На современном этапе развития экономики и общества необходима интеграция образовательных ресурсов в приоритетных образовательных программах на основе определения рациональных методов, технологий и форм профессиональной подготовки будущего специалиста.
Высшее профессиональное образование представляет собой сложнейшую социально-экономическую систему, совершенствование которой может иметь целью оптимизацию различных, зачастую противоречивых параметров ее функционирования.
И. Бляхеров, С. Руднев [1] выделяют следующие основные показатели эффективности функционирования высшего образования: академическая мобильность студентов; максимальное сближение отечественного высшего профессионального образования с зарубежным в соответствии с тенденциями Болонского процесса за счет аналогичности траекторий обучения и степеней образования, введения систем кредитов, решения вопросов качества и его контроля; минимизация социальных издержек получения высшего образования благодаря уменьшению ошибок в выборе специальности, возможности своевременной корректировки траектории обучения.
Говоря о модернизации образования, основное внимание уделяют различным организационным вопросам. Между тем, качество образования в первую очередь и главным образом определяется методикой и содержанием образования.
Качество образования взаимосвязано со стратегией его дальнейшего развития. «Основной недостаток университетского образования – отсутствие практической действенности теоретических знаний, а инженерного и технологического – ограниченность фундаментальной теоретической подготовки, обилие частных решений, описательного материала. Все это требует поиска новых форм синтеза знаний. Университетское образование должно стать системой, оказывающей решающее влияние на развитие и управление процессом превращения науки в непосредственную производительную силу общества» [2, с.25].
Одностороннее применение в образовании только принципов фундаментализма в ущерб практическим умениям и навыкам будущих специалистов, или же предпочтительное отношение к узкопрофессиональным аспектам без основ фундаментальной подготовки не могут положительно сказаться на процессе формирования будущего специалиста. Оптимальным вариантом сочетания фундаментализма и практической направленности образования может стать профилизация преподавания ряда фундаментальных и гуманитарных наук.
Профильная подготовка будущих специалистов в системе профессионального образования является экономически обоснованной, так как общий срок обучения не увеличивается, но при этом более эффективно используются образовательные ресурсы за счет четкой расстановки акцентов в образовательных программах.
Следует отметить необходимость обеспечения социально-экономической эффективности каждого компонента образовательной среды.
Необходима разработка образовательной концепции, которая обеспечивала бы оптимизацию качества образовательной деятельности по конкретным показателям трудоустройства и экономической эффективности взаимодействия школ, вузов и предприятий. Такой концепцией является концепция профилизация образовательной среды.
Профилизация образовательной среды предусматривает консолидацию ресурсов общеобразовательных школ, профессиональных училищ, вузов, межшкольных учебных комбинатов, предприятий и форм осуществления личностно-ориентированного профильного обучения и региональной кадровой политики.
Это особенно актуально в контексте нарушения преемственности между этапами общеобразовательной и профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях традиционной непрофильной образовательной среды.
Основы профилизации современного высшего профессионального образования закладываются на ступени общего образования. Как указано в Приложении № 1 к письму Министерства образования Российской Федерации от 09.07.2003 г. № 13-51-144/13: «Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению». Эти функции предопределяют направленность целей на формирование профессионально грамотной и профессионально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация указанных целей возможна при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, … отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта по каждому учебному предмету. Исходя из этого, каждый учебный предмет может быть представлен в учебном плане образовательного учреждения и/или выбран для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Рекомендуются примерные учебные планы для разных профилей специализации образования для старших классов. При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к поступлению и обучению в вузе, но и для обучения в системе начального профессионального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать функциональным, эффективным и дифференцированным. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение не тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться», т.е. профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.
Большинство старшеклассников считает, что существующее общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении современный уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).
Таким образом, переход к профильному обучению на этапе общего образования позволяет:
– обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
– создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
– установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
– обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Библиографический список
- Бляхеров, И. Многоступенчатое профессиональное образование: профильный подход [Текст] / И. Бляхеров, С. Руднев, Э. Соколов, Н. Фролов // Высшее образование в России. – 2003. – №4. – С.27-37.
- Герасин, Ф.В. Научно-технический прогресс и проблемы совершенствования деятельности высшей школы [Текст] / Ф.В. Герасин // Проблемы формирования личности специалиста широкого профиля. – Л.: Ленгиз., 1976. – 198 с.