В мировой социально-образовательной практике выделяются несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях, являющихся наименее защищенной частью любого цивилизованного общества. Среди них в особую группу выделяются дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности, социальной адаптированности.
Категория детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии – это особая категория обучающихся. Для них характерны, как правило, низкие показатели обучаемости, адаптивности, здоровья в целом. До последнего времени считалось, что система образования не может оказывать продуктивную помощь этим детям, и их образование сводилось в большинстве случаев к надомному, с редкими приходами педагога домой к ребенку и проведению с ним посильных коррекционно-обучающих мероприятий. Образование и «вхождение в жизнь» так называемого «сложного» ребенка оставалась трудноразрешимой задачей его семьи. Опыт зарубежных стран (Германии, Японии, Испании, Италии и др.), напротив, указывает на то, что дети со сложными сочетанными нарушениями в развитии успешно адаптируются в социуме, становятся не только социабельными, но и приносят пользу обществу. Российский опыт пока в решении проблемы недостаточно широко представлен, но уже отмечаются поступательные шаги в комплексном решении проблемы, например, в 2013 году в Законе «Об образовании в РФ» отдельным пунктом закреплено осуществление инклюзивного образования, что в правовом поле снимает барьеры-ограничения в получении образования детьми-инвалидами.
Наш научно-практический опыт показывает, что дети со сложными сочетанными нарушениями в развитии способны быть успешно социализированными и принятыми в среде сверстников. Механизмом успешной социализации является включение ребят в совместную с детьми в норме развития социокультурную деятельность.
Социокультурная деятельность в этом смысле понимается как деятельность по освоению социально-культурных норм, правил, условий успешной общественной жизни личности. Совместная социокультурная деятельность включает в себя действия не только по овладению выше перечисленного, но и формирование ценностных установок на позитивное и благоприятное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками, не имеющих таких ограничений.
Безусловно, мы понимаем, что организация такой деятельности становится задачей образовательного учреждения. Уровни социокультурной деятельности характеризуются основными направлениями социализации, которые предопределяют содержание воспитательных мероприятий образовательного учреждения, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья: 1) мероприятия по самопознанию и саморазвитию в соответствии с уровнем интеллектуального развития и с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (выявление учебных и социально-трудовых интересов, включение в кружковую деятельность, психологическое обучение и т.п.); 2) мероприятия по социально-бытовой ориентации и социальной адаптации («выдвижение» ребенка к социальным требованиям на уровне семьи, микрогруппы, норм и правил жизнедеятельности, организация ролевых, предметно-манипулятивных и деловых игр, включение в нормативно-правовое и нравственно-эстетическое регулирование учебной и досуговой деятельности, экономическое воспитание и т.п.); 3) мероприятия по социально-трудовой адаптации (организация систематического общественно-полезного труда, трудовых акций, профориентационных консультаций, углубленная трудовая подготовка и т.п.).
Непрерывность социализации обеспечивается целенаправленным и последовательным индивидуальным включением в социокультурную деятельность на этапах дошкольной ступени образования, далее в начальной школе, в среднем и старшем звене и в отдаленной по времени обратной связи с выпускниками.