавлялось. Ряды казачества пополнялись недовольными элементами. Царское правительство по требованию помещиков все более и более устраивало на беглецов погони. Такая охота продолжалась в течение 20 лет. До 1675 года донские казаки не допускали в своих землях розыск беглецов, они придерживались правила: «Мы никогда не выдавали людей с Дона».
В 1682 году первый раз последовало запрещение принимать в верховных городах свободных помещичьих людей. А во время царствования Петра I все более и более усиливалось требование от казаков не только прекратить прием беглых в казаки, но и вернуть на прежние места всех прибежавших на Дон, зашедших в него после 1695 года. Притеснение вызвало протест. Борьба приняла острые формы и разгорелась до восстания, которое возглавил Кондрат Булавин. Были приняты еще более крутые меры. В 1708 году Петр I предписывал князю Василию Долгорукову, командовавшему войсками: «…все городки казачьи по Дону, Медведице, Хопру, Бузулуку, Иловле сжечь и разорить до основания, людей рубить, а заводчиков сажать на кол и колесовать». Тогда было уничтожено более 40 городков [3, с. 404].
Алексеевская после подавления восстания подверглась жестокому наказанию, - выкуривая мятежный дух, казаков переселили на более худшие места, а постройки сожгли дотла. В 1740 году от наводнения станица Алексеевская переселилась на настоящее место. Первоначально же она находилась на правой стороне реки Бузулук, на песчаном бугру против настоящего поселения. По сохранившимся данным, в 1745 году в станице было дворов 101 и жителей мужчин и женщин 253, в 1785 году – дворов 210 и в 1800 году – дворов 191 и жителей мужчин 663, женщин – 834.
С1765 г. станица Алексеевская – административный центр Бузулукского сыскного начальства; с 1802 по 1857 гг. – административный центр Хоперского Округа. В 1805-1806 г. в станице Алексеевской открывается первое церковно-приходское училище, в котором училось 53 человека. Немалое число казаков станицы Алексеевской участвовало в войне1812 г. и в заграничных походах 1813-1814 гг. в составе казачьего корпуса генерала Платова. С1815 г. начинает формироваться Алексеевский казачий юрт. В1859 г. у станицы Алексеевская в юрте было 15 хуторов: Помалин, Ивкин, Яминский, Шубин, Поляков, Баландин, Полянский, Ермолаев, Жибров, Жарков, Мельников, Поляков, Муром, Таволжанский, Андреев (Горбунов), Чикунов.
В 1859 году в Алексеевской имелась почтовая станция. Через Алексеевскую пролегал так называемый Астраханский шлях – один из древнейших самых коротких сухопутных путей из Астрахани в Москву. Он был известен еще в XV веке. По переписи населения, проведенной в 1897 году казаки Алексеевской и ее хуторов (а их было 15) на 80% были неграмотными. Этот процент неграмотности сохранился сплошь до Великой Октябрьской социалистической революции.
Многое пришлось пережить на это время. Крупные пожары в станице были в 1837, 1858, 1872, 1887 гг. Эпидемия холеры в 1830 и 1842 гг. Но несмотря ни на что, к1860 г. станица имела юрт земли, принадлежащей для обработки казакам 44045 десятин; в станице в 321 хозяйстве проживало 1565 человек. С 1912 по1917 г. атаманом в станице был Путилин Андрей Иванович. В1913 г. в станице был открыт маслозавод. После революции1917 г. на казачьей земле установилась народная Советская власть. Первоначальной датой установления Советской власти непосредственно в станице Алексеевской можно считать апрель 1918 года.
Известно, что отличительными чертами казачества как сословия в Российской Империи были следующие: особый порядок отбывания воинской повинности, освобождение от подушной подати, от рекрутской повинности и от государственного земского сбора, казачество имело право беспошлинной торговли в пределах войсковых территорий и особые права на пользование государственными землями. По законодательству, казаки считались представителями других сословий (обычно крестьян, однако среди казаков были представители всех сословий), и даже в законах часто встречались термины “казачье сословие и казачье состояние”. Для развития торговли и промышленности были учреждены торговые общества казаков.
Сильнейший удар по казачеству нанесла Октябрьская революция и Гражданская война. В период Гражданской войны Дон, будучи центром белого движения, стал ареной кровопролитных боёв. Окончательный удар по донским казакам, оставшимся после Гражданской войны в СССР, нанесли расказачивание и голодомор.
Существовали права и обязанности казаков, которые следовало неукоснительно соблюдать, исполнять и чтить их. Они были, к примеру, следующими: «Защита Отечества есть священная обязанность каждого казака и гражданина Всевеликого войска Донского» и «Казаки и граждане Войска обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона» и другие [4, с. 12].
Существуют особые войсковые знаки или атрибуты казачьей власти, а также символы: знамя (хоругвъ) — символ войскового объединения, чаще всего хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях; бунчук – знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, в мирное время хранился в храме. А булава – символ военной власти, которой наделён атаман (гетман). Символ гражданской власти атаманов всех степеней это насе́ка – посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Палица, украшенная серебряными кольцами, – символ войскового судьи. Пернач – символ власти полковника. Войсковая печать в Войске Запорожском - символ полномочий писаря, в войске Донском - атрибут атамана. Кроме перечисленного были также литавры, пушки, значки, по́сохи (трости), и другое [5, с. 28].
Интересны обычаи и традиции, связанные с историей казачьих атрибутов: шашек и нагаек, погонов и лампасов. Шашка вручалась казаку в семнадцать лет, а в 21 год при отправке на службу казак получал темляк к ней. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку Решением круга казак мог быть лишён права ношения шашки на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.
Нагайка – короткая конская плеть в повседневной жизни – знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин. Офицерам погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно. Лампасы – часть казачьей одежды, полосы контрастного цвета на брюках, входящих в комплект повседневного и парадного военного обмундирования, неотъемлемая часть формы казака, даже в мирное время. Был у казаков Всевеликого Войска Донского с 1918 года и Гимн, слова написаны Гиляревским:
Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон,
И послушно отозвался на призыв свободы он…
Каждый казак старался свято чтить казачьи заповеди. Воспитание казаков начиналось с детства, с их рождения. Как правило, в семье детей было много и никому не отдавалось предпочтение – все были на равных, т.е., не было «маменькиных сынков». Коллективизм, строгость, даже некоторая суровость накладывали свой отпечаток. Недаром до наших дней дошла такая поговорка: «Приучай, когда дите лежит поперек лавки, а не тогда, когда лежит вдоль».
И главным воспитанием являлся труд. Старшие братья и сестры ухаживали за малышами, нянчили их, качали в зыбке. Начиная с пяти- шести лет, приучались помогать по хозяйству. Девочки обычно выполняли работы в огороде, в саду, занимались рукоделием – вязали, вышивали, собирали ягоды и грибы. А мальчики приучались к коню и быкам, к топору и косе. И в любом деле, то ли давая наказ и проверяя работу, то ли отчитывая за нерадивость – всегда к месту - приводились поговорки.
А их, отражающих необходимость труда, было много : «Кто раньше встает, тому Бог дает», «Весенний день год кормит», «Что потопаешь, то и полопаешь», «Труд от всех болезней лечит», «Сделал дело – гуляй смело», «Работящим рукам – цены нет», «У казака доход не живет без хлопот» и многие другие пословицы. В труде ковались выносливость, упорство, сила, ловкость. Труд рождал достаток, радость, удовлетворение.
Наряду с этим юношей приучали к смелости, стойкости, выносливости. В понятиях прошлых веков казак рождался воином, в семье его не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному все друзья и знакомые приносили что-либо «на зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон, порох, стрела, лук или пуля. Дед дарил шашку или ружье. Даренные гостями вещи развешивались в горнице [6, с. 367].
А в трехлетнем возрасте казачата сами ездили по двору верхом на лошади, в пять лет уже скакали, отгоняя лошадь в табун. С этого времени мать почти не видела сына и только терпела одни страхи за него. В детстве мальчики играли в разные игры, отрабатывая ловкость, глазомер, точность. Приучались владеть саблей, шашкой, сначала деревянной, а потом и настоящей, учились ползать на животе так тихо, чтобы не вспугнуть животное или птицу.
С двенадцати лет и даже раньше устраивались игры-сражения, в которых одна сторона изображает казаков, другая – их противников. Зимой такие игры проводились на мокром снегу при строительстве снежной крепости. По праздникам проводилась джигитовка, в которых казаки демонстрировали свое удальство, показывали, чему научились за это время: стреляли из ружей, шашкой рубили лозу и делали другие всевозможные военные упражнения. В более взрослом возрасте нередко устраивались кулачные бои: один край станицы на другой или одна станица против другой. С малолетства казачата умели плавать, а к семи-восьми годам легко управлялись с лодкой. Зачастую раньше малолетки зарабатывали копейку на перевозе при весеннем разливе рек.
В этой работе перечислены только некоторые общие вопросы формирования мировоззрения и воспитания казаков. Огромное влияние на этот процесс оказывало православие. Интенсивное строительство церквей приходится на первую половину восемнадцатого века. Для подготовки священников в 1748 году в Черкасске была основана войсковая латинская духовная семинария. К подготовке к священному званию привлекали казачьих детей. Православные храмы, монастыри и их священнослужители, безусловно, сыграли положительную роль в становлении образования, в формировании у людей моральных и нравственных ценностей.
Сейчас наблюдается возрождение истинных традиций казаков, основанных на их казачьих заповедях: «Люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто не заменит тебе её», «Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека», «Люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины» [5, с. 43] и другие заповеди, с которыми трудно не согласиться.
Библиографический список
- Антамошкина Е.Н., Антамошкина З.С. Туристско-рекреационный потенциал Алексеевского района Волгоградской области // Гуманитарные научные исследования. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru /2014/03/6298 (дата обращения: 24.03.2014)
- Пронштейн А.П. Земля Донская в 18 веке. Пост. Университет, 1961, С. 56.
- Савельев И. История казачества. Т.3 стр. 404.
- Воробьев В. А. Поселения Волгоградской области, 2-е издание. Нижнее-Волжское книжное издательство. Волгоград, 2001.
- Гордеев А.А. История казаков. Нижнее-Волжское книжное издательство, Волгорад, 1992.
- История казачества. Нижнее-Волжское книжное издательство. Волгоград. «Ведо»,1986. стр.367