ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ УЗБЕКИСТАНА

Клевакина Евгения Владимировна
Институт дружбы народов Кавказа

Аннотация
В данной статье автор исследует роль Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) во внешнеполитической стратегии бывших государств-участниц на примере Узбекистана. На основе изученных источников автор проводит анализ истории взаимодействия бывших государств-членов с организацией, определяет национальные интересы и причины, побудившие их выйти из ее состава, с целью дальнейшего прогнозирования взаимодействия государств-участников ОДКБ и ее дальнейшей эффективной деятельности.

Ключевые слова: внешнеполитическая стратегия, военно-политическая интеграция на постсоветском пространстве, Договор о коллективной безопасности, национальные интересы, Организация Договора о коллективной безопасности, Узбекистан


THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION IN UZBEKISTAN'S FOREIGN POLICY STRATEGY

Klevakina Eugeniya Vladimirovna
Peoples` friendship institute of Caucasus

Abstract
The author examines the role of the Collective Security Treaty Organization (CSTO) in foreign policy strategy of the former member states on the example of Uzbekistan in this article. Studying the sources the author analyzes the history between the former member states and the organization, defines national interests and reasons to suspense their membership. Also there is some guidance on future relations building in the organization.

Keywords: Collective Security Treaty, foreign policy strategy, national interests, Organization of Collective Security Treaty, political-military integration process in post-Soviet space


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Клевакина Е.В. Организация Договора о коллективной безопасности во внешнеполитической стратегии Узбекистана // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/01/5518 (дата обращения: 22.02.2024).

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и предшествующий Договор о Коллективной безопасности (ДКБ) с момента создания неоднократно меняли число участников. Анализ истории взаимодействия бывших государств-членов со структурой, определение национальных интересов и причин, побудивших их выйти из ее состава, является актуальным по причине дальнейшего прогнозирования взаимодействия государств-участников ОДКБ и ее дальнейшей эффективной деятельности. С этой целью в данной статье автор исследует национальные интересы и оценки деятельности ОДКБ Узбекистана – государства, участвовавшего в подписании Договора о коллективной безопасности (ДКБ), однако, на определенном этапе выбывшего из сотрудничества со своими ближайшими соседями

Узбекистан – государство, за два десятилетия дважды кардинально сменившее отношение к Договору и Организации. История взаимоотношений Ташкент-ДКБ берет начало 15 мая 1992 года – даты его подписания. В этот период Узбекистан, как и другие бывшие республики, возлагали на договор большие надежды. В частности, исследователи отмечают, что подписание ДКБ Ташкентом было связано со стремлением усилить свое влияние в Таджикистане посредством содействия Москвы [1, с. 140]. Кроме того, взаимоотношения между Россией и Ташкентом на тот момент имели позитивный характер, что во многом стало причиной подписания Договора.

Однако время показало, что в отношениях бывших республик не все гладко. В результате чего, Узбекистан поменял свою внешнеполитическую ориентацию, отдавая приоритет западным государствам и структурам. Во многом причина подобного поворота зависела от отношений Ташкент-РФ, где последняя традиционно выступала инициирующим звеном, а в данный период предпочла также переориентировать свои интересы на запад, отодвинув на второе место взаимоотношения с соседями. В результате чего Узбекистан 2 апреля 1999 года приостанавливает свое участие в ДКБ.

В качестве основной причины недовольства деятельности ДКБ Ташкент выделил неэффективность системы Договора. В частности, Президент Узбекистана Каримов И.А. в 2002 году заявил о том, что участники ДКБ не смогли снять напряженность в период активных военных действий Исламского Движения Узбекистана (ИДУ) против Республики в южной и юго-восточной части Узбекистана в отличие от вооруженных сил США [2, с. 98].

Прозападная ориентация Узбекистана не оставила себя ждать и уже 24 апреля 1999 года Ташкент становится членом ГУУАМ. Однако, надеждам Узбекистана на полноценное партнерство с западом, а также интеграцию в международное сообщество не суждено было сбыться. Основные причины следующей переориентации внешней политики Узбекистана заключались, прежде всего, в отсутствии уверенности в лояльности запада, США в частности, который убедился в отсутствии прогресса в осуществлении демократических реформ и приостановил военную и экономическую помощь Ташкенту. Подобная ситуация грозила Узбекистану помимо прочего полной международной изоляцией.

Немаловажное значение имели экономические выгоды сотрудничества с соседними государствами. Однако основная причина смены внешнеполитической линии Узбекистана была связана с Андижанскими событиями мая 2005 года и последствиями, к которым они привели. Действия Узбекского правительства во время разгона мирных демонстраций были оценены США и Великобританией неоправданно жестокими, что привело к блокированию отношений Ташкента между ними, а главное, страны запада намеревались устроить международное расследование Андижанского инцидента. Узбекистан, осознавая все возможные последствия подобного вмешательства, прибегнул к помощи России, которая, к слову, выражала ему всяческую поддержку и выступала против международного расследования.

Вышеуказанные события в результате привели к интенсификации отношений между Узбекистаном и бывшими республиками, следствием чего стало очередное его вступление в состав ОДКБ 23 июня 2006 года и выход из состава ГУУАМ.

Дальнейшее участие Узбекистана в ОДКБ, несмотря на позитивные высказывания администрации в отношении организации, не всегда имело односложный характер. Так, одним из основных факторов несогласия Узбекистана с политикой ОДКБ стал вопрос о формировании КСОР ОДКБ, в отношении которых Ташкент занял особую позицию. В частности, по мнению представителей Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, основной задачей КСОР является отражение внешней военной агрессии. При этом они никак не могут выступать военной составляющей на пространстве СНГ и в государствах ОДКБ для решения споров, которые могут возникнуть между ними. «Каждая из стран-участниц ОДКБ в состоянии решать свои внутренние противоречия и противостояния без привлечения вооруженных сил извне» [3].

Ситуацию усугубила реакция государств-участников ОДКБ по отношению к позиции Узбекистана по данному вопросу, в результате чего договор о создании КСОР все же был принят без участия Ташкента. В этом же ключе Узбекистан отказался от участия в формировании Коллективных миротворческих сил (КМС) ОДКБ в 2010 году.

Дальнейшее недовольство Узбекистана в отношении деятельности ОДКБ было связано с ролью организации в Афганском урегулировании, а точнее ее отсутствием. В частности, узбекские аналитики обвиняли ОДКБ в полной несостоятельности в отношении всех сфер своего мандата: от противодействия экстремизму, до вопросов наркотрафика [4].

В результате несогласия с внешнеполитической линией ОДКБ, Узбекистан в июне 2012 года анонсировал свой выход. Интересен тот факт, что фактор влияния Запада на выход Узбекистана из ОДКБ, активно муссирующийся в российской информационной среде, также активно отрицается в узбекской. При этом в комплексе причина выхода Узбекистана из состава ОДКБ, по мнению узбекского политолога Эргашева Б., представлена следующим образом: «Узбекистан дистанцировался от попыток превращения ОДКБ в инструмент решения внутриполитических проблем тех или иных членов Организации» [4].

В целом, говоря о позиции Узбекистана по отношению к ОДКБ, можно отметить то, что Ташкент, определяя свою внешнеполитическую линию, руководствуется национальными интересами и достаточно мобильно ее изменяет. На данном этапе, сотрудничество с соседями в интеграционной форме, под руководством РФ не соответствует его интересам, поэтому предпочтение отдается сотрудничеству на двустороннем уровне, кроме того на современном этапе Узбекистан нацелен на укрепление взаимодействия с западом, чему может помешать участие в ОДКБ.


Библиографический список
  1. Лапенко М.В. Некоторые аспекты военного сотрудничества на постсоветском пространстве // Военно-исторические исследования в Поволжье. 2006. Вып. 7. С. 138-154.
  2. Николаенко В.Д. Военно-политическая интеграция на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы развития // Дис…докт. полит. наук. М., 2005. 349 с.
  3. О заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан // Правительственный портал Республики Узбекистан. URL: http://gov.uz/ru/m/news/politics/2110 (дата обращения: 10.07.2013).
  4. Эргашев Б. ОДКБ и Узбекистан – развод или размолвка? // Экономическое обозрение – электронный журнал. 3.07.2012. URL: http://blog.cer.uz/?p=8264 (дата обращения: 10.07.2013).


Все статьи автора «HEGEMON»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: