«ОБРАЗ ЖИЗНИ» В ПЕРСПЕКТИВЕ ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ И РАЗЛОМА ЭПОХ

Романцов Андрей Юрьевич1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Каждая эпоха, исходя из собственной специфики и, соответственно, главной задачи, которая перед ней стоит (задачи самосохранения), формирует «идеальный» образ жизни человека данной эпохи.
Наилучшим образом воплощая требуемые черты, тем не менее: а) он («идеальный» образ жизни) не является единственным, доминирующим образом жизни в конкретно взятой эпохе; б) содержит в себе, не являясь гомогенным, «чужеродные» элементы следующей эпохи и, соответственно, иного образа жизни человека, что может быть развито; в) противоречив (например, в образе жизни латентно присутствует самоотчуждение).
В статье рассмотрены три «идеальные» образа жизни человека западной культуры определённых эпох: доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Романцов А.Ю., Пятилетова Л.В. «Образ жизни» в перспективе идеальных типов личности и разлома эпох // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/05/24994 (дата обращения: 22.02.2024).

На стыке «социально-культурного» и «индивидуального» миров складывается образ жизни каждого человека, и образы эти достаточно вариативны, однако есть их идеальные типы, наилучшим образом выражающие чаяния определённой социально-культурной ситуации, или чаяния цивилизации определённого типа, наиболее точно отвечая её потребностям, наилучшим образом воплощая её ценности [1] (в данной работе речь будет идти исключительно о западной цивилизации и вариациях её цивилизационных типов).

Так, выделяют, доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную эпохи развития западного общества и связанные с ними  образы жизни человека [2].

Доиндустриальный, или традиционный, образ жизни выражает потребности того такого типа цивилизационного устройства, который сформировавшегося на базе аграрно-ремесленного технико-технологического комплекса.

Живой человек в виде актуализированной мускульной силы и её «наращивание» с помощью ручных орудий труда является энергийной опорой доиндустриальной цивилизации.

Традиция в таком обществе – во всём: в способе производства и в способе (взаимо)отношений.

Именно она и определяет образ жизни человека как сельский и тип человека как традиционный. «Жизнь традиционного человека протекает в общении со сравнительно узким кругом людей – сельской общиной, «миром», – с которыми он связан отношениями взаимной ответственности, круговой поруки. Занимая строго определённое место в социальной иерархии, индивид управляется здесь по преимуществу формами внешнего контроля; он следует традиции, подражает сложившимся образцам и стереотипам. Преобладание социально-регулятивной организующей в человеческой деятельности и поведении оставляет мало места для формирования индивидуальности; личностный стиль в значительной мере совпадает с групповым» [2, с. 218].

На наш взгляд, идеальный тип традиционного общества существует в наиболее интенсифицированном режиме по сравнению с последующими типами «идеальных» типов образов жизни, поскольку априори базируется на посылке совпадения общего (бытия) с частным. «Растворённая в общине личность избегает нововведений, исходя из незыблемости раз установленных порядков. Она почтительно относится к авторитетам, соблюдает иерархию… Такое социальное бытие обладало высокой прочностью» [2, с. 218].

Истоки разнообразия (в итоге приведшие к нововведениям), пошатнувшие устои традиционного общества (Запада) надо искать, по мнению ряда учёных (например, Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера), в направлении осмысления Античности как генотипа западной цивилизации, где был заложен принцип частной собственности и экономической активности отдельно взятого человека; на ранних этапах становления западной цивилизации для образа жизни человека этой цивилизации «была свойственна тяга к освоению нового (новых земель, стихий, способов деятельности, познания) и ориентация на рациональный опыт, науку. Яркий пример такого бытия являет Одиссей – воин, путешественник, мореплаватель, стремящийся к освоению новых миров, готовый к столкновению к земными, подземными и небесными силами» [2, с. 224].

Таким образом, индустриальный образ жизни (западного человека) – логическое продолжение начатых изменений в образе жизни, в конечном счёте расшатавших традиционный способ коллективного бытия.

Опорой индустриализма выступают технологии, основанные на машинном производстве, использование сил природы, а также наука.

Социальная организация обусловлена утверждением частной собственности, независимостью (прежде всего, экономической) и конкуренцией (рыночной), демократическим способом управления обществом и плюрализмом мнений.

Ценности «цивилизации» индустриализма носят экспансивный характер (устремлённость вовне, покорение природы, иных пространств, других народов и культур); они динамичны: прежде, чем достичь «порога» своего выражения, они прошли ряд трансформаций в определённом направлении, что нашло выражение в образе жизни людей.

В «зрелом» виде образ жизни человека индустриальной эпохи «формировал городской (урбанистский) образ жизни и инновационный тип человека, обладавшего развитой индивидуальностью и ориентируемого на идеалы свободы, равенства, гражданских прав» [2, с. 225].

Опасности индустриализма уходят корнями в создаваемый им образ жизни, который в целом можно охарактеризовать как потребительский: образ жизни, к которому стремится человек индустриальной эпохи, таит в себе опасности, связанные с проблемой самоотчуждения человека («Цели индустриальной цивилизации частичны, односторонни, внешни; тогда как жизненный смысл целостен, универсален, ориентирован на внутренние мотивы» [2, с. 229]; «Наука и техника научились использовать энергию природы и самого человека в таких масштабах, что размеров возможных внезапных катастроф… попросту нельзя предугадать… Человек вновь стоит лицом к лицу с хаосом; и это тем страшнее, что большинство ничего не замечает» [3]).

Третий образ жизни – как суммарный эффект эпохи постиндустриального общества (характерными признаками которой являются новые технологии и избыток информации) – ещё только становится, вызревает, выделяется («человек-потребитель»; «одномерный человек» массовой культуры; «экономический человек»; «конформист» и др.), модифицируя образ жизни человека эпохи индустриализма.


Библиографический список
  1. Романцов А.Ю., Пятилетова Л.В. Образ жизни как сопряжение «общего» и «частного»: экзистенция мечущегося «Я» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=86519 (дата обращения: 19.05.2018).
  2. Чупина Г.А. Человек в мире смыслов. Монография. – Екатеринбург, 2009. – 270 с.
  3. Гвардини Р. Конец Нового времени [Электронный ресурс]. URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%93/gvardini-romano/konec-novogo-vremeni (дата обращения: 19.05.2018).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: