ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Карасева Светлана Николаевна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики

Аннотация
В статье дается подробная характеристика психолого-педагогических (внешних) условий волевого развития подростков. Помимо этого, уделяется значительное внимание описанию содержания основных этапов обучения.

Ключевые слова: волевое развитие подростка, духовные идеалы, психолого-педагогические условия, ценностные ориентации


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF VOLITIONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITY

Karaseva Svetlana Nikolaevna
Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts
candidate of psychological sciences, associate professor, head of the chair of psychology and pedagogy

Abstract
The article gives a detailed description of the psychological-pedagogical (external) conditions of volitional development of adolescents. In addition, considerable attention is paid to the description of the content of the main stages of learning.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Карасева С.Н. Психолого-педагогические условия волевого развития подростка в учебной деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/08/3707 (дата обращения: 21.02.2024).

Проблема развития воли возникает с особой остротой в пубертатный период. Дело в том, что подросток включается в новый тип деятельности и иную, более сложную социальную ситуацию развития. Постепенно ослабляется внешний контроль, и возникают новые референтные группы (Божович Л.И., Кон И.С., Чудновский В.Э.). Поэтому подростку становится необходимо осуществлять целевую перспективу, планировать и регулировать свои действия, а также адекватно оценивать их результаты.

Одним из важнейших условий, определяющих актуализацию волевых резервов при осложненном целедостижении, становится развитие духовно-нравственной сферы. Личностная зрелость и совершенство духа подростков сможет определить ту меру усилий, которые необходимы для того, чтобы преодолеть существующие препятствия и, самое основное, заполнить «мотивационный вакуум».

Следовательно, нравственно-волевой процесс в психологическом плане – это та внутренняя сила, которая будет энергетически «подпитывать» процесс целедостижения даже тогда, когда деятельность кажется для подростка малопривлекательной и сложной, то есть демотивированной. Поэтому для эффективного волевого развития необходимо особое внимание уделять формированию духовно-нравственной сферы.

Но, анализ источников литературы показал, что данная проблема разработана недостаточно. О механизмах и условиях процесса развития воли подростка имеется большое количество исследований. Но, нравственные духовные ценности личности в качестве основного условия его актуализации и обеспечения не рассматривались. Поэтому важными являются волевые проявления подростка в форме чувства долга, привнесении в его деятельность дополнительных смыслов и следование высокому идеалу. Это означает, что важнейший источник развития – эстетические, этические, нравственные и юридические нормы, в которых были закреплены  образцы культуры человека.

Остановимся более подробно на внешних условиях волевого развития, при соблюдении и реализации которых этот процесс будет протекать более эффективно.

Во-первых, необходима деятельностная среда. При соблюдении данного условия рекомендуется опираться на положения Ананьева Б.Г., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. Деятельность ими рассматривается как система, внутри которой появляется и начинает функционировать психика. В контексте имеющихся концепций постепенно  сложилась теория учебной деятельности. Ее своеобразие заключается в том, что она становится «субъективным продуктом», появляются новообразования и качественные изменения в психике, его нравственном и умственном развитии. Спецификой учебной деятельности является то, что в результате предмет изменения – сам ученик, а становление его учебной деятельности – это формирование каких-либо сторон самооценки, самосознания и самовоспитания».

Во-вторых, наличие проблемно-волевого характера учебной деятельности. Если рассматривать развивающие возможности (Бабанский Ю.К., Габай Т.В., Давыдов В В., Зимняя И.А., Ибрагимов Г.И., Ильясов И.И., Махмутов М.И., Пидкасистый П.И., Эльконин Д Б., Якунин В.А.), то можно отметить следующее. Общая структура – частный случай волевой деятельности в общем. Поскольку исполнительские действия, которые составляют учебную, в структуре своей будут содержать контроль, переходящий постепенно в самоконтроль, завершающейся самооценкой. Это и определит волевую природу учебной деятельности в целом и волевое развитие подростков.

В связи с этим, необходимо будет адекватное структурирование учебной деятельности. При организации образовательного пространства очень важным моментом являются цели, которые превращают его в сбалансированную систему (Давыдов В.В., Эльконин Д. Б.).

Для развития воли подростка цель необходимо поставить мотивирующей и мобилизующей, но обязательно достигнутой и достижимой. Поэтому она должна быть обязательно значимой для общества и привлекательной, субъективно ценной и полезной. Следовательно, учитель создает эталонную цель-идеал и разбивает ее на систему промежуточных задач, которые достижимы будут на особом уровне трудностей, постепенно стимулировать, но не ломать волю. Добиваясь частную цель и взойдя на новую ступень успеха, подросток должен обязательно увидеть следующую, стремится к ней, и хотеть преодолеть. Более того, учителю необходимо постоянно поддерживать уверенность в собственных силах.

Более того, на этапе контроля, который должен перейти в самооценку и самоконтроль имеющегося результата осуществляется его сопоставление с эталоном. Это именно тот фокус, сквозь который волевые процессы  преломляются в волевые качества. Поэтому данному этапу должно уделяться особое внимание.

В-третьих, является необходимым наличие сформированности компетентности учителя. Поэтому, особое внимание должно быть уделено профессионализму преподавательского состава. В российских условиях школе рекомендуется найти ресурсы для того, чтобы переориентироваться с обучающих технологий, которые вооружают подростков исключительно определенным объемом теоретических знаний и некоторых умений, на глубокое и личностно-ориентированное воспитание и обучение, которое должно способствовать становлению и личностному росту отроков. Помимо этого, самым оптимальным способом общения для педагога становится субъект-субъектное межличностное взаимодействие с учащимися.

В-четвертых, необходимо особое внимание уделять диагностике уровня волевого развития подростка. Данное условие должно создаваться преподавателем и использоваться для того, чтобы определить достигнутый уровень волевого развития.

В-пятых, необходимо обязательно стимулировать познавательную активность подростков. Данное условие будет способствовать активизации процессу волевого развития.

К обязательным условиям можно отнести следующее:

  • наличие соответствия содержания материала возрастным интересам, потребностям и задачам подростка;
  • необходимость построения межличностных и субъект-субъектных взаимодействий учащихся и учителя;
  • создание постоянно ситуаций положительного климата и успеха на  уроке.

В-шестых, организация процесса должна осуществляться с той целью, чтобы обеспечивать развитие у подростков мотивации к тому, чтобы реализовать «Я-концепцию» в соответствии с духовными идеалами и нравственными нормами. К подобным условиям можно отнести следующее:

  • волевое развитие подростков должно обязательно опираться на процесс актуализации и усвоения материала, имеющего духовно-нравственное содержание;
  • согласованность и единство требований к деятельности и поведению подростков при организации любой деятельности.

В-седьмых, обязательным становится проведение коррекции уровня волевого развития подростков. Именно пубертатный период – это основополагающий период для данного процесса.

Подобные условия смогут обеспечить коррекцию, совершенствование, а также преобразование процесса и, естественно, результата волевого развития подростков в учебной деятельности. Рассмотрим основные этапы.

На начальной стадии рекомендуется расширить и сформировать понятия подростков не только о волевых качествах, но и духовно-нравственных ценностях. Рекомендуется использовать в качестве материала те дисциплины, которые изучаются по школьной программе, формируя теоретическое мышление. Например, уроки гуманитарного цикла.  Но, опираться рекомендуется на систему развивающего обучения, которая разработана Элькониным Д.Б. и Давыдовым В.В. Подобная организация позволит учащимся включиться постепенно в квазиисследовательскую, особую деятельность, которая распределена между учителем и учащимися. Речь идет о совместно-распределенной деятельности, основной формой которой становится полилог. Именно в таком случае будет возникать учебное (содержательное) общение, которое окрашено личностными взаимоотношениями. Оно становится дополнительным (идеальным) источником развития для каждого субъекта.

Уроки русского языка, истории и литературы позволят расширить и сформировать представления подростков о духовно-нравственных ценностях и волевых свойствах. Ознакомление рекомендуется начинать с обсуждения художественных и исторических персонажей и их поступков. Причем, основным механизмом развития на данном этапе становится идентификация (уподобление себя положительным персонажам).

На втором этапе рекомендуется поставить цель – сформировать мотивацию самовоспитания учащихся, опираясь на духовно-нравственные ценности. В таком случае будут решаться такие  задачи, как:

  • повышение интереса подростков к своей собственной личности;
  • организация нравственно-психологического просвещения, которое позволит у подростка сформировать критерии оценки своей личности;
  • преподнесение представлений о важности духовных и нравственных ценностей в жизни каждого человека;
  • демонстрация возможностей человеческих ресурсов при саморазвитии и самоизменении.
  • На этом этапе рекомендуется задействовать такие механизмы, как: рефлексия, позволяющая осознавать себя и свое поведение в социуме, сопоставляя знания о себе с информацией, полученной на уроках;
  • интериоризация правил, знаний, ценностей и норм, опираясь на учебный материал по гуманитарным дисциплинам.

Цель третьего этапа – развитие способностей к реализации «Я-концепции», опираясь на нравственные нормы и духовные идеалы. На данной ступени будут ставиться задачи, чтобы оказать помощь подростку при составлении индивидуальной программы по самосовершенствованию и самовоспитанию, ведению дневника самоанализа.

Отдельное внимание будет уделяться отработке разнообразных приемов самостимуляции волевых усилий (самоободрение, самоприказ, самоодобрение и прочее).

Поэтому при наличии влияния внешних условий будут формироваться и действовать внутренние предпосылки, способствующие волевому развитию отрока в учебной деятельности. Поэтому, благодаря такой организации учебной деятельности будет появляться потребность учащихся в самопознании, саморазвитии и самовоспитании, а также в реализации своей Я-концепции с учетом нравственных норм и духовных идеалов личности.


Библиографический список
  1. Грицай Л.А. Предупреждение детских и подростковых суицидов как актуальная социально-психолого-педагогическая проблема. // Гуманитарные научные исследования. – № 5 (21) Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3153
  2. Грицай Л.А. Национальные модели родительского поведения в России:  традиционный и инновационный аспект//Современные научные исследования и инновации. 2013. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24559
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  4. Калинин В.В. К вопросу о модели управления на основе культуры. // Современные научные исследования и инновации. – № 7 (27) Июль 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25665
  5. Карасева С.Н. Духовно-нравственные условия волевого развития подростка в учебной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2005
  6. Карасева С.Н. О духовно-нравственном компоненте волевого развития личности//Психолого-педагогический поиск. 2007. №5. С. 135-146
  7. Карасева С.Н. Проблема волевого развития детей подросткового возраста. // Гуманитарные научные исследования. – № 7 Июль 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3595


Все статьи автора «Карасева Светлана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: