ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Матюнин Владислав Александрович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению западной культуры как феномена, охватывающего собой большую часть земного шара, его противоречивой природе (свобода и насилие) и установкам (техницизм, сциентизм, антисциентизм, антитехницизм, гуманизм), достижениям и негативным следствиям распространения, о чём важно помнить, находясь внутри самого феномена культуры западного мира.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Матюнин В.А., Пятилетова Л.В. Западная культура: проблемы и противоречия // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/01/24772 (дата обращения: 24.02.2024).

О западной культуре можно говорить, как о едином, достаточно гомогенном культурном явлении – выходце из Европы, охватившем в ХХ веке довольно много стран, в том числе укоренившемся и в «восточном регионе».

Как и любое явление, культура Запада имеет свои видимые преимущества, имеющие следствием определённые существенные ограничения, то есть она амбивалентна.

Одним из несомненных достоинств западной культуры является опора на НТП: без стремительного развития техники с опорой на научное знание (примерно 4 открытия в день в разных областях науки по состоянию на конец ХХ века) западная культура немыслима.

Техницизм как установка на приоритетное развитие техники, таким образом, подкрепляется сциентизмом (наука – главный фактор технического прогресса, особенно естественнонаучная область знания; наука в ХХ веке стала ведущей культурной сферой).

Техника проникла практически во все сферы человеческого бытия, она стала средой обитания современного западного человека, технические блага неисчислимы: рост производительности труда; повышение мобильности населения в результате серьёзного развития транспортной сферы; совершенствование жилищных условий жизни человека; мощное развитие средств коммуникации… всего не перечесть.

Современный западный человек не готов от всего этого отказаться, даже если и осознаёт губительные последствия техницизма и сциентизма.

А всё выше перечисленное имеет свои негативные стороны. Становимся на одной из них, возможно, наиболее актуальной в силу видимой новизны и актуализации.

В не так давно увидевшей свет книге М. Форда «Роботы наступают» [1] отмечается оборотная сторона роста производительности труда: проблема безработицы. М. Форд последовательно (по цепочке) описывает потерю работы вследствие «наступления роботов» различными группами трудоспособного контингента профессионалов (в том числе медицина, образование, значительная группа творческих профессий…). «В конечном итоге этот сдвиг заставит нас пересмотреть одно из базовых представлений о технологиях: о том, что машины — это средство увеличения производительности работников. Вместо этого машины сами превращаются в работников, а граница между возможностями труда и капитала размывается так сильно, как никогда прежде» [1, с. 219].

Многие исследователи западной культуры видят противоядие, в первую очередь, в смене установок: техницизма на антитехницизм (необходимость в остановке технической гонки) и конгруэнтной установкой – антисциентизм, обращающим внимание на негативные аспекты использования научных достижений, зачастую не во благо человека, таким образом, говоря о необходимости гуманизации применения научных достижений; техника – всего лишь средство для достижения такого социального порядка, где приоритетным становится человеческое достоинство [2].

На протяжении всего ХХ века даёт о себе знать борьба техницизма и гуманизма.

Через противостояние техницизма и гуманизма отчётливо пронзительно высвечивается ещё одно противоречие западной культуры: противостояние свободы и насилия.

Западная цивилизация создала все условия для реализации (индивидуальной) человеческой свободы: пространственная мобильность, скорость коммуникаций (передачи информации), социальная мобильность, различные возможности индивидуального выбора (профессии, конфессии, политических убеждений, идеологии, полового партнёра, супруга, места проживания, образа жизни, самореализации), свобода досуга и рост временных затрат на него («Известный экономист Роберт Скидельски, бывший член британского парламента, сказал следующее: одна из задач новой эпохи – научить всех жить так, как раньше жила только аристократия, и при этом не сойти с ума. Кажется, что это вообще не проблема, но на самом деле это очень большая проблема» [3]), увеличение продолжительности жизни и т.д.

Однако ХХ век продемонстрировал человеку западной цивилизации опыт тоталитаризма, имеющий место и поныне в новых формах репрессий и социального контроля.

Преимущества и ограничения западной культуры широко освещены в аналитической литературе, в целом посвящённой анализу основ и феноменологии западной цивилизации: О. Шпенглер (4) противопоставил явления «культуры» и «цивилизации», выявив негативные проявления «угасающей культуры»; гедонистический «остов» западной культуры критиковал П. Сорокин [5]; Х. Ортега-и-Гассет проанализировал феномен «восстания масс» и связанный с ним упадок западной культуры [6]; о разрушающей мощи технического прогресса писали А. Печчеи, Р. Арон, Ж. Фурастье; феномен «одномерного бытия» критиковал Г. Маркузе; о незащищённости Запада, который безмерно ослаблен внутренними противоречиями, говорил Р. Хантингтон…


Библиографический список
  1. Винкельман А. М. Выживут только философы: о книге М. Форда «Роботы наступают» // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – Т. I, № 4. – С. 218 – 225.
  2. Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. – М., 1989.
  3. Шульман Е. Современная молодёжь – самое правильное из всех поколений, какие только можно себе представить [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravmir.ru/ekaterina-shulman-sovremennaya-molodezh-samoe-pravilnoe-iz-vseh-pokoleniy-kakie-tolko-mozhno-sebe-predstavit/ (дата обращения: 05.01.2018).
  4. Пятилетова Л. В., Савина В. М. Возраст цивилизации: к вопросу о переоценке культурологической концепции Освальда Шпенглера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14035.htm
  5. Стадник В.А., Пятилетова Л.В. Культурологическая концепция П. Соркина // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/07/24221 (дата обращения: 05.01.2018).
  6. Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Человек массового общества в его отношении к искусству и «аристократии»: «обнуление» и «конец культуры» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15341.htm.


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: